Практическое занятие № 1. Написание характеристики
Тема: Написание характеристики
Цель: - выработать у студентов компетенции и навыки исследовательской работы;
- научиться применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформировать навыки оценивания социальной информации, умения поиска информации в нормативных источниках.
Задачи: - обогатить знания студентов;
- обучить студентов навыкам подготовки и проведения исследований, написания научных работ;
- выработать у студентов навыки научно-исследовательской работы.
План
1. Ознакомиться с понятием характеристики, как документа (записать в конспект)
2. Написать характеристику на одного из членов Вашей группы (на отдельном листе А4)
Характеристика — это документ с отзывом о трудовой, общественной или иной деятельности гражданина, краткое описание его качеств, проявленных в трудовой и общественной деятельности. Необходимость в ней возникает тогда, когда гражданину или его поведению требуется дать оценку и принять в его отношении властное решение.
В зависимости от цели составления и использования характеристики подразделяются на характеристики, предназначенные для использования в организации (далее по тексту будем называть их «внутренними») и характеристики, составляемые по запросам сторонних (относительно организации) субъектов и предназначенные для применения за пределами организации (далее — «внешние характеристики»).
Содержание и структура характеристики зависит не только от субъектов ее использования (внутренних или внешних), но и от ее целей.
Характеристики, предназначенные для внешнего использования
Внешние характеристики составляются по просьбам самих работников (для представления по месту запроса), требованиям государственных и иных органов, сторонних организаций. Цели, для которых от работодателя требуют характеристики, могут быть разнообразными: как для решения бытовых вопросов (например, поступления работника в учебное заведение, получение кредита, пр.), так и для решения вопросов, связанных с принятием в отношении работника государственным (в т.ч. юрисдикционным) или муниципальным органом властного решения (например, о выдаче различных разрешений, применении в отношении работника мер государственного воздействия (награждения или наказания), пр.).
Содержание характеристики условно можно разбить на две части — заголовочную и основную. В первой указываются: заголовок документа — «Характеристика», фамилия, имя и отчество сотрудника.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
на Иванова Алексея Петровича |
В эту часть могут быть сразу включены сведения об организации, выдавшей характеристику, например:
ХАРАКТЕРИСТИКА |
на работника ООО «Зарница» |
Иванова Алексея Петровича |
Вместо «работника» в заголовке к тексту можно указать конкретное наименование должности (профессии, специальности), занимаемой (выполняемой) работником. Однако такой подход больше подходит для внутренних характеристик, так как для внешних важна вся трудовая деятельность работника, а не только в последней должности (по последней профессии). На практике в заголовочной части нередко указывается год рождения, например:
ХАРАКТЕРИСТИКА |
на Максимова Олега Ивановича |
1960 года рождения |
Здесь же, в заголовочной части приводится дата составления характеристики, например, следующим образом:
Дата составления: 14.01.2005 |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Дата составления может быть указана и в составе подписей должностных лиц, заверяющих характеристику, или в конце текста (см. далее). Основную часть характеристики можно разделить на следующие информационные блоки:
1) | общие биографические сведения; |
2) | краткая справка о трудовой деятельности до последнего места работы; |
3) | характеристика трудовой деятельности по последнему месту работы; |
4) | характеристика общественной деятельности; |
5) | иные сведения. |
При трансформации кратких оценок в основной раздел характеристики нужно придерживаться следующих правил:
для описания качеств работника используется повествовательная форма текста документа, например, «проявил», «характеризуется», «относится»; | |
стиль изложения должен быть нейтральным, при описании качеств работника недопустимо использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (метафор, эпитетов, гипербол и т.д.); | |
текст характеристики должен быть емким и ясным, характеризоваться логической и грамматической связанностью текста, простотой языка; краткость изложения, тем не менее, должна давать читающему характеристику возможность составить полное представление о работнике; | |
в тексте характеристики недопустимо использование оборотов разговорной речи, техницизмов, профессионализмов, применение иностранных слов и терминов при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке, собственных сокращений слов, выражений «и т. д.», «др.» и иных; | |
несмотря на то, что характеристика представляет собой описание качеств работника, тем не менее, в ней нежелательно использование личных местоимений («он», «она», пр.). |
С учетом этого деловые качества работника могут быть описаны следующим образом:
... |
За время работы Сергеева О.П. проявила себя как высококвалифицированный специалист в области стандартизации, хорошо знающий законодательство о техническом регулировании. К исполнению должностных обязанностей относится добросовестно и ответственно. Дисциплинированна. При решении сложных вопросов проявляет самостоятельность и оперативность. Старательна в выполнении распоряжений руководства. Обладает организаторскими способностями, пользуется авторитетом у коллег и сотрудников смежных подразделений. Требовательна к себе и подчиненным. Умеет находить нестандартные подходы к решению задач, стоящих перед подразделением, творчески подходить к делу. |