Значение стадии подготовки дела
Об административном правонарушении
Вопросы подготовки дела об административном правонарушении регулирует гл. 10 ПИКоАП.
С помощью процессуальных действий в ходе подготовки дела об административном правонарушении представляется возможным установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, а именно:
1) наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);
2) виновность физического лица или юридического лица в совершении административного правонарушения;
3) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания;
4) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.
При этом данную стадию необходимо отличать от разрешения вопросов при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении (ст. 11.1 ПИКоАП). При разрешении вопросов судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс:
- устанавливают, относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие административный процесс;
- истребуют необходимые дополнительные материалы;
- извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.
ПИКоАП подготовку дела об административном правонарушении связывает с моментом составления определенных процессуальных документов. При наличии поводов и оснований для начала административного процесса административный процесс считается начатым с момента (ст. 9.5 ПИКоАП):
- составления протокола об административном правонарушении;
- составления протокола о процессуальном действии;
- вынесения постановления о наложении административного взыскания в случаях, когда протокол об административном правонарушении не составляется (ч. 2 - 3-1 ст. 10.3 ПИКоАП).
Связанные вопросы
Дополнительно см.:
Соколовская, Т.Н. "Поводы к началу административного процесса органами госсаннадзора";
Соколовская, Т.Н. "Основания для начала административного процесса в сфере деятельности органов госсаннадзора".
Важно!
Установление момента начала административного процесса имеет очень важное значение, поскольку с ним закон связывает начало течения определенных процессуальных сроков.
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее 10 суток со дня начала административного процесса (ч. 1 ст. 10.1 ПИКоАП).
Указанный срок является процессуальным, а не давностным в отличие, например, от сроков наложения административных взысканий (ст. 7.6 КоАП). При истечении процессуальных сроков ведение административного процесса продолжается. Истечение давностных сроков является обстоятельством, исключающим административный процесс (п. 3 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 9.6 ПИКоАП).
Приостановление (возобновление) подготовки дела
об административном правонарушении
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена:
1) при назначении экспертизы - на срок ее проведения;
2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств - до получения ответа;
3) при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, - до установления такого лица.
Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению возобновляется, если отпали основания для ее приостановления.
О приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, выносится мотивированное постановление (ч. 3, 4 ст. 10.1 ПИКоАП).
Образец постановления о приостановлении (возобновлении)
подготовки дела об административном правонарушении
к рассмотрению
(наименование органа государственного санитарного надзора) | |||||||||||||
ПОСТАНОВЛЕНИЕ о приостановлении (возобновлении) подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению | |||||||||||||
" | " | г. | |||||||||||
(дата) | |||||||||||||
Я, | |||||||||||||
(должность, фамилия, имя, отчество лица, вынесшего постановление) | |||||||||||||
(указываются основания для приостановления (возобновления) подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению, подтверждающие документы) | |||||||||||||
ПОСТАНОВИЛ: | |||||||||||||
Приостановить (возобновить) подготовку по делу об административных | |||||||||||||
правонарушениях, выявленных | по состоянию на | ||||||||||||
(дата) | (время) | ||||||||||||
(наименование, адрес юридического лица) | |||||||||||||
с | до момента <*> | ||||||||||||
(дата) | |||||||||||||
(указывается момент, после которого становится возможной подготовка по делу об административных правонарушениях) | |||||||||||||
(должность лица, вынесшего постановление) | (подпись) | (инициалы, фамилия) | |||||||||||
М.П. | |||||||||||||
--------------------------------
<*> При возобновлении производства по делу не заполняется.