сущность нового политического мышления для ссср и мира




Курс на Ускорение, Перестройка в СССР привели к качественно иной ситуации в международных делах. Вопрос сохранения человеческой цивилизации требовал нового подхода к существующей реальности. В Советском Союзе это нашло отражение в политике нового мышления. Сам М. С. Горбачев определяет новое политическое мышление так: «Новое мышление не попытка выдумать какую-то умозрительную схему…Это реакция на философском, а потом и на политическом уровне на те вызовы, с которыми встречаются и отдельные страны, и весь мир на данном переломном этапе».

Сложно дать определение новому мышлению, но можно выделить особенности его. В. И. Мальков определяет его как «точное, научно обоснованное определение главных, коренных вопросов современной эпохи, установление внутренней взаимосвязи между ними и нахождение оптимальных средств и методов их решения»[5]. Это определение не в полной мере отражает идею, заложенную в новое политическое мышление. Полнее его определил А. Н. Яковлев. Особенности нового мышления он видит в следующем:

Во-первых, необходимо обращение ко всему тому новому, перспективному, что отличает современный мир, определяет его неповторимость и наиболее вероятные тенденции его развития. Во-вторых, новое политическое мышление во главу угла ставит идею развития в самой прямой и непосредственной форме.

В-третьих, новое политическое мышление — это глубокое переосмысление всех традиций силовой политики, выход далеко за ее пределы. Замену их формами политического, правового разрешения противоречий и конфликтов.

Идея гуманизма перестройки является важным фактором во всех ее проявлениях.

В условиях, когда огромные ядерные потенциалы сосредоточены у двух сверхдержав, важность советско-американского урегулирования не вызывала ни у кого сомнений. Примат общечеловеческих ценностей явился сутью «нового мышления» в международных делах. Эта инициатива, и конкретные шаги СССР получили широкий международный резонанс и поддержку во многих странах мира.

Перестройка международных отношений в духе сотрудничества и взаимопонимания, предлагаемая СССР, должна была коренным образом обновить и оздоровить взаимоотношения государств. Перестройка и «новое мышление», изначально воспринимавшееся на Западе лишь как очередной ход и популистская акция, доказывали свою эффективность в деле снижения международной напряженности.

В 1985 году о перестройке еще прямо не говорили; американцы следили за антиалкогольной кампанией и «ускорением»… Что касается ускорения, то … американские аналитики отмечали, что решения советского руководства не дали желаемого результата.…Проанализировав новую Программу КПСС, принятую XXVII съездом партии в марте 1986 года, ЦРУ отметило, что эта программа «открывает для Горбачева новые возможности» и «ясно говорит о необходимости новой политики по выводу страны из застоя, но не дает конкретного плана действий». В докладе ЦРУ также отмечалось, что "судя по программе, партийное руководство считает укрепление экономической базы страны важным фактором улучшения перспектив во внешней политике.

16.Феномен современного Китая

В чем суть феномена Китая, который живший там основоположник концепции ноосферы Тейяр де Шарден назвал «бесконечно усложненным неолитом»? Так ли это? «И да, и нет», – говорит российский синолог Л. И. Кондрашова, известная не только как автор многих книг по экономике Китая, но и как глубокий разносторонний исследователь древнейшей мировой цивилизации. Здесь достаточно сказать, что ее перу принадлежит прекрасный стихотворный перевод Дао Дэ-цзина Лао-цзы, потребовавший от ученого нового прочтения, глубинного понимания истоков великой цивилизации. Этим же глубоким проникновением в специфику страны, ее историю отмечена ее новая монография «Китай ищет свой путь».

В книге теория неразрывно связана с практикой жизни. Автор начинает с теории, переходит к практике и вновь возвращается к теории, чтобы понять для себя феномен удивительного современно-древнего Китая и передать это понимание читателю. Авторское прочтение начинается со смыслов иероглифов, плавно перетекает к философии истории, стадиально-формационному и цивилизационному пути Китая, к понятиям «рынка» и «государства», «капитализма» и «социализма», «частного» и «общественного», «прогресса» и «модернизации», «общественного синтеза». Далее же идет обстоятельный конкретный социально-экономический анализ развития КНР по этапам от революции 1949 г. до реформ, начавшихся в 1978 г. и неразрывно связанных с именем Дэн Сяо-пина. Рассматривается стратегия экономического развития, тактика проведения преобразований и после этого подводятся итоги четвертьвековой реформы. До сих пор это как бы взгляд «изнутри». Затем дается свое понимание идентификации современного социально-экономического строя КНР. Это взгляд «извне».

В завершение автор пишет: «Высокая пассионарность, характерная для сегодняшнего Китая, помогает ему справляться с неизбежными вызовами, явными и скрытыми рисками, в том числе за счет постоянной корректировки стратегического курса и смелых тактических маневров. Углубление рыночных реформ теперь понимается как создание социально ориентированной рыночной экономики, если использовать западную терминологию, или как полное построение общества «сяо кан» в духе известной идеологемы традиционного Китая, начавшей сегодня вторую жизнь».

19.Цветные революции на постсоветском пространстве.

Серия "цветных революций" в ряде государств постсоветского пространства резко изменила ближайшее окружение России, создав качественно новую геополитическую реальность. Недавно прошедшие "цветные революции" в Грузии, Украине и Киргизии положили начало качественным изменениям в существовании всего постсоветского пространства, создавая новую конфигурацию сил в Евразии.

Разного рода "цветные революции" в странах бывшего СССР, где произошла смена общественно-политического строя, имеют достаточно объективную социально-экономическую обусловленность.

Возможность проведения "цветной революции" складывается в странах, где, несмотря на существующие демократические институты, можно в широких пределах манипулировать избирательным процессом и не допускать победы оппозиции, то есть в странах с полуавторитарными или "мягко авторитарными" режимами. Такими были кучмовский режим на Украине, режимы Шеварднадзе — в Грузии и в революционно-демократической Киргизии, где президент Акаев много лет пытался формально следовать западным правилам демократии, и где действовало рекордное количество в СНГ западных фондов и обществ.

Значительные финансовые ресурсы на организацию подготовки и осуществления "цветных революций" на постсоветском пространстве поступали через американский фонд "Поддержки демократии в Восточной Европе" (Support for East European Democracy — SEED), а также:

– Международный республиканский институт. В состав совета директоров входят Джин Кирпатрик, Бент Скоукрофт (неоконсерваторы, бывшие чиновники администрации Белого дома).

– Freedom House. Зонтичная структура для фонда Сороса и фонда Евразия. Председатель – Джеймс Вулси (экс-глава ЦРУ), Джон Негропонте (директор по национальной разведке США).

– Internews Network. Организация, занимающаяся поддержкой открытых проектов в сфере СМИ и обеспечивавшая создание необходимого медийного пространства вокруг "цветных революций".

В настоящее время между Россией и США обострились противоречия, связанные с "цветными революциями" на постсоветском пространстве. Произошла смена правящих режимов в некоторых государствах, причем, на режимы еще более антироссийские и откровенно проамериканские. Есть все основания полагать, что произошло это не без активного американского участия. Создание "анти СНГ ", с подачи и при активной поддержке США, делает Россию уязвимой, отделенной от основных западных партнеров (Германия, Италия, Франция) и ослабляет ее внешние политические и экономические позиции, подрывает ее национальную безопасность и, по сути, является покушением на суверенитет.

Таким образом, намечается создание "пояса безопасности", своеобразного "железного занавеса " между Россией – с одной стороны и Ближним Востоком и Европой – с другой.

Этот "занавес" формируется из бывших советских республик, переживших "цветные революции" ("революция роз" в Грузии (2003г.), "оранжевая" революция на Украине (2004г.), "революция тюльпанов" в Киргизии (2005г.). Все страны СНГ шли по пути усиления президентской вертикали власти.

Однако не во всех странах, бывших республиках Советского Союза, "цветные революции" имели успех, так например их провал в Азербайджане и Казахстане в 2005г. и в Белоруссии в 2006г. стал свидетельством того, что в этих странах достаточно высокая популярность действующей власти и слабая оппозиция.

Авторитарный режим Алиева в Азербайджане весьма далек от стандартов демократии, но опасность хаоса в результате социальных катаклизмов заставляет внешнеполитических стратегов США крайне осторожно выстраивать отношения с этой страной и сдерживать ее демократическую оппозицию.

Режим Назарбаева имеет большие возможности для широкого маневра в социально-экономической политике Казахстана, обусловленные именно наличием огромных ресурсов. Он научился умело управлять политическими амбициями казахов, постоянно контролирует оппозицию.

Авторитарная политика Александра Лукашенко оставила его режим без серьезной интеллектуальной поддержки. Президенту Белоруссии удается жесткими авторитарными методами и популистской политикой держать политическую ситуацию под полным контролем.

Не подлежит сомнению, что "цветные революции" все же были революциями: они меняли общественный строй. При этом в ряде случаев (Центральная Европа, Прибалтика, Закавказье) менялась и властная элита, в других же случаях (Центральная Азия, Украина, Белоруссия, Молдова) у власти закреплялся тот слой партийно-советской номенклатуры, который поднялся наверх в последние годы перестройки.

"Цветные революции" справедливо указывают на то, что они символизируют завершение процесса превращения бывших советских республик в независимые государства и сознательный выбор некоторых из них в пользу западной модели развития.

Можно привести немало объяснений того, почему в одних странах "цветные революции" удались, а в других нет.

Имело значение многое: наличие оппозиционно настроенного большинства в определенном регионе страны, участие зарубежных спонсоров, степень лояльности бюрократии лидеру режима, позиция спецслужб, СМИ и крупного бизнеса, харизматичность лидеров, социально-экономическая конъюнктура.

В то же время большинство, связанных с этим явлением проблем, находятся внутри страны и правящей корпорации. Нормальная политическая система, имеет механизм самозащиты, поэтому главной задачей любого государства является недопущение системного кризиса общества и формирование здоровой и сильной политической системы. России следует активней противодействовать "цветным революциям" на постсоветском пространстве, усиливать информационно-пропагандистскую составляющую государства.

21. Национальные интересы РФ в современном мире

Национальные интересы России – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства.

Национальные интересы определяют:

− основные направления деятельности личности, общества и государства, которые способствуют укреплению существующего государственного строя в нашей стране и создают условия для благополучной жизни каждой личности и общества в целом;

− условия безопасной жизнедеятельности личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности (экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и др.).

Национальные интересы носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы представляют совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства, следовательно, и обеспечиваться они должны совокупными действиями всех граждан России, индивидуально каждым на своём поле деятельности, всем российским обществом и государством.

Только в оптимальном, гармонично сбалансированном распределении обязанностей и ответственности за соблюдение национальных интересов России может последовать успех в становлении России как великой державы, способной реализовывать свои потенциальные возможности, отпущенные ей природой и обеспеченные деятельностью предшествующих поколений.

Запомните!

Только согласованность взглядов и действий населения и властных структур по соблюдению национальных интересов может обеспечить продвижение нашей страны к общему благополучию. Это единство взглядов и действий каждой личности, общества и государства определяет уровень общей культуры нашего общества в области безопасности.

 

Что же представляют собой интересы личности, общества и государства в общем содержании национальных интересов России?

Интересы личности определяются возможностью каждого гражданина России реализовывать свои конституционные права и свободы в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии как человека и гражданина.

Интересы общества обеспечиваются упрочением демократии, созданием правового социального государства, достижением и подержанием общественного согласия, духовным обновлением России.

Интересы государства определяются незыблемостью конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической стабильностью, безусловным обеспечением законности и поддержанием правопорядка, развитием равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

 

Это должен знать каждый

Национальные интересы России во внутриполитической сфере состоят:

− в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

− в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка;

− в завершении процесса становления демократического общества;

− в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в экономической сфере заключаются в обеспечении:

− динамично развивающегося производства и рынка;

− высокого уровня жизни народов России.

Национальные интересы России в духовной сфере заключаются в сохранении и укреплении:

− нравственных ценностей общества;

− традиций патриотизма и гуманизма;

− культурного и научного потенциала страны.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

− в обеспечении суверенитета;

− в упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира;

− в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами – участниками СНГ и традиционными партнёрами России;

− в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются:

− в защите её независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности;

− в предотвращении военной агрессии против России и её союзников;

− в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.

Внимание!

Важнейшей составляющей национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Необходимо отметить, что национальные интересы России в современном мире направлены прежде всего на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз природного, техногенного и социального характера во всех сферах их жизнедеятельности.

В рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации, принятой Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. №24, определяются условия целостной системы безопасности личности, общества и государства, учитывающей центральное место человека в существующей системе ценностей, усиление роли и ответственности человека за свои дела и поступки при соблюдении мер безопасности во всех сферах жизнедеятельности, повышение общей культуры в области безопасности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Запомните!

Наиболее полно национальные интересы России можно реализовать при значительном подъёме общей культуры в области безопасности всего населения нашей страны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: