на индивидуальный проект




Индивидуальный проект

 

«Вклад советских ученых

В дело Победы

В Великой Отечественной войне.

Годы.

«Артиллерия – бог войны»

По физике

 

 

обучающегося 9 - Б класса

Подъячий Михаила Владимировича

 

 

Руководитель проекта:

учитель физики

Живаго Ольга Ивановна

г. Симферополь

 

2020 г

 

Содержание:

 

1. Введение

 

2. Основная часть

 

2.1. «Артиллерия – бог войны!»

 

2.2. «Катюша»

 

3. Заключение

 

4. Список литературы

 

Введение

В эти дни наша страна готовится к одному из незабываемых праздников страны - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.

Нам, сегодняшним школьникам, известно не очень много о подвигах советских ученых в годы войны, об открытиях и изобретениях, сыгравших немаловажную роль в победе над фашизмом. Мне захотелось своих одноклассников познакомить со своими исследованиями. В этом заключается практическое значение моей работы.

Данная работа рассказывает о деятельности выдающихся физиков в годы войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, Советская армия одержала Победу.

 

window.google_render_ad();

Физика – одна из наук на основе, которой базируется техника. Во время войны роль науки в развёртывании военного производства была огромна, что позволило не только выстоять в войне, но и победить. Советские ученые, конструкторы, инженеры с первых дней войны были полны решимости - отдать все свои силы, знания, весь свой труд и опыт великому делу разгрома фашизма. «Все для фронта, все для победы!» – эти слова стали девизом миллионов.

Цель работы: показать роль науки в достижении Победы, перечислить наиболее значимые открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке, показать вклад учёных - физиков в дело Великой Победы.

Задачи работы:

- изучить источники об образцах вооружения, созданных в годы Великой Отечественной войны;

- проанализировать собранный материал;

Объект исследования:

Вклад советских учёных – физиков в дело Великой Победы.

Предмет исследования:

Оружие, созданное учеными-физиками в годы Великой Отечественной войны.

 

Основная часть

Великая Отечественная война была грозным испытанием силы и духа советского народа, прочности и стойкости первого в истории человечества социалистического государства.

Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука.

Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».

Отечественная наука и техника тоже встали на военную вахту. Как писал выдающийся физик и организатор науки Сергей Иванович Вавилов, «... научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила без промедления все свои усилия, знания и умения на помощь фронту.

Физики-теоретики от вопросов о внутриядерных силах и квантовой электродинамики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы, отложив на время острейшие вопросы космической радиации, спектроскопии, занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, радиолокацией... Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину»

По словам академика И.В. Курчатова «Современная война - это не только война танков, самолетов, живой силы, это, помимо всего прочего, еще война научных лабораторий»

С первых дней войны по решению ЦК партии и Государственного Комитета Обороны началась эвакуация научных учреждений и вузов - прежде всего из прифронтовой полосы. Она была объявлена важнейшим государственным делом: во что бы то ни стало сохранить и ученых, и научную базу страны.

2.1. “Артиллерия – бог войны”

 

Кому из немцев не было знакомо простое русское имя “Катюша”, наводившее на них ужас! А советские солдаты говорили о ней так:

"Говорит пехота - чистая работа! Где ударит “Катя” - фрицу не пролезть. Воевать охота, - говорит пехота, - раз у нас такая пушка есть!
Влево и направо бьёт врагов на славу, впереди – горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву сыплет “Катя” щедрою рукой.
Голосок, что надо, он для нас отрада, а для немцев это замогильный бас.
Как услышат “Катю” - удирают гады, и бросают танки, прибавляют газ!"

(С. Сёмин, “Песни, поднимавшие в атаку”, Тула, 1976 г.)

В основе полёта снаряда лежит наука баллистика - комплекс физико-технических дисциплин, охватывающих теоретическое и экспериментальное исследование движения и конечного воздействия метаемых твердых тел — пуль, артиллерийских снарядов, ракет, авиационных бомб и космических летательных аппаратов. Разработка и проектирование видов и систем баллистического оружия основываются на применении математики, физики, химии и конструкторских достижений для решения многочисленных и сложных задач баллистики. Основателем современной баллистики принято считать Исаака Ньютона. Формулируя законы движения, и рассчитывая траекторию материальной точки в пространстве, он опирался на математическую теорию динамики твердого тела, которую разработали немецкий учёный Иоганн Мюллер и итальянцы Фонтана и Галилео Галилей.

Задача баллистики состоит в расчете начальной скорости снаряда, максимального давления в стволе и зависимости давления от времени. Истоки баллистики теряются в древности. Прогресс в конструировании оружия привел к тому, что в наши дни артиллерийские орудия стреляют 90-килограммовыми снарядами на расстояния более 40 км, противотанковые снаряды способны пробивать стальную броню толщиной 50 см, а управляемые ракеты могут доставить исчисляемую в тоннах боевую нагрузку в любую точку земного шара.

На протяжении многих лет использовались разные способы ускорения метательных снарядов. Лук ускорял стрелу за счет энергии, запасенной в согнутом куске дерева; пружинами баллисты служили скручиваемые сухожилия животных. Были опробованы электромагнитная сила, сила пара, сжатого воздуха. Однако ни один из способов не был столь успешен, как сжигание горючих веществ.

Реактивные артиллерийские миномёты обеспечивали мощный маневренный огонь, подавляли врага. Для улучшения этого оружия было создано КБ во главе с Владимиром Павловичем Барминым – крупным учёным в области механики и машиностроения.

Установка образца 1941 года – БМ-13, представляла собой ферму из 8 балок и 16 направляющих, на которой располагались 132-миллиметровые реактивные снаряды массой 42,5 кг. Ферма монтировалась на грузовом автомобиле ЗИС-6. За несколько секунд установка выпускала 16 мощных снарядов. Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными снарядами: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле, поэтому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали. По сравнению с тяжёлыми оружиями эти установки были гораздо подвижнее, менее габаритными, поэтому и могли монтироваться на грузовых автомобилях.

Новое оружие было впервые применено в бою 14 июля 1941 года, батарея капитана И. А. Флерова произвела залп из семи пусковых установок на железнодорожной станции Орша. Очевидцы вспоминают об этом так: “Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным рёвом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно-чёрного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И всё это в какое-то мгновение. Уму непостижимо, что творилось в четырёх километрах от нас. Не только танки и машины – горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия”.

Враг любой ценой хотел раскрыть тайну нового оружия. Были назначены награды тем, кто захватит хотя бы одну установку, но советские воины свято хранили секрет. Когда батарея “Катюш” попала под Смоленском в окружение и не смогла выйти из него, бойцы взорвали боевые установки. При этом многие, и сам капитан Флёров, погибли.

Новое оружие требовало доработки. Для увеличения дальности полёта учёные предложили удлинить заряд, использовать топливо с большей удельной теплоёмкостью сгорания. Нашли и причину разброса снарядов, так называемую “девиацию” - отклонение движущегося тела от заданного направления движения под влиянием внешних причин.

Это были моменты сил, возникающие под воздействием струи газа, вытекающего из сопла. Была разработана особая форма и оперение снарядов. Было также установлено, что прекрасный эффект даёт медленное вращение снаряда вокруг продольной оси во время полёта. В утолщённой части снаряда было сделано небольшое отверстие, через которое тонкой струйкой вытекали пороховые газы, возникавшая при этом реактивная сила и поворачивала снаряд. Кучность огня возросла при этом в 3 раза, а площадь рассеивания снарядов уменьшилась в 7 раз!

В период Великой Отечественной войны СКБ и заводом под руководством В.П.Бармина было разработано и изготовлено 78 экспериментальных и опытных конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, из которых 36 типов были приняты и находились на вооружении Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Вот лишь часть фамилий учёных – создателей реактивного оружия: Н.И. Тихомиров, В.А Артемьев, Б.С. Петропавловский, Г.Э. Лантемак, И.Т. Клеймёнов, И.И. Гвай. Б.Н. Галковский, А.П. Павленко, А.С. Попов, Ю.Э. Эндек, В.А. Тимофеев, Л.Г. Лойцянский, С.А. Христианович, Я.Б. Зельдович, Ю.Б. Харитон, Ф.Р. Гантмахер, А.Д., Надирадзе, Л.М. Левин, Н.Н. Кузнецов и многие другие.

Монумент «Катюша» в городе Рудня,

посвящённый первой в мире ракетной батарее капитана И. А. Флёрова


Катюша»

Напряженными творческими поисками в годы Великой Отечественной войны были заняты также ученые и конструкторы-артиллеристы.

Грозным оружием военного периода явился созданный советскими учеными и конструкторами гвардейский миномет БМ-13, широко известный под названием «Катюша». Впервые вступили в бой 14 июля 1941 г. в Белоруссии (под Оршей) под командой капитана Флерова. У г. Орши, там, где батарея произвела первые залпы, установлен памятник, на котором застыла могучая «катюша», как символ постоянной готовности к ратному подвигу во имя свободы, независимости и счастья нашей Родины.

«Катюши» - реактивные артиллерийские установки, выпускающие реактивные снаряды. Созданию оружия предшествовала работа группы ученых и конструкторов: Н.И.Тихомирова, В.А.Артемьева, Б.С.Петропавловского, Г. Э. Лангемака, И.Т.Клейменова и других. Для совершенствования оружия было создано конструкторское бюро во главе с В. П. Барминым. Применение нового оружия сулило немало выгод. Дело в том, что общий уровень развития военного дела, достигнутый к тому времени, предъявлял растущие требования к маневренности артиллерии и увеличению плотности огня. С этой целью совершенствовались обычные артиллерийские системы. Однако требовались и принципиально новые решения. Пуск снаряда за счет реактивного двигателя практически исключал действия силы отдачи, вследствие чего появлялась возможность значительно упростить и облегчить конструкцию лафета. Применение реактивного двигателя исключало также необходимость изготовления специальных стволов из высококачественной стали, экономия которой в условиях массового производства вооружения, приобретала весьма важное значение. Сравнительно небольшой вес и простота устройства направляющих полозьев для пуска реактивных снарядов обеспечивали их монтаж на автомобильных шасси повышенной проходимости, тракторах, танках, а также кораблях и даже на самолетах. Это обеспечивало высокую мобильность реактивной артиллерии. Но, пожалуй, главным было то, что простота устройства и сравнительно небольшой вес нового оружия открывали широкие возможности создания многозарядных боевых реактивных систем, способных вести стрельбу массированно, залпами, создавая высокую плотность огня.

Научные и технические разработки довоенного и даже дореволюционного времени создали необ­ходимые научные и материальные предпосылки для успешного ведения современной тому времени войны. Создание в стране перед войной могучей тяжелой промышленности позволило создать мощную экономическую базу для оснаще­ния Красной Армии первоклассным вооружением. Эта же причина обус­ловила и быстрое всестороннее раз­витие советской полевой реактивной артиллерии в годы войны, несмотря на чрезвычайно трудную обстановку военного времени. Успех ее разви­тия в кратчайшие сроки был обес­печен вдохновляющей и организую­щей деятельностью и непосредственным руководст­вом и участием Государственного Комитета Обороны в создании ново­го вида артиллерии, патриотизмом и героическим трудом советского народа.


Заключение

 

В ходе войны было проведено полное перевооружение армии.

После войны немцы признали, что наши наука и техника были на высоте требований, которые предъявляло время. И действительно, советские ученые, в частности физики, самым непосредственным образом исполнили свой патриотический долг помощи фронту.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его Великая Победа над фашистской Германией.

Ученые физики также внесли свой значительный вклад в общенародную борьбу с врагом. Примечательно, что ученые, работавшие в различных областях науки и техники и ковавшие общенародную победу в смертельной битве со злейшим врагом человечества, - фашизмом, проявляли безграничный патриотизм и огромную любовь к Отчизне, стойкость и личное мужество.

За научные исследования, способствующие укреплению военной и хозяйственной мощи нашей Родины, выполненные в период Великой Отечественной войны, свыше 500 ученых награждены Государственными премиями.

Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание академика С.И. Вавилова: «Советская техническая физика... с честью выдержала суровые испытания войны. Следы этой физики всюду: на самолете, танке, на подводной лодке и линкоре, в артиллерии, в руках нашего радиста, дальномерщика, в ухищрениях маскировки. Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы»

 

Литература

1. Браверманн Э. М. «Альманах «Подвиг»»- Физика в школе №2, 1985 г., с.21-31

2. Кикоин И. К. «Физики - фронту» - Физика в школе № 3, 1995 г, с.4-8.

3. Левшин Л.В. Сергей Иванович Вавилов. М.: Просвещение, 1970.

4. «Физический вечер «Слагаемые победы»- Физика в школе №3, 1985 г., с.17-19

5. Миренков А.И. «Обеспечение действующей армии вооружением, боевой техникой, материальными средствами в 1941 – 1943 годах» - Военно – исторический журнал №5, 2002

6. Интернет ресурсы:

 

Приложение 1:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 38»

муниципального образования городской округ Симферополь

Республика Крым

 

О Т З ЫВ

на индивидуальный проект

«Вклад советских ученых в дело Победы в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945 годы. «Артиллерия - бог войны»

 

Подъячий Михаила Владимировича, ученика 9-Б класса

МБОУ «СОШ № 38» г.Симферополя

 

 

Представленный на рецензию итоговый индивидуальный проект представляет собой исследование по изучению темы «Вклад советских ученых в дело Победы в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945 годы. «Артиллерия - бог войны».

Актуальность работы заключается в том, что данная работа рассказывает о деятельности выдающихся ученых-физиков в годы Великой Отечественной войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему Советская армия одержала Победу. Данная работа особенно актуальна в этот год и направлена на повышение интереса к героизму людей науки. Нужно знать не только о тех людях, кто сражался на поле боя, кто сложил свои головы для нашего будущего. Нужно знать и о тех, кто стремились все свои знания и силы направить на помощь Советской Армии в ее жестокой борьбе с фашизмом.

Цель работы: вспомнить и перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Содержание работы соответствует заявленной теме. Текст работы изложен на 15 страницах печатного текста, что представляется достаточным для обучающегося 9 класса.

Работа включает в себя введение, основную часть из двух глав, заключение, список источников информации. Во введении указывается актуальность исследования, ставятся цель и задачи, выдвигается гипотеза. Завершается работа выводами, в которых излагаются результаты исследования и подтверждение гипотезы.

Работу Подъячий Михаил выполнял под руководством научного руководителя, используя материалы Интернета и литературы, рекомендованные для исследования. Формулировки задач отвечают поставленной цели. При выполнении работы проявил способность решать соответствующие исследовательские проблемы.

Следует отметить сформированность у обучающегося метапредметных УУД: регулятивных действий, коммуникативных навыков, сформированность ИКТ-компетентности.

Подъячий Михаил четко выполнял все рекомендации научного руководителя и своевременно устранял замечания в процессе доработки исследовательской работы.

Практическая ценность работы: результаты исследования могут быть использованы на уроках физики, истории, классных часах.

К проекту прилагается электронная презентация.

 

Рекомендации: итоговый индивидуальный проект Подъячий Михаила «Вклад советских ученых в дело Победы в Великой Отечественной войне. 1941-1945 годы. «Артиллерия - бог войны» отвечает требованиям, предъявляемым к исследовательским работам, и рекомендуется к защите.

 

___ мая 2020 г.

 

Руководитель: О.И.Живаго

 

Приложение 2:

Паспорт проекта

 

Название проекта: «Вклад советских ученых в дело Победы в Великой Отечественной войне. 1941 – 1945 годы. «Артиллерия - бог войны»

Руководитель проекта: учитель физики Живаго Ольга Ивановна

Автор проекта: Подъячий Михаил Владимирович, 9-Б класс

Учебная дисциплина: физика

Тип проекта: индивидуальный, исследовательский

Цель работы: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке.

Задачи работы:

Обучения: систематизировать знания по физике; изучить, какие достижения физики использовались во время войны; какие открытия были сделаны в период Великой Отечественной войны.

Развития: развивать умение работать с дополнительной литературой по физике, совершенствовать умение школьников выделять главное, продолжить формирование умений обобщать данные на основе приобретенных знаний.

Воспитательные: воспитывать патриотизм, интернационализм, чувство гордости за достижения советской науки и народа; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

Вопрос проекта:

Вклад советских учёных – физиков в дело Великой Победы.

Краткое содержание проекта:

Данная работа рассказывает о деятельности выдающихся ученых-физиков в годы Великой Отечественной войны, их мужестве, героизме, самоотверженном труде, благодаря чему, Советская армия одержала Победу.

Результат проекта: электронная презентация

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: