Под лаской плюшевого пледа




Урок литературы в 9 классе

Марина Цветаева. Жизнь и творчество

 

Страница 1

Приветствую тебя, мой юный друг! Сегодня мы с тобой продолжим знакомство с поэзией Серебряного века. Уверена, что творчество таких поэтов, как: А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский не оставили тебя равнодушным. Сегодня же речь пойдёт о Марине Цветаевой.

Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая её первооснов. Сегодня мы попадём под обаяние её слова, впечатлений от стихов, встреч, человеческих связей, всего того, что называется жизнью, жизнью удивительного человека, трудной и одновременно счастливой судьбы.

В ходе занятия мы постараемся:

·​ выявить основные мотивы лирики;

·​ определить особенности творческой манеры автора

Твоими помощниками в работе будут учебник-хрестоматия, компьютер и, конечно, большое желание узнать что-то новое. Желаю успехов!!!

Узнать биографию поэтессы. Пройди, пожалуйста, по указанной ссылке.

https://youtu.be/o-ipRz79EaQ

Вот такой насыщенной была жизнь великой поэтессы, и таким трагичным оказался её финал.

Далее мы будем говорить о своеобразии творчества Марины Цветаевой. Если ты готов, нажми далее. Если нет, можешь передохнуть некоторое время.

2 страница

А начнём мы со стихотворения «Прохожий»

Цветаеву всегда волновали философские вопросы жизни и смерти. А финал собственной жизни всегда представлялся трагичным, но смерти она никогда не боялась. Для неё важно было вписать себя в историю (поэзии в том числе) своим существованием.

Задание 1

Поработаем над стихотворением, текст его у тебя перед глазами. Настройся, внимательно читай задания и выполняй их. За данный вид работы ты получишь первую оценку. Удачи!!!

ПРОХОЖИЙ

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

 

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя...

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились...

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,—

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли...

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли

Выполняя эту работу, ты сможешь сделать вывод о том, какие приёмы и средства использует поэтесса в своей лирике

1. Найди ключевую строку в данном стихотворении и выдели её жёлтым маркером

2. Философская мысль сжата, отсюда и небогатство эпитетов. Найди их и выдели красным маркером.

3. Всего одна метафора. Обозначь её зелёным маркером

4. Вместе с тем, автор использует приём анафоры, что располагает к размышлениям, рассуждениям. Выдели примеры синим маркером.

5. Обрати внимание на авторские знаки препинания.

Надеюсь, ты справился! Теперь можешь проверить себя, пройдя по ссылке. Если всё верно, твоя оценка «5», если допустил 1-2 ошибки – оценка «4»

Если закончил, жми далее

СТРАНИЦА 3

Задание 2

Перед тобой ещё одно стихотворение Марины Цветаевой. Внимательно прочитай его или послушай романс на его слова,

 

Под лаской плюшевого пледа

Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? - Чья победа? -
Кто побежден?

Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?

Кто был охотник? - Кто - добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?

В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце - Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?

И все-таки - что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?

А теперь предлагаю тебе заполнить пробелы в предложенном ниже тексте, который поможет тебе приблизиться к формулировке выводов в конце нашего занятия. Для выполнения этого задания тебе потребуется дополнительная информация, которую ты сможешь найти в Интернете.

В стихотворении «Под лаской плюшевого пледа» раскрывается тема______________. Оно посвящено подруге М. Цветаевой _____________ и было написано _____________________. В их взаимоотношениях было много недосказанности и вопросов, поэтому-то стихотворение изобилует ______________________предложениями: ___вопросов на ___четверостиший, и все вопросы только себе. По форме – это ______________главной героини, попытка разобраться в происходящем. Стихотворение положено на музыку композитором ___________________ и стало романсом, прозвучавшим в фильме ______________________________.

Закончил? Уверена, что выполняя это задание, ты открыл для себя не только новые факты биографии и творчества Цветаевой, но и некоторые знания по музыкальной культуре.

Можешь добавить к своей оценке дополнительные 5 баллов (если все пробелы оказались заполненными)

Если устал, отдохни. Если готов продолжить работу, нажми ДАЛЕЕ.

 

Страница 4

Ни один поэт не смог обойти в своём творчестве тему Родины. Не стала исключением и Марина Цветаева. Она любит Москву, город, в котором родилась, и посвящает ему целый цикл стихов. С некоторыми из них ты можешь познакомиться в учебнике-хрестоматии.

 

Живя в эмиграции, Цветаева пишет самые пронзительные стихи о России. И основной мотив в них – тоска.

Задание 3

Прочитай стихотворение «Родина» (в учебнике-хрестоматии стр.128) и самостоятельно проанализируй его, опираясь на вопрос №2 (с.128) Свои размышления запиши в рабочую тетрадь.

Задание 4

Ну и последнее задание, которое подведёт итог всей проделанной работе.

Из предложенного перечня слов выбери те, которые определяют особенности творчества М. Цветаевой. Подчеркни их.

Борьба, импрессионистичность,вызов и противостояние миру, накал, страстность, взрыв, женственность, эмоциональность, внутренний шепот, искренность, затаенность, трагичность, плавность, порыв, сдержанность, напор, поединок, откровенность, Насыщенность паузами и перебоями, музыкальность, открытость, стремительность, исповедальность, любование жизнью, дробность стиха

Итак, подведем итоги нашего занятия. Надеюсь, ты понял, что

· Марина Цветаева - поэт собственного зрения, высокого духовного напряжения. Поэт - максималист, лозунг которого - «Все или ничего». И в этом максимализме её трепетная душа абсолютна бескорыстна, предельно обнажена и по - детски доверчива. Все эти качества даются только поэтам от Бога.

· Основными темами в творчестве поэта можно считать философскую тему, тему любви, тему Родины, тему поэта и поэзии.

· Спектр изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом, велик. Кроме того, обращает на себя внимание поэтический синтаксис, который изобилует авторскими знаками препинания.

Конечно же, на этом знакомство с творчеством поэтессы не заканчивается. В 11 классе будет более детальный разговор о её поэзии, внимание будет акцентировано на других темах. Кроме того, ты можешь самостоятельно почитать её стихотворения, над чем-то поразмышлять.

Домашним заданием будет:

1) составление синквейна (необязательно)

2) выучить понравившееся стихотворение наизусть

 


Глоссарий

Авторские знаки – это особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, присущий конкретному писателю (автору), преимущественное использование одного из знаков.

Анафора – стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи...

Импрессионистичность - наличие черт импрессионизма в чем-, или-ком-л. Импрессионизм – направление в искусстве конца 19 – начала 20 веков, утверждающее главной задачей художественного творчества выражение субъективных впечатлений художника от явлений действительности.

Ключевое слово – слово (словосочетание) из текста издания (другого документа), которое несет в данном тексте существенную смысловую нагрузку и может служить ключом при поиске соотв. информации.

Метафора - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: