ОБЛАСТНОЙ ФОРУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ
И ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК
Использование приемов ТРИЗ-технологии
На уроках в начальной школе
Филимонова С.Ю.,
учитель начальных классов
МБОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского»
г. Гатчина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
«Творчеству можно научиться так же, как и другим видам человеческой деятельности, можно познать закономерности, проявляющие творчество, можно научиться применять эти закономерности — а значит, можно научиться создавать новое, творить, изобретать».
ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – универсальная технология анализа и решения проблемных вопросов, применяемая во многих сферах человеческой деятельности. В последние годы образовательные практики, в основу которых положены идеи ТРИЗ, получили широкое признание. В профессиональном педагогическом сообществе укоренился новый термин «ТРИЗ-педагогика”.
Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:
- поиска идей,
- выявления и решения многих творческих проблем,
- выбора перспективных решений,
- развития творческого мышления, формирования творческой личности.
Кто из нас не задавался вопросами:
как учить детей без принуждения?
Как помочь им раскрыть свои возможности?
Как сделать предмет интересным для всех?
Как дать стимул к творчеству?
Чему я хочу научить своих учеников?
Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.
1. Цели и задачи ТРИЗ - технологии:
- целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;
- обучение способам решения творческих задач;
- обучение способам коллективной познавательной деятельности;
- формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;
- формирование познавательной активности и интереса;
- воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;
- воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.
Актуальность применения ТРИЗ-технологий в начальной школе.
Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.
Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:
- регулятивных УУД:
прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;
- познавательных УУД:
анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;
- коммуникативных УУД:
постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;
- личностных УУД:
самоопределение, смыслообразование.
Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:
- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
- Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
- ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
- Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
- ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
3. Приемы и методы ТРИЗ - технологий для начальной школы.
"Урок - это солнце, вокруг которого,
как планеты, вращаются все
другие формы учебных занятий".
Н.М. Верзилин
На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?
Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности, возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.
Рассмотрим приемы и методы ТРИЗ, которые успешно используются в педагогической деятельности в логике конструктора урока:
ЭТАП УРОКА | Приемы ТРИЗ для достижения поставленных целей |
Самоопределение деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». | Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Ассоциативный ряд Удивляй! Фантастическая добавка Необъявленная тема и др. |
Актуализация опорных знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Цепочка признаков Я беру тебя с собой Да - нет Корзина идей, понятий, имен (со шляпой по кругу) Ложная альтернатива и др. |
Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | Стратегия «ИДЕАЛ» Целое—часть. Часть—целое Изобретательская задача и др. |
Открытие новых знаний Цель: построение проекта выхода из затруднений. | Лови ошибку Приём Пинг-понг «Имя – Значение» Послушать-сговориться-обсудить Хорошо – плохо Мозговой штурм Зигзаг и др. |
Первичное закрепление | Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи и др. |
Самостоятельная работа | Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи и др. |
Включение нового знания в систему знаний | Хочу спросить Толстый и тонкий вопрос Ромашка Блума и др. |
Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | «Телеграмма» Синквейн До - после Сообщи свое Я Рюкзак и др. |
Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.
Использование данных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.