Приемы «Морфологический ящик», «Создай паспорт».




Литературное чтение (Л.Ф. Климанова, 3 класс)

Тема: «Характеристика героев рассказа К.Г.Паустовского «Растрёпанный воробей».

Учитель:

- Назови главного героя произведения. (Воробей Пашка).

- Какие личностные качества соответствуют этому герою? (Смелый, сообразительный, верный, благодарный, и т.д.)

Дети перечисляют качества воробья, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».

- Какой герой является противоположностью главному герою? (Ворона)

- Какие качества подходят этому герою? (Сварливая, хитрая, злая и т.д.)

Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик».

- Поработаем в парах. Задача: создать паспорта двух противоположных героев – воробья и вороны.

Прием «Жокей и лошадь».

Математика (М.И. Моро, М.А. Бантова, 3 класс)

Тема: «Умножение двузначного числа на однозначное».

У каждого ребенка – половинка яблока, на которой записано числовое выражение. Учитель предлагает детям найти свою половинку так, чтобы получилось равенство.

 

 

Вывод: включение в уроки подобных заданий создают возможность включить учащихся в посильную для них творческую деятельность. Задания такого характера побуждают учащихся к самостоятельности, учат ставить цели, достигать результатов. Применение ТРИЗ позволяет учителю вдохновлять своих учеников на открытие новых знаний, на поиск ответов на вопросы, на желание изобретать, мыслить, а значит, ТВОРИТЬ, а не созерцать.

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку урока литературного чтения с использованием приемов ТРИЗ-технологии.

Конспект урока

Предмет: литературное чтение.

Тема. Понятие о легенде как о фантастическом рассказе. Г. Остер «Как появляются легенды».

УМК «Школа России»

Класс: 3

Учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник в 2-х частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2018.

Учитель: Филимонова Светлана Юрьевна

 

Задача урока: создать условия для формирования у обучающихся первоначального представления о легенде.

Планируемые результаты:

Предметные:

- познакомить с понятием «легенда»;

- распознавать литературные жанры, участвовать в их обсуждении;

- использовать разные виды чтения;

- формировать умение осознанно воспринимать и оценивать со­держание и специфику текстов.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме.

Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения, обобщать и делать выводы;

- соотносить свои представления с новой информацией.

Коммуникативные УУД:

- строить понятные для партнёра высказывания;

- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога; взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Личностные:

- соблюдать правила работы в группе;

- проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.

 

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ресурсы урока: учебник: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение: Учебник в 2-х частях. Часть 2 – М.: Просвещение, 2013; тексты разных литературных жанров (сказка, рассказ, басня, стихотворение); «Умный конверт»; кластер «Литературные жанры»; заметка из газеты «Гатчинская правда»; презентация к уроку.

 

 

Межпредметные связи: краеведение.

Время Ход урока  
0,5 мин. I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - Сегодня у нас много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь со всеми. - Мне бы очень хотелось, чтобы на уроке царила атмосфера поиска и сотрудничества. Желаю вам успехов.   Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
14 мин. II. Актуализация опорных знаний.Постановка целей и задач урока. - Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Для успешной работы в группах нужно выбрать экспертов. - Прошу представиться экспертам групп. 1. Интеллектуальная разминка. СЛАЙД 1 - Представьте себе, что мы отправились в кинотеатр. Перед нами афиши: «Он попался», «Котенок по имени Гав», «Как обезьянки обедали», «А вдруг получится!..». - Вопрос: какую связь можно установить между этими объектами? Ответы уч-ся: «Автор сценария всех этих мультфильмов Г.Остер» СЛАЙД 2 - Правильно, автор сценария всех этих мультфильмов Григорий Бенционович Остер. На прошлом уроке мы уже начали знакомиться с его творчеством. Какие интересные факты из жизни Остера вы узнали? Ответы уч-ся: «У него 5 детей; по предложению Администрации президента В. В. Путина Григорий Остер разработал сайт «Президент России гражданам школьного возраста»; он писатель, поэт, сценарист и драматург». - Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Георгия Бенционовича. «Интеллектуал. разминка» Цель: настроить учащихся на учебную деятельность, развитие мышления, внимания, умения анализировать, обобщать, выделять главное. Мультимедийная презентация Цель: облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
  2. Прием «КЛАСТЕР» - Григорий Остер пишет произведения в разных литературных жанрах. Задание для групп. - У вас на столах лежит «Умный конверт». В нем несколько текстов и лист для составления кластера. Ваша задача: прочитать тексты, определить их литературный жанр и составить кластер с ключевым понятием «Литературные жанры». Когда задание будет выполнено, группа показывает всем свою готовность. Приступаем к работе.   (В «Умных конвертах» пронумерованные тексты, соответствующие каждому жанру (рассказ, басня, стихотворение, сказка) и лист с кластером. Дети в группе читают тексты, определяют их жанры и заполняют кластер. Одно окошко остается незаполненным. - Проверим, каким получился ваш кластер. СЛАЙД 3 - Текст №1, жанр – стихотворение, №2 – рассказ, №3 – басня, №4 – сказка. -Одно окошко у нас осталось незаполненным. О чем это говорит? Ответы детей: «Познакомимся с новым литературным жанром». -Положите кластер в центр стола. Позже мы к нему вернемся. 3. Прием «Отсроченная отгадка» СЛАЙД 4 -Прочитайте название произведения, с которым мы познакомимся на уроке. Ответы детей:«Как получаются легенды». - Обратите внимание, в названии произведения спрятался вопрос: как получаются легенды? Давайте договоримся, что этот вопрос будет для нас «Отсроченной отгадкой», которую вы узнаете в конце нашего урока. 4.Прием «Корзина идей» СЛАЙД 5 - Что же такое легенда? Для ответа на этот вопрос я предлагаю заполнить пустую корзину вашими идеями. Запишите свои мысли на листочке. Обменяйтесь информацией, выберите самую интересную на ваш взгляд идею и подготовьтесь назвать только одно значение слова «легенда», не повторяя ранее сказанного. -Итак, как вы считаете, что такое легенда? (Ответы детей учитель вписывает в таблицу на слайде. Ответы детей: «Легенда - это невероятная история; это то, что произошло когда-то очень давно; это выдуманный рассказ»). - Итак, вы считаете, что легенда это: невероятная история; то, что произошло когда-то очень давно; выдуманный рассказ. Давайте проверим ваши предположения. Заглянем в толковый словарь. СЛАЙД 6: Слово легенда многозначное: 1. Произведение о каком-либо фантастическом событии или лице. 2. Вымышленная с целью конспирации биография разведчика. 3. Надпись на монете. 4. Пояснительный текст и описание условных знаков к плану, рисунку, карте. - У кого из вас были похожие мысли? – Как вы думаете, с каким из этих понятий мы будем работать на уроке? Ответы детей: «С первым понятием: произведение о каком-либо фантастическом событии или лице». Прием «Кластер» Цель: развитие умения обобщать, делать выводы на основе работы с текстом. Прием «Отсроченная отгадка» Цель: активизация мыслительной деятельности учащихся.   Приём «Корзина идей» Цель: актуализация имеющегося у обучающихся опыта и знаний, обогащение словарного запаса учащихся.
18 мин.   III. Постановка проблемы. Открытие новых знаний. 1. Первичное восприятие текста. - Вы уже знаете, что Г.Б.Остер родился в Одессе и любил гулять по улочкам и переулкам родного города. Любил слушать, как шелестят листья лаврового дерева, вдыхал их аромат. А потом у него появилась книга «Легенды и мифы Лаврового переулка». Сегодня мы познакомимся с отрывком из этой книги. СЛАЙД 7 - Откройте учебник на странице 184. Приготовьте карандаш. Во время чтения вам нужно сделать пометки: то, что правдиво, отметьте знаком «+», то, что вымышлено - знаком «-». - После чтения подготовьтесь ответить на вопрос: что из того, что мы прочитаем правдиво, а что вымышлено? Читать будем по абзацам. СЛАЙД 8   2. Проверка восприятия. -Кому понравилось читать легенды? -Чем похожи эти легенды? Ответы детей: «Эти легенды про детей, которые не слушались родителей. В первой и второй легенде с детьми случается то, чего не может быть на самом деле». - Рассмотрите иллюстрацию на стр. 185. Найдите и прочитайте отрывок к ней. - Как вы считаете, что в этих легендах имеет реальную основу? Ответы детей: «Реальной основой в легендах является то, что девочка может плохо есть и не любить молоко, а мальчик может не любить умываться». - Чего не может быть на самом деле? Ответы детей: «На самом деле девочка не может стать такой худенькой, что ее унесет ветер и не принесет обратно. Мама не может не узнать своего ребенка и не пустить домой, даже если он очень грязный». -Зачем родители рассказывают такие легенды своим детям? Ответы детей: «Чтобы дети делали то, что им говорят родители, а то с ними может что-нибудь произойти нехорошее».   3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА«Зарядка для хвоста» СЛАЙД 9   - Давайте немножко отдохнем. Сделаем зарядку под песенку мартышки из мультфильма «Зарядка для хвоста».   4. Постановка проблемы и ее решение с помощью техники «Мозговой штурм». - Когда была написана первая легенда, наверное, уже не помнит никто. Легенды появлялись много раз, исчезали, и вновь появлялись, они передавались от сердца к сердцу, из уст в уста, чтобы передавать накопленный опыт из поколения в поколение. - Обратитесь к кластеру, какой из перечисленных жанров больше других подходит к понятию «легенда»? Ответы детей: «К понятию «легенда» больше всего подходит сказка». - Детство каждого человека начинается с увлекательного мира сказок и легенд. Это смежные жанры, но все же легенду нельзя назвать сказкой. - Почему легенду нельзя назвать сказкой? Используем для решения этой проблемы технику «Мозговой штурм». Вспомним правила. СЛАЙД 10 1.Первый шаг «Мяч по кругу» Правило: НЕ КРИТИКУЙ! Эксперт записывает все идеи. 2. Второй шаг. ПереДУМкино Правило: перечитай и улучши! 3. Третий шаг. Всегда готов! Правило. Отбери лучшее!   - Внимание, вопрос: почему легенду нельзя назвать сказкой? Прошу экспертов взять мяч и группам приступить к работе. (Дети работают в группах по плану). Разрешение проблемы. - Итак, почему же легенду нельзя назвать сказкой? Прошу экспертов озвучить ваши идеи. Ответы экспертов групп: «В легенде говорится о том, что бывает на самом деле, а в сказке все выдумано; в сказках есть волшебные предметы и герои, а в легенде герои реальные; в сказке всегда счастливый конец, есть троекратные повторы, а в легенде этого нет; в сказке есть поучение, в легенде нет». - Молодцы, у вас очень интересные идеи. Давайте проверим ваши предположения. Внимание на слайд.   СЛАЙД 11  
СКАЗКА ЛЕГЕНДА
Основа сказки – фантастический вымысел, не связанный с реальными событиями. Основа легенды – реальность.
В сказке всегда есть поучение, мораль. В легенде заключается то, над чем нужно задуматься и сделать выводы
Сюжет сказки строится по правилам: зачин, троекратный повтор, счастливый конец с победой добра над злом. Сюжет легенды близок к ходу реальных событий.

 

- Поднимите руки, у кого были похожие мысли. Как вы думаете можно ли легенду отнести к отдельному литературному жанру? Почему?

Ответы детей: «Да, потому что легенда- это произведение, у которого есть свои особенности, признаки».

- Прошу эксперта взять кластер и дополнить его новым литературным жанром – легенда.

СЛАЙД 12

 

Цель: формировать умение структурировать знания, умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания.   Чтение с пометками. Цель: сформировать интерес к изучаемому произведению, совершенствовать навыки чтения, развивать умение анализировать произведение.   Выборочное чтение Цель: развивать умение работать с текстом.     Цель: сохранение здоровья учащихся. Используется аудиозапись песни из мультфильма «Зарядка для хвоста». Техника «Мозговой штурм» Цель: стимулировать группу к выдвижению большого количества разнообразных идей.  
7 мин. IV. Первичная проверка понимания. -Действительно, в отличие от сказки, легенда связана с реальной историей и реальной местностью. В нашем городе нет Лаврового переулка. Зато много других улиц, величественный дворец, красивейшие озера, прекрасные парки, о которых тоже сложены легенды. Сегодня мы познакомимся с одной из них. - Гатчинцы хорошо знают расположенное в Приоратском парке Филькино озеро. Однажды в газете "Гатчинская правда" появилась небольшая заметка, которая называлась "Несси в Филькином озере". - Перед нами текст той сенсационной заметки. СЛАЙД 13 (Дети читают текст со слайда). "Сегодня, в 6 часов утра, рыболов-любитель Фёдор Петров опять видел в Филькином озере необычное существо. Оно высунуло маленькую головку на длинной шее, и внимательно осмотрев окрестности, ушло в озеро. Особенно рыболову запомнились большие глаза загадочного обитателя этого водоема. По заявлению Фёдора в Филькином озере обитает Несси. Хотим отметить, что это не первая встреча рыболова с таинственным животным. Решено организовать глубоководную экспедицию, чтобы убедиться в его существовании. Запись в экипаж экспедиции производится только один день - сегодня с 9 до 24 часов". - Эту заметку можно назвать легендой? Почему? Ответы детей: «Да, это легенда, потому что в ней есть реальная основа – это то, что рыболов мог увидеть в озере что-то похожее на Несси, например, бревно. Потом он от страха выдумал историю и всем вокруг ее рассказывал». - Но легенды не всегда выдуманы. А вдруг в нашем озере действительно обитает Несси? Ведь мы не знаем, сколько в этой истории вымысла, а сколько правды. Вот поэтому подобные истории люди и называют легендами. - Думаю, вам интересно узнать, состоялась ли экспедиция, было в Филькином озере Несси или нет. Перевернем страницу, прочитаем текст.   СЛАЙД 14   (Дети читают текст со слайда). Удивительная заметка вышла в свет 1 апреля, и этим было все сказано. Но некоторые гатчинцы эту шутку восприняли всерьез. Горожане и сегодня вспоминают про Несси. А вдруг все это правда? Легенды рождаются не на пустом месте, но иногда мы придумываем их сами... - Как вы понимаете слова «… и этим было все сказано»?   Ответы детей: «Заметка вышла 1 апреля, значит это все шутка». -Вернемся к приему «Отсроченная отгадка». СЛАЙД 15 - Как получаются легенды? Ответы детей: «Их придумывают люди, дополняя вымыслом какой-либо факт».   Цель: закрепление материала, развитие умение обобщать, делать выводы.    
2,5 мин. V. Информация о домашнем задании. СЛАЙД 16 - Сегодня мы прочитали только малую часть из книги Г. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка», в книге можно найти много других интересных легенд, например: «Полезная девчонка», «Как пиратов не стало», «Катька-оружие», «Егор и его мурашки». Если эта книга вас заинтересовала, обязательно ее прочитайте. Ведь Г. Остер говорит: «Мои книги – прививки детям против глупых, неверных и неправильных поступков». - Я предлагаю вам выполнить к этому уроку творческое домашнее задание. Какое это может быть задание? Ответы детей: «Сочинить легенду, нарисовать рисунок к произведению, составить толстые и тонкие вопросы к тексту, нарисовать обложку к книге, прочитать другие легенды из книги…». - Вы можете выбрать и выполнить любое из предложенных заданий или придумать задание для домашней работы к уроку самостоятельно. Цель: закрепить полученные знания на уроке. Дети предлагают и выбирают задание для самостоятельного выполнения.
3 мин. VI. Рефлексия деятельности. Приём“Рюкзак” -Сегодня мне бы очень хотелось узнать, что нового, интересного, полезного вы узнали на уроке. Для этого используем прием «Рюкзак». Тот, кому он попадет в руки, должен будет сказать, чему он научился, что узнал. Рюкзак перемещается от одной группы к другой. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Ответы детей: «Я узнал, что такое легенда; я знаю, чем отличается сказка от легенды; я узнал, как появляются легенды» и т.д. -Спасибо, меня очень порадовали ваши ответы.   Прием «Идеальный опрос» - Поднимите руку, кто считает, что он усвоил урок на «5», на «4», на «3». - Молодцы, я вижу, что вы хорошо усвоили новый материал, и без затруднений будете находить среди разных литературных жанров легенды. Урок окончен.   Прием «Рюкзак» Цель: зафиксировать свои продвижения в учебе.     Прием «Идеальный опрос» Цель: контроль результата учебной деятельности.    

 

Заключение

ТРИЗ-технология в школе – направление, которое позволяет обучающимся увлекательно получать новые знания, справляться творчески с трудными задачами и достигать высокого результата. Я уверена, что ТРИЗ – технология ведет ребенка на встречу с Чудом. Имеется в виду получение сильного необычного впечатления от самостоятельно созданной загадки, сказки или рассказа, выполненного творческого задания. Удивление и радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, а внимание школьника всегда там, где ему интересно. Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов в процессе повышения мотивации к обучению и позволяет превратить каждый урок в маленькое открытие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: