Тактика «мозгового штурма»




«Учебный мозговой штурм»

Один из наиболее известных методов коллективного поиска решений, он активизирует способности детей.

Цель метода: стимулировать группу к выдвижению большого количества разнообразных идей.

«Учебный мозговой штурм» является уникальной формой получения знаний. Для меня, как педагога, этот метод стоит на первом месте среди приемов ТРИЗ, является своеобразной канвой для организации всей образовательной деятельности.

Дидактические ценности УМШ:

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

- учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- участники штурма учатся слушать и слышать друг друга, чему особенно способствует учитель, поощряя тех, кто стремится к развитию предложений своих товарищей;

- учителю легко поддержать трудного ученика, обратив внимание на его идею;

- наработанные решения часто дают новые подходы к изучению темы;

- УМШ вызывает большой интерес учеников, на его основе легко организовать деловую игру.

Технология УМШ

УМШ проводится в группах численностью 6-8 учащихся.

Первый этап. СОЗДАНИЕ БАНКА ИДЕЙ

Главная цель — наработать как можно больше возможных решений.

Для учеников начальной школы этот этап можно назвать «Мяч по кругу» (учащиеся передают мяч друг другу, высказывая свои идеи). Правило: Не критикуй!

Второй этап. АНАЛИЗ ИДЕЙ

Все высказанные идеи группа рассматривает критически. При этом придерживается основного правила: в каждой идее желательно найти что-то полезное, возможность усовершенствовать эту идею или хотя бы применить в других условиях.

Для учеников начальной школы этот этап можно назвать «ПереДУМкино». Правило: Перечитай и улучши!

Третий этап. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

Группа отбирает самые интересные решения и выбирает спикера, который рассказывает о них классу и учителю.

Для учеников начальной школы этот этап можно назвать «Всегда готов». Правило: Отбери лучшее!

 

  1. Примеры использования приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе.

Приведу примеры использования приемов ТРИЗ на уроках в начальной школе.

  1. Приём “Нестандартный вход в урок”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Невидимые нити”

Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”

2. Приём “Отсроченная отгадка”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Из чего что сделано”

Учитель: А знаете ли вы, что качество вашей зимней шерстяной варежки частично зависит от сочности травы летом?

3. Приём “Удивляй!”

Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)

Тема: “Какие бывают животные?”

Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?

Приём Пинг-понг «Имя – Значение»

Русский язык (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 3 класс)

Тема: «Обобщение и систематизация изученного о частях речи».

Учитель: Играем в пинг-понг с объектом «Часть речи». Первая команда называет имя признака, вторая – соответствующее значение признака. Затем наоборот. Будьте внимательны, называйте имена, которые имеют одно конкретное значение признака. Проигрывает та команда, которая не может назвать имя признака или ответить значением.

- Имя существительное. Что обозначает?

- Предмет. На какие вопросы отвечает?

- Кто? Что? Как называются существительные, которые отвечают на вопрос кто?

- Одушевленные. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос что?

- Неодушевленные. Как называются существительные, которые пишутся с заглавной буквы?

- Собственные. Как называются остальные имена существительные?

- Нарицательные. В какую форму надо поставить имя существительное, чтобы определить род?

- Начальную. У имен существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- Женского. Как называется изменение имен существительных по вопросам?

- Склонение. Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже? ….и т.д.

Прием «Синквейн»

Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)

Тема: «Авторское отношение к герою стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

Задание: напиши синквейн о деде Мазае. Работы учащихся.

Дед Мазай. Старый, добрый. Поплыл, спас, высадил. Вот молодец, дед Мазай! Спасатель.   Дед Мазай. Жалостливый, сообразительный. Приплыл, посадил, спас. Побольше бы таких Мазаев! Спасатель. Дед Мазай. Добрый, жалостливый. Спасает, помогает, жалеет. Мне нравится дед Мазай. Отважный.

6. Приём “Рюкзак”

Математика (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема: «Деление с остатком. Что узнали? Чему научились?»

Учитель: Сегодня мы завершили изучение темы «Деление с остатком». Наш рюкзак ждет, чтобы мы заполнили его своими достижениями и успехами. Расскажи, чему научился? Каких успехов достиг? Если не сможешь собраться с мыслями, скажи «пропускаю ход».

- Я научился выполнять деление с остатком и узнал, что при делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

- Я научился выполнять деление с остатком разными способами.

- Я, наконец-то понял, как выполнять деление с остатком способом подбора.

- Я разобрался, как решать задачи на деление с остатком.

- Я научился делать вычисления, когда делитель больше делимого.

- Теперь я знаю, как выполнить проверку деления с остатком.

И т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: