Проверка готовности студентов к занятию




Учебно-методическая разработка для преподавателей

для проведения практического занятия по общей гигиене и экологии со студентами педиатрического и лечебного факультетов на тему:

«Организация и проведение санитарного надзора за водоснабжением в полевых условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)».

 

Обсуждено на заседании

методической комиссии кафедры

протокол №__________

 

г. Нижний Новгород

1. Тема. Организация водоснабжения и проведение санитарного надзора за водоснабжением в армии в полевых условиях и при возникновении ЧС.

2. Учебные и воспитательные цели:

- изучить гигиенические требования к качеству питьевой воды в полевых условиях;

- освоить основные методы улучшения качества питьевой воды в полевых условиях;

- освоить методы коагуляции и хлорирования воды в полевых условиях;

- изучить организацию водоснабжения и задачи медицинской службы по контролю за водоснабжением в армии в полевых условиях;

- показать значимость грамотного решения вопросов водоснабжения для сохранения боеспособности войск.

2.1. Студенты должны знать:

- гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения;

- организацию водоснабжения и мероприятия санитарного надзора за водоснабжением в армии в различных условиях учебно-боевой деятельности;

- нормы водоснабжения в различных условиях деятельности личного состава;

- принципы устройства и работы табельных и импровизированных средств, предназначенных для улучшения качества питьевой воды.

2.2. Студенты должны уметь:

- определять пригодность воды для питьевых целей и обосновать рекомендации по улучшению качества воды в полевых условиях;

- проводить гигиенический контроль за обеззараживанием и очисткой воды.

Время: 4 учебных часа

Место: учебная лаборатория кафедры

Учебно-материальное обеспечение

5.1. Лабораторное оборудование, приборы, посуда, реактивы:

- ТУФ-200;

- колбы, стаканы, пипетки, бюретки, ступки с пестиками, чайные ложки;

- ведра;

Реактивы: - для хлорирования воды:

- таблетки пантоцида;

- 1% раствор хлорсодержащего препарата;

- 25% раствор серной кислоты;

- 3% раствор йодистого калия;

- 0,01 Н раствор гипосульфита натрия;

- 1% раствор крахмала;

- вода дистиллированная;

- для коагулирования воды и определения карбонатной жесткости:

- 0,1 Н раствор соляной кислоты;

- 1% раствор сернокислого алюминия (глинозема).

5.2. Учебные, методические и справочные материалы:

- методические разработки кафедры;

5.3. Наглядные пособия (таблицы, схемы и т.д.):

- схема устройства ТУФ-200;

- схема устройства МАФС-7500;

- схема фильтра из подручных средств и материалов;

- расчет дозы сернокислого алюминия;

- стенд работы МАФС;

- требования к качеству воды и водоисточников, к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения.

6. Учебные вопросы и расчет времени:

6. Учебные вопросы и расчет времени

№ п/п Учебные вопросы Время (мин.) Примечание
1. Вводное слово    
2. Проверка готовности студентов к занятию    
3. Практическая работа студентов: - определение дозы хлорной извести упрощенным способом; - решение ситуационных задач по контролю за гиперхлорированием воды, хлорированием воды в различных емкостях; - определение активного хлора в таблетках пантоцид; - контроль за коагулированием воды (определение карбонатной жесткости, опытное коагулирование воды, расчет дозы коагулянта) - решение ситуационных задач; - оформление протоколов занятия, гигиеническая оценка результатов;    
4. Обсуждение результатов исследований, их гигиенической оценки и рекомендованных профилактических мероприятий.    
5. Заключительное слово преподавателя и ответы на вопросы.    
6. Два перерыва по 10 минут    

 

Содержание и методика проведения занятия.

Во время самостоятельной подготовки к занятию студенты изучают рекомендованную литературу, материалы, изложенные в «учебных заданиях» к занятию, готовят в рабочих тетрадях схему протокола занятия.

Вводное слово.

Преподаватель проверяет присутствие студентов на занятии, оснащение занятия, объявляет тему, цели, план проведения занятия, подчеркивает, что в современных условиях водоснабжение является важнейшей задачей медицинского, инженерного, химического обеспечения войск. Военный врач (а при катастрофах, землетрясениях и пр. – любой врач) должны знать правила выбора водоисточников, уметь простейшими методами определять качество питьевой воды, контролировать обеззараживание, осветление воды с помощью табельных (и подручных) средств полевого водоснабжения, быть ознакомленными со средствами добычи, хранения и транспортировки воды, применяемыми в армии.

Проверка готовности студентов к занятию

Преподаватель отвечает на вопросы студентов, выясняет и уточняет (путем письменных и устных ответов студентов), дополняет и обобщает ответы по следующим вопросам:

- организация водоснабжения в полевых условиях и задачи служб принимающих участие в организации водоснабжения;

- организация и проведение разведки водоисточника;

- санитарный анализ воды в полевых условиях, возможности ЛГ-1, ЛГ-2 по контролю за водоснабжением;

- методы улучшения качества воды в полевых условиях, табельные технические средства, их характеристика;

- схемы улучшения качества воды с помощью ТУФ-200, МАФС-7500, ВФС-2,5, СКО-8С, ОПС;

- техника обеззараживания воды в колодцах, различных емкостях, во флягах;

- обеззараживание индивидуальных запасов воды, средства, их гигиеническая характеристика (аквасепт, неаквасепт, аквасан);

- консервирование питьевой воды;

- дезинфекция шлангов, цистерн, пищеварочных котлов.

При рассмотрении вопроса «Организация водоснабжения в полевых условиях, задачи медицинской службы» подчеркивается, что за своевременное бесперебойное обеспечение водой войск в соответствии с установленными нормами (количественными и качественными) отвечает командир. В решении вопросов водоснабжения принимают участие инженерная и медицинская службы, служба РХБЗ, служба тыла. На медицинскую службу возлагают следующие задачи:

- участие в разведке на воду (проведение санитарно-топографической и санитарно-эпидемиологической разведки, оценка качества воды в полевых условиях);

- задачи медицинской службы по контролю за работой ПВ: контроль за улучшением качества воды на пунктах водоснабжения

а) за очисткой: выбор дозы коагулянта, оценка эффективности очистки путем сравнения прозрачности воды до и после очистки;

б) за обеззараживанием: определение активного хлора в хлорсодержащем препарате, выбор дозы хлора, определение остаточного хлора;

- контроль за санитарным состоянием ПВ (водоразборных пунктов (ВП), средств хранения и транспортировки воды);

- контроль за состоянием здоровья личного состава ПВ;

- обеспечение войск препаратами для обеззараживания индивидуальных запасов воды и инструктаж личного состава по их использованию;

- контроль за соблюдением норм водопотребления;

- гигиеническое обучение личного состава по вопросу водоснабжения.

При рассмотрении вопроса «Санитарный анализ воды в полевых условиях, возможности ЛГ-1, ЛГ-2 по контролю за водоснабжением» отмечаете: используются упрощенные методы определения показателей качества воды с помощью ЛГ-1 можно провести санитарно-химический анализ воды (температура, прозрачность, цветность, запах, привкус, рН, аммонийный азот, азот нитритов и нитратов, хлориды, окисляемость) и осуществить контроль за хлорированием, коагулированием воды (определение активного хлора в хлорсодержащих препаратах, остаточного хлора в хлорированной воде, хлорпотребности, выбор дозы коагулянта). С помощью ЛГ-2 можно дополнительно определить щелочность, карбонатную и общую жесткость.

При рассмотрении вопроса «Техника обеззараживания воды в различных емкостях, во флягах», можно отметить, что для обеззараживания в колодцах (если профилактическая его дезинфекция не достигла стойкого улучшения качества воды, впредь до выяснения источника загрязнения и проведения соответствующих мероприятий) применяется дозирующий патрон (цилиндрической формы, изготовленный из пористой керамики, внутри которого помещается хлорсодержащее вещество – хлорная известь или ДТСГК. Дозирующий патрон (количество их на колодец определяется опытным путем) обычно действует в течение 30 суток.

«Обеззараживание индивидуальных запасов воды, средства, их гигиеническая характеристика». Следует отметить основные требования к средствам обеззараживания, в т.ч. и для индивидуальных запасов воды:

- возможность обеззараживания любой воды, в любых количествах;

- надежный обеззараживающий эффект;

- сохранение органолептических свойств воды (не ухудшение их);

- простота проверки эффективности обеззараживания;

- быстрота эффекта (малая экспозиция);

- быстрота растворения в воде (для индивидуальных средств);

- безвредность для человека;

- дешевизна (экономическая целесообразность).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: