Учебно-методическая разработка для преподавателей
для проведения практического занятия по общей гигиене и экологии со студентами педиатрического и лечебного факультетов на тему:
«Организация и проведение санитарного надзора за водоснабжением в полевых условиях и при возникновении чрезвычайных ситуаций (ЧС)».
Обсуждено на заседании
методической комиссии кафедры
протокол №__________
г. Нижний Новгород
1. Тема. Организация водоснабжения и проведение санитарного надзора за водоснабжением в армии в полевых условиях и при возникновении ЧС.
2. Учебные и воспитательные цели:
- изучить гигиенические требования к качеству питьевой воды в полевых условиях;
- освоить основные методы улучшения качества питьевой воды в полевых условиях;
- освоить методы коагуляции и хлорирования воды в полевых условиях;
- изучить организацию водоснабжения и задачи медицинской службы по контролю за водоснабжением в армии в полевых условиях;
- показать значимость грамотного решения вопросов водоснабжения для сохранения боеспособности войск.
2.1. Студенты должны знать:
- гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения;
- организацию водоснабжения и мероприятия санитарного надзора за водоснабжением в армии в различных условиях учебно-боевой деятельности;
- нормы водоснабжения в различных условиях деятельности личного состава;
- принципы устройства и работы табельных и импровизированных средств, предназначенных для улучшения качества питьевой воды.
2.2. Студенты должны уметь:
- определять пригодность воды для питьевых целей и обосновать рекомендации по улучшению качества воды в полевых условиях;
- проводить гигиенический контроль за обеззараживанием и очисткой воды.
Время: 4 учебных часа
Место: учебная лаборатория кафедры
Учебно-материальное обеспечение
5.1. Лабораторное оборудование, приборы, посуда, реактивы:
- ТУФ-200;
- колбы, стаканы, пипетки, бюретки, ступки с пестиками, чайные ложки;
- ведра;
Реактивы: - для хлорирования воды:
- таблетки пантоцида;
- 1% раствор хлорсодержащего препарата;
- 25% раствор серной кислоты;
- 3% раствор йодистого калия;
- 0,01 Н раствор гипосульфита натрия;
- 1% раствор крахмала;
- вода дистиллированная;
- для коагулирования воды и определения карбонатной жесткости:
- 0,1 Н раствор соляной кислоты;
- 1% раствор сернокислого алюминия (глинозема).
5.2. Учебные, методические и справочные материалы:
- методические разработки кафедры;
5.3. Наглядные пособия (таблицы, схемы и т.д.):
- схема устройства ТУФ-200;
- схема устройства МАФС-7500;
- схема фильтра из подручных средств и материалов;
- расчет дозы сернокислого алюминия;
- стенд работы МАФС;
- требования к качеству воды и водоисточников, к качеству питьевой воды нецентрализованного водоснабжения.
6. Учебные вопросы и расчет времени:
6. Учебные вопросы и расчет времени
№ п/п | Учебные вопросы | Время (мин.) | Примечание |
1. | Вводное слово | ||
2. | Проверка готовности студентов к занятию | ||
3. | Практическая работа студентов: - определение дозы хлорной извести упрощенным способом; - решение ситуационных задач по контролю за гиперхлорированием воды, хлорированием воды в различных емкостях; - определение активного хлора в таблетках пантоцид; - контроль за коагулированием воды (определение карбонатной жесткости, опытное коагулирование воды, расчет дозы коагулянта) - решение ситуационных задач; - оформление протоколов занятия, гигиеническая оценка результатов; | ||
4. | Обсуждение результатов исследований, их гигиенической оценки и рекомендованных профилактических мероприятий. | ||
5. | Заключительное слово преподавателя и ответы на вопросы. | ||
6. | Два перерыва по 10 минут |
Содержание и методика проведения занятия.
Во время самостоятельной подготовки к занятию студенты изучают рекомендованную литературу, материалы, изложенные в «учебных заданиях» к занятию, готовят в рабочих тетрадях схему протокола занятия.
Вводное слово.
Преподаватель проверяет присутствие студентов на занятии, оснащение занятия, объявляет тему, цели, план проведения занятия, подчеркивает, что в современных условиях водоснабжение является важнейшей задачей медицинского, инженерного, химического обеспечения войск. Военный врач (а при катастрофах, землетрясениях и пр. – любой врач) должны знать правила выбора водоисточников, уметь простейшими методами определять качество питьевой воды, контролировать обеззараживание, осветление воды с помощью табельных (и подручных) средств полевого водоснабжения, быть ознакомленными со средствами добычи, хранения и транспортировки воды, применяемыми в армии.
Проверка готовности студентов к занятию
Преподаватель отвечает на вопросы студентов, выясняет и уточняет (путем письменных и устных ответов студентов), дополняет и обобщает ответы по следующим вопросам:
- организация водоснабжения в полевых условиях и задачи служб принимающих участие в организации водоснабжения;
- организация и проведение разведки водоисточника;
- санитарный анализ воды в полевых условиях, возможности ЛГ-1, ЛГ-2 по контролю за водоснабжением;
- методы улучшения качества воды в полевых условиях, табельные технические средства, их характеристика;
- схемы улучшения качества воды с помощью ТУФ-200, МАФС-7500, ВФС-2,5, СКО-8С, ОПС;
- техника обеззараживания воды в колодцах, различных емкостях, во флягах;
- обеззараживание индивидуальных запасов воды, средства, их гигиеническая характеристика (аквасепт, неаквасепт, аквасан);
- консервирование питьевой воды;
- дезинфекция шлангов, цистерн, пищеварочных котлов.
При рассмотрении вопроса «Организация водоснабжения в полевых условиях, задачи медицинской службы» подчеркивается, что за своевременное бесперебойное обеспечение водой войск в соответствии с установленными нормами (количественными и качественными) отвечает командир. В решении вопросов водоснабжения принимают участие инженерная и медицинская службы, служба РХБЗ, служба тыла. На медицинскую службу возлагают следующие задачи:
- участие в разведке на воду (проведение санитарно-топографической и санитарно-эпидемиологической разведки, оценка качества воды в полевых условиях);
- задачи медицинской службы по контролю за работой ПВ: контроль за улучшением качества воды на пунктах водоснабжения
а) за очисткой: выбор дозы коагулянта, оценка эффективности очистки путем сравнения прозрачности воды до и после очистки;
б) за обеззараживанием: определение активного хлора в хлорсодержащем препарате, выбор дозы хлора, определение остаточного хлора;
- контроль за санитарным состоянием ПВ (водоразборных пунктов (ВП), средств хранения и транспортировки воды);
- контроль за состоянием здоровья личного состава ПВ;
- обеспечение войск препаратами для обеззараживания индивидуальных запасов воды и инструктаж личного состава по их использованию;
- контроль за соблюдением норм водопотребления;
- гигиеническое обучение личного состава по вопросу водоснабжения.
При рассмотрении вопроса «Санитарный анализ воды в полевых условиях, возможности ЛГ-1, ЛГ-2 по контролю за водоснабжением» отмечаете: используются упрощенные методы определения показателей качества воды с помощью ЛГ-1 можно провести санитарно-химический анализ воды (температура, прозрачность, цветность, запах, привкус, рН, аммонийный азот, азот нитритов и нитратов, хлориды, окисляемость) и осуществить контроль за хлорированием, коагулированием воды (определение активного хлора в хлорсодержащих препаратах, остаточного хлора в хлорированной воде, хлорпотребности, выбор дозы коагулянта). С помощью ЛГ-2 можно дополнительно определить щелочность, карбонатную и общую жесткость.
При рассмотрении вопроса «Техника обеззараживания воды в различных емкостях, во флягах», можно отметить, что для обеззараживания в колодцах (если профилактическая его дезинфекция не достигла стойкого улучшения качества воды, впредь до выяснения источника загрязнения и проведения соответствующих мероприятий) применяется дозирующий патрон (цилиндрической формы, изготовленный из пористой керамики, внутри которого помещается хлорсодержащее вещество – хлорная известь или ДТСГК. Дозирующий патрон (количество их на колодец определяется опытным путем) обычно действует в течение 30 суток.
«Обеззараживание индивидуальных запасов воды, средства, их гигиеническая характеристика». Следует отметить основные требования к средствам обеззараживания, в т.ч. и для индивидуальных запасов воды:
- возможность обеззараживания любой воды, в любых количествах;
- надежный обеззараживающий эффект;
- сохранение органолептических свойств воды (не ухудшение их);
- простота проверки эффективности обеззараживания;
- быстрота эффекта (малая экспозиция);
- быстрота растворения в воде (для индивидуальных средств);
- безвредность для человека;
- дешевизна (экономическая целесообразность).