ИНСТРУКЦИЯ
Наименование ПМ | ПМ 02. Преподавание музыки и организация внеурочных музыкальных мероприятий в общеобразовательных организациях ПМ 03. Педагогическая музыкально – исполнительская деятельность ПМ 04. Методическое обеспечение процесса музыкального образования |
Группа | 41,42 |
Руководитель группы студентов - практикантов | Ларина О. С. |
Адрес преподавателя в Контакте | https://vk.com/id453635392 |
Дата и время представление задания | 29.04.2020 до 17.00 |
1. Практико – ориентированное задание выполняется строго в отведенную дату и время.
2. За каждое задание студент получает оценку.
3. У каждого студента - свои темы заданий (см. ниже «Списки студентов»).
4. Задание отсылается руководителю группы практикантов в Контакте (документ в Word DOC)
5. При выполнении задания вы можете воспользоваться учебными пособиями (учебник, таблицы, схемы), справочной литературой, рабочими программами по предмету «Музыка».
Задание | Контроль |
Составь конспект фрагмент урока музыки, вид учебной деятельности школьников - «Слушание»(согласно распределению) Изучи методические рекомендации по организации слушания на уроках музыки в начальных классах. (Приложение № 1) Запиши видео работы по слушанию. (не больше 5 минут) | Вышли фрагмент урока музыки по слушанию и видеозапись своей работы руководителю вWhatsApp, Viber или Вконтакте. (в файле укажи свою фамилию) |
Списки студентов (МБОУ «ООШ № 2)
№ | Ф.И.О. студента | Раздел | Тема урока | Класс |
Васильева Е.Н. | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» | «Рассвет на Москве-реке» | ||
Дьяконова М.В | «Прославим радость на земле» | |||
Новичкова Э.В. | «Музыкальный сказочник» | |||
Самохвалова Е.И. | «Мир Прокофьева» | |||
Северюхина В.В. | «В интонации спрятан человек» | |||
Теплякова Л.С. | «Острый ритм — джаза звуки» | |||
Хисамутдинова К.Р. | «Революционный этюд» | |||
Чиркова Е.О. | «Люблю я грусть твоих просторов» | |||
Шуклина В.Н. | «В интонации спрятан человек» |
Приложение № 1
Методические рекомендации по организации слушания музыки на уроке в общеобразовательной школе
Слушание музыки – действенное средство музыкально-эстетического воспитания учащихся. Ознакомление с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки является основой расширения музыкального кругозора учеников, воспитания у них художественного вкуса. В процессе слушания музыки обогащается музыкально-слуховое воображение, развивается фантазия учащихся, воспитывается эстетическое отношение к действительности.
Для слушания младшими школьниками музыкальных произведений предлагается следующая схема:
1. Вступительное слово учителя.
2. Слушание произведения.
3. Беседа о прослушанном произведении.
4. Анализ произведения.
5. Повторение, закрепление.
Вступительное слово учителя подготавливает учащихся к сознательному восприятию произведения. Учителю необходимо заранее определить главное, что необходимо довести до сознания детей и как это следует осуществить. Во вступительном слове можно использовать такие методы работы, как рассказ, беседа, словесные пояснения с иллюстрациями, составление рассказов детей по содержанию рисунков, воспоминания детей об определенных событиях и т. п. Учителю необходимо возбудить интерес детей к произведению, желание его прослушать. Во вступительном слове учитель использует воспитательные аспекты.
У учащихся начальных классов преобладает наглядно-образный характер мышления, тесно связанный с их жизненным опытом. Поэтому при воспитании музыки в детском сознании возникают разные зрительные представления.
Используя детскую фантазию, можно применять различные наглядные пособия. Однако при объяснении музыкального образа нет нужды создавать и навязывать детям какой-либо сюжет. Субъективные представления со стороны учителя обязательно повредят делу, поскольку понимание содержания музыки через слышание в ней литературного сюжета является ошибочным. Пересказывать музыкальный «сюжет» словами невозможно. Главное для музыкального восприятия – это эмоциональное сопереживание самой музыки, умение уловить характер, настроение.
При слушании музыки необходимо детям сидеть тихо. Здесь требуется особая атмосфера ожидания радостного, которая ведет к более глубокому проникновению в звучащую палитру произведения. В первом и втором классах произведения длятся от 45 секунд до полуторы минуты. В третьем и четвертом классах дети без труда слушают пьесу, которая длится три минуты. Можно в момент прослушивания детям пользоваться нотной записью (нотами), где графически выставлены обозначения динамики, размеров, темпов.
После прослушивания произведения желательно провести беседу, в которой учащиеся делятся своими впечатлениями и мыслями об этом произведении. Учитель помогает учащимся подобрать определения, которые наиболее полно раскрывают художественные особенности музыкального произведения, и выясняет правильность в понимании детьми содержания музыки.
При анализе произведения необходимо уяснить те средства музыкальной выразительности, которые использовал композитор для изображения характера музыкального образа.
В процессе анализа желательно чаще использовать метод сравнения. Этот метод применяют сначала при сопоставлении двух контрастных произведений, а затем и отдельных элементов музыкального языка в пределах одного произведения. Так, например, при объяснении форм музыкальных произведений учитель может использовать цветовую наглядность. Одинаковость в музыкальных построениях дети воспринимают через один цвет. При составлении двух контрастных мелодий подбираются различные краски. Кроме цвета, дети могут сопоставлять различные геометрические фигуры или движения кривой линии с различными контурами.
Очень важно, чтобы в процессе разбора учитель помог детям понять, что те или иные средства музыкальной выразительности не случайно использованы композитором в произведении, а необходимы для того, чтобы правдиво передать его содержание. Учитель должен всегда помнить, что разбор не цель, а лишь средство для наиболее полноценного восприятия музыки.
На уроке новое произведение слушается повторно. Еще перед уроком учитель может поставить новый вопрос или продумать ход творческого задания, где одновременно с прослушиванием или в домашнем задании можно использовать личные переживания и представления каждого ребенка, что ведет к возможности появления рисунка, поэтического, словесного образа. Методами активизации в повторном восприятии музыки могут являться методы предварительных вопросов или постановка новой цели перед повторным исполнением произведения. Восприятие повторяемого вновь произведения всегда будет обогащенным, более сознательным и глубоким. Именно ради такого восприятия и делается разбор произведения.
На следующих уроках отдельные произведения могут звучать вновь, причем учитель теперь должен стараться направить внимание детей на то, чтобы они услышали что-то новое. На итоговых уроках произведения повторяются, здесь часто используются игровые формы, например, концерт по заявкам детей. Можно устроить концерт-загадку, сгруппировав произведения тематически или по жанровому признаку и т. п. Учитель постепенно дает отдельные задания, цель которых – выявить качество приобретенных знаний, степень запоминания и оценочного отношения учащихся к музыке.