Актуальность применения ТРИЗ-технологий в начальной школе.




ОБЛАСТНОЙ ФОРУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

И ИННОВАЦИОННЫХ ПРАКТИК

Использование приемов ТРИЗ-технологии

На уроках в начальной школе

 

Филимонова С.Ю.,

учитель начальных классов

МБОУ «Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского»

 

г. Гатчина

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

«Творчеству можно научиться так же, как и другим видам человеческой деятельности, можно познать закономерности, проявляющие творчество, можно научиться применять эти закономерности — а значит, можно научиться создавать новое, творить, изобретать».

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – универсальная технология анализа и решения проблемных вопросов, применяемая во многих сферах человеческой деятельности. В последние годы образовательные практики, в основу которых положены идеи ТРИЗ, получили широкое признание. В профессиональном педагогическом сообществе укоренился новый термин «ТРИЗ-педагогика”.

Что же такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:

- поиска идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- выбора перспективных решений,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Кто из нас не задавался вопросами:

как учить детей без принуждения?

Как помочь им раскрыть свои возможности?

Как сделать предмет интересным для всех?

Как дать стимул к творчеству?

Чему я хочу научить своих учеников?

Ответить на эти вопросы поможет ТРИЗ –технология.

1. Цели и задачи ТРИЗ - технологии:

- целенаправленное развитие навыков системного мышления и творческого воображения;

- обучение способам решения творческих задач;

- обучение способам коллективной познавательной деятельности;

- формирование открытого мышления, не скованного стереотипами;

- формирование познавательной активности и интереса;

- воспитание терпимости при соприкосновении с отличающейся точкой зрения;

- воспитание позитивного и конструктивного отношения к окружающей действительности.

 

Актуальность применения ТРИЗ-технологий в начальной школе.

Технология ТРИЗ соответствует требованиям ФГОС НОО второго поколения. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который, в свою очередь, является одним из механизмов реализации данной технологии.

Применение ТРИЗ способствует формированию универсальных учебных действий:

- регулятивных УУД:

прогнозирование, самоконтроль, саморегуляция;

- познавательных УУД:

анализ и синтез объектов, сравнения, поиск информации;

- коммуникативных УУД:

постановка вопросов, разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли;

- личностных УУД:

самоопределение, смыслообразование.

Воспитательный потенциал ТРИЗ предполагает анализ любой ситуации, учёт противоречий, поиск оптимального решения.

Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:

- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.

- Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности школьника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.

- ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

- Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

- ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

 

3. Приемы и методы ТРИЗ - технологий для начальной школы.

"Урок - это солнце, вокруг которого,

как планеты, вращаются все

другие формы учебных занятий".

Н.М. Верзилин

На уроках с использованием ТРИЗ знания, умения и навыки не транслируются от учителя к детям, а формируются в результате самостоятельной работы с информацией. Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой — развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

Дает возможность проявить себя, стремиться получать новую информацию об окружающем, развивать потребность в познавательной деятельности, возможность созидать, творить, формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения, способствует развитию аналитических способностей.

Рассмотрим приемы и методы ТРИЗ, которые успешно используются в педагогической деятельности в логике конструктора урока:

ЭТАП УРОКА Приемы ТРИЗ для достижения поставленных целей
Самоопределение деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». Нестандартный вход в урок Отсроченная отгадка Ассоциативный ряд Удивляй! Фантастическая добавка Необъявленная тема и др.
Актуализация опорных знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Цепочка признаков Я беру тебя с собой Да - нет Корзина идей, понятий, имен (со шляпой по кругу) Ложная альтернатива и др.
Постановка проблемы (создание проблемной ситуации) Цель: обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Стратегия «ИДЕАЛ» Целое—часть. Часть—целое Изобретательская задача и др.
Открытие новых знаний Цель: построение проекта выхода из затруднений. Лови ошибку Приём Пинг-понг «Имя – Значение» Послушать-сговориться-обсудить Хорошо – плохо Мозговой штурм Зигзаг и др.
Первичное закрепление Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи и др.
Самостоятельная работа Морфологический ящик Создай паспорт Ситуационные задачи Изобретательские задачи и др.
Включение нового знания в систему знаний Хочу спросить Толстый и тонкий вопрос Ромашка Блума и др.
Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. «Телеграмма» Синквейн До - после Сообщи свое Я Рюкзак и др.

Методов и приемов в ТРИЗ - педагогике очень много. Перечисленные и многие другие приемы успешно применяются на уроках в начальной школе. Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами. Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Использование данных приемов педагогической техники в начальной школе формирует способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Следовательно, речь идет о развитии УУД учащихся, т.е. об умении учиться, которое, в свою очередь, является ключевой компетенцией ученика в условиях реализации ФГОС НОО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: