Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга. Только при наличии у населения устойчивого интереса к культурно-досуговой деятельности проблема аудитории в учреждениях культуры будет решена. Для этого работникам учреждений необходимо знать настроения, интересы и духовные запросы людей, организовывать работу с учетом мотивированного выбора ими видов и форм культурно-досуговой деятельности. В отношениях с людьми следует соблюдать такт, подходить индивидуально в каждом отдельном случае, считаясь с настроением и запросами аудитории, с конкретной обстановкой, то есть творчески. Понятно, что интересы и запросы различных возрастных групп населения существенно отличаются друг от друга. Поэтому очень важно при организации культурно-досуговой деятельности учитывать возрастные особенности населения.
В каждом возрасте имеется некоторый потенциал ведущих запросов, который должен быть реализован в это время, но не раньше и не позже, иначе сами запросы могут так и не проявиться. Эта закономерность особенно ярко проявляется в период детства, в молодом возрасте. Именно в этом возрасте ближайшая социальная среда, а также общество в целом должны создать благоприятные условия для того, чтобы представители молодого поколения могли, во-первых, освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, важнейшие нравственные ценности; во-вторых, реализовать свой творческий потенциал, а также врожденные качества, которые определяют конструктивное развитие личности в течение последующей жизни. Поэтому в любом обществе вырабатывается огромный объем искусства, игр, забав и развлечений, которые специально рассчитаны на индивидуальное развитие представителей подрастающего поколения.
|
Особого внимания требует организация досуга детей юного возраста, когда на первый план выходит необходимость в повышенной физической активности, в познавательной деятельности, а также стремление проводить свободное время со сверстниками ради общения.
Особенно внимательно следует продумывать содержание, формы и методы работы среди молодежи. Пик потребностей общения со сверстниками наблюдается у молодежи 15-25 лет. " При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста "индустрии свободного времени" -- туризма, спорта, библиотечного и клубного дела -- при всем этом молодежь упрямо "сбивается" в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании -- это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически".
Молодежь составляет более половины всего взрослого населения страны, а среди посетителей учреждений культуры она - в подавляющем большинстве.
Поэтому работа с молодежью, детьми и подростками очень ответственная задача, требующая для своего выполнения дифференцированной, глубоко продуманной, высоко профессиональной и интересной работы.
Серьезного отношения требует деятельность учреждений культуры среди пенсионеров. Это весьма благодарная аудитория. При правильном определении содержания и соответствующих методах работы люди пожилого возраста могут стать постоянными посетителями, непосредственными участниками и активистами в подготовке и проведении культурно-досуговых программ, деятельными помощниками специалистов учреждений культуры. Во многих учреждениях культуры пенсионеры входят в состав общественных советов, являются организаторами, охотно делятся своим богатым жизненным опытом с молодежью.
|
Недооценка содержательного и активного досуга у тех, кому за 50-60, сегодня пересматривается. Представители "третьего возраста" (по определению социальных работников и демографов) далеко не всегда желают проводить свободное время, сидя у телевизора или отдыхая на дачном участке. Пассивный досуг особенно не свойствен людям, которые до этого активно занимались профессиональной деятельностью. После ухода на пенсию они не могут резко изменить жизнь и перейти к пассивному существованию, которое ограничивается стенами дома. Такие люди нуждаются в сильных эмоциях, новых впечатлениях, сохранении широкого круга знакомств.
Если говорить о представителях средних возрастных групп, то на них ориентирован организованный досуг в любой стране. При этом учитываются такие социальные параметры жизни людей, как место их проживания, семейное положение, характер и уровень оплаты труда, а также индивидуальные предпочтения в досуговых занятиях.
Особо следует сказать о семейном отдыхе. Кратковременный или длительный отдых вместе с членами семьи всегда имел немало сторонников. В последние десятилетия организаторы развивают внедомашний семейный отдых. Появляются такие виды организации свободного времени, как семейный туризм, семейные пансионаты, семейные клубы и другие.
|
В практике досуговой деятельности не принято специально выделять досуг мужчин или женщин. Многие досуговые занятия, как правило, пользуются одинаковым спросом у представителей обоих полов. Тем не менее, имеются досуговые занятия, к которым тяготеют преимущественно мужчины (рыбалка, охота, участие в некоторых видах спорта и другое) или по большей части женщины (рукоделие, цветоводство и другое).
Многие учреждения культуры могли бы поделиться положительным опытом работы среди женщин. Для женщин создаются кружки и курсы кройки и шитья, ведения домашнего хозяйства, университеты или факультеты педагогических знаний; они вовлекаются в подготовку и проведение практически всех форм культурно-досуговой деятельности. При некоторых учреждениях культуры работают любительские объединения женщин или клубы по интересам, созданы комнаты матери и ребенка, что дает возможность для женщин-матерей посещать культурно-досуговые программы.
Помимо возраста, семейного положения и социального статуса существуют другие критерии, которые позволяют сегментировать потребителей досугового сервиса, в наибольшей степени учитывая многообразные особенности досуговых предпочтений и запросов. Например, организуется корпоративный досуг представителей отрасли, конкретного вида бизнеса или создаются условия для отдыха участникам научного семинара, персонала фирмы и тому подобное.
Предприниматели, организаторы досуга учитывают содержательные предпочтения отдыха представителей разных социальных групп. На эти предпочтения влияют такие показатели, как характер труда, профессия, уровень образования, а также уровень доходов (высокообеспеченные, среднеобеспеченные, малообеспеченные слои населения). Немаловажно также место проживания потребителей досуговых услуг: жители мегаполиса, крупного, среднего или небольшого города, поселка или села. Предпочтения жителей города и села заметно разнятся.
У представителей разных социально-демографических групп сформированы неодинаковые цели, мотивы, содержательные предпочтения, а также поведенческие особенности проведения досуга. Все это влияет на организацию досуга и услуги, которые оказываются в его проведении.
Сеть клубных учреждений развивается в тесной связи с богатым наследием прошлого, традициями и социально-культурной спецификой каждого региона. Культурно-досуговые учреждения клубного типа являются субъектами культурной политики на определённой территории (город, район, посёлок, село) по созданию условий для организации досуга, развития традиционного народного творчества, а также по обеспечению жителей культурно-досуговыми услугами.
Формирование культурных потребностей происходит через: культурно-досуговые учреждения (количество культурно-досуговых учреждений), показатели динамики, распределение их по формам собственности, так как от этого зависит содержание мероприятия и формирования культурных потребностей, территориальному расположению (географический, человеческий фактор); численность посещаемости культурно-досуговых учреждений по видам, жанрам; динамика этих показателей; материально-техническая база культурно-досуговых учреждений разного типа принадлежности; объемы и структура доходов и расходов культурно-досуговых учреждений, влияющие на качественное содержание и эстетическое оснащение. Набор таких показателей является критерием развития и формирования культурных потребностей через культурно-досуговые учреждения.
К формам клубных услуг относятся мероприятия культурно-просветительного, информационного, образовательно-познавательного, зрелищного характера, мероприятия отдыха и развлечения:
циклы лекций, клубные лектории, народные чтения, лекции-концерты, трибуны общественного мнения, обзоры (творческие, научные, политические, экономические), дни искусств (науки, техники, профессий и другие), клубные встречи, циклы клубных тематических вечеров, клубные кирмаши, аукционы идей, клубные викторины, вечера-портреты;
устные журналы (альманахи, бюллетени), вечера вопросов и ответов, диспуты, тематические, дискуссионные встречи, "за круглым столом", клубные беседы;
праздники народного календаря, праздники исторического календаря, праздники семейно-бытового календаря, народные гулянья, театрализованные представления, карнавалы, праздники деревень(городков, улиц, микрорайонов, дворов), современные гражданские обряды, новогодние театрализованные представления для детей и взрослых, клубные вечера отдыха, клубные вечера занимательного досуга, клубные "огоньки", клубные посиделки, танцевальные вечера, тематические программы дискотек и дискоклубов, дни коллективного отдыха, дни и программы семейного отдыха, комплексные культурно-досуговые программы, развлекательные программы, балы, детские утренники, клубные игровые программы, конкурсы, соревнования, концерты, спектакли, фестивали, выставки, кинофестивали, киновечера, кинопоказы, кино-викторины и другие.
Одной из тенденций развития социокультурной ситуации стала коммерциализация учреждений культуры, которая приводит к тому, что всё больше наращиваются темпы развития платных услуг населению.
Основные виды платных услуг в клубных учреждениях следующие:
- проведение дискотек, презентаций, концертов, свадеб, выпускных балов, экскурсий, развлекательных программ, игровых программ, семейных торжеств;
- платные кружки, студии, курсы, "школы";
- услуги ведущего вечеров и программ, написание сценариев;
- услуги студий звукозаписи;
- спортивно-развлекательные услуги: бильярд, настольный теннис, тренажёрные залы.
Статистика показывает, что общий объём платных услуг культуры населению неуклонно возрастает. С одной стороны, это создаёт определённые трудности в деятельности клубных учреждений и сложности в выполнении планов платных услуг. Сегодня зачастую, хоть и освобождённые от "диктата", а заодно - и от типовых планов, программ, сценариев, которые оставалось лишь воспроизводить, некоторые клубные работники продолжают работать по старинке: кружки любительского творчества и дискотеки - вот и весь традиционный набор клубных услуг. С другой стороны, эта тенденция приводит к тому, что многие руководители и работники клубных учреждений всё активнее изучают своего посетителя и его социально-культурные потребности в свободное время, применяют новые маркетинговые технологии распространения своих платных услуг, пытаются выступить действительно современными менеджерами. Качество предоставляемых услуг начинает неуклонно повышаться, так как именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Наибольшей популярностью у населения пользуются следующие платные клубные услуги: концерты и спектакли, дискотеки и шоу-программы, игровые программы, вечера отдыха, проведение семейных торжеств, услуги компьютерных центров, услуги платных курсов, кружков, студий (в том числе спортивных) и другие.
Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Безусловно, в этой связи следует решать ряд задач по укреплению материально-технической базы клубных учреждений: необходимо приобретать аппаратуру, костюмы, компьютерную технику и обеспечить подключение к сети Интернет.
Недопустимо, чтобы набор клубных предложений представлял собой усреднённый вариант, одинаковый для всех категорий и всех уровней города или села. Поскольку более 90% клубных учреждений функционируют в сельской местности, клубы играют важнейшую роль в сохранении региональной культуры, народных традиций. Клубные учреждения создают условия для эстетического, патриотического, духовно-нравственного воспитания населения. Именно они являются зачастую единственным очагом и центром культуры в населённом пункте.
Таким образом, мы видим, что культурно-досуговая сфера в Республике Беларусь имеет весьма развитую инфраструктуру и представлена деятельностью большого количества учреждений культуры, которые являются субъектами культурно-досуговой деятельности. Учреждение культуры не может функционировать без нормативно-правового регулирования и поддержки государственной политики в области культуры.
В сельской местности, в отличие от города, Дом культуры или сельский клуб зачастую являются единственными "поставщиками" культурных и досуговых услуг населению. Рассмотрев формы культурных услуг, мы приходим к выводу, что - наибольшей популярностью у населения пользуются массовые мероприятия, концерты, дискотеки и шоу-программы, конкурсно-игровые программы, вечера отдыха, театрализованные представления, праздничные мероприятия и народные гулянья народно-обрядовые праздники, праздники деревень и другое. Сегодня клубная аудитория расслоилась, каждая категория (дети, подростки, молодёжь, семьи, люди среднего и пожилого возраста) имеет свои запросы и потребности. Одним из действенных путей оптимизации деятельности клубного учреждения выступает чёткая ориентация направлений и форм его деятельности на удовлетворение социально-культурных потребностей тех возрастных, социальных, профессиональных аудиторий, которые входят в зону обслуживания клуба. Мы видим, что - именно за качественную культурную услугу люди готовы платить. Посетители готовы платить как за клубные профильные услуги, так и за непрофильные услуги клубов - аренда помещений, прокат спортивного инвентаря, прокат видеокассет и дисков. Мы выяснили, что культурно-досуговая деятельность представляет собой деятельность по удовлетворению людских потребностей в досуге. В рамках культурно-досуговых учреждений создаются условия для снятия определенного напряжения, раскрываются интеллектуальные, психолого-педагогические и образовательно-развивающие качества личности, раскрепощаются инициатива и самодеятельность.
1.Социально - психологические особенности современной молодежи
Работа с молодежью - одно из самых сложных направлений деятельности клубных учреждений. Во - первых, потому что молодежный возраст в силу объективных причин и для самого человека один из трудных периодов жизни. Это связано со сложностью процесса социализации, становления человеческой личности, физиологическими особенностями данного периода жизни, с материальной и экономической неустойчивостью.
Во - вторых, молодежная аудитория разделяется многообразием психологических типов, уровней образования, ценностных ориентаций, жизненных позиций.
Воспитание молодежи должно осуществляться через разные социальные институты по разным направлениям. Большую роль в этом играют учреждения культуры. Однако успех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы, владеют информацией о процессах, происходящих в молодежной среде, чтобы позитивно влиять на эти процессы.
Положение молодежи, как социальной группы в настоящее время еще больше усложнилось.
Прежде всего, раздвинулись социально - психологические границы молодости. ученые по - разному классифицируют молодежь: от 14 - 16 до 25 - 30 и старше. Удлинение возраста молодежи связано с тем, что усложнились критерии социальной. События полной взрослости и соответствующий социальный статус, наступают неодновременно и по - разному в различных социальных слоях.
Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием рада факторов:
-семья, школа, молодежные организации, неформальные объединения молодежи)
-организация и воспитание по возрастному принципу способствует выработке специфического молодежного самосознания и стиля жизни (субкультура).
-новые проблемы и события толкают молодежь на поиски новых решений и критическую переоценку прошлого
-молодежь характеризуется теми общественными отношениями, которые определяют ее как самостоятельную социально - демографическую группу, которая имеет свои особенности.
На особенности молодежи влияют объективные и субъективные факторы. Объективные причины связаны с экономическими проблемами. Это проявляется:
- в значительном уровне повышения заболеваемости подростков и молодежи
- в отсутствии средств на доброкачественное питание, приобретение жилья. достойной работы
-в отсутствии достаточных средств на занятия спортом, посещения учреждений культуры, путешествия, т.е. удовлетворения духовных потребностей человека - проблема безработицы.
Экономические трудности, негативные изменения морально - нравственного т в обществе породили еще ряд проблем. К ним относятся:
-криминализация молодежи
-алкоголь и наркотики
-вербовка в ИГИЛ
-тоталитарные секты (одиночество, возрастные психологические изменения, психические расстройства в молодежной среде). Секты много обещают и заманивают молодежь. Опасность тоталитарных сект заключается в том, что они используют методы работы, порождающие порабощение психики и установление режима контроля над человеком (тоталитарность). Человеку прививаются идейные стереотипы, способствующие освобождению от общества, семьи, государства, правовой сферы, делающей его неполноценным членом общества (деструктивность).
Тем не менее эти проблемы молодежной среды требуют от государства действенной молодежной политики, чтобы молодые люди могли успешно адаптироваться в обществе и работать на его благо.
С этой целью в стране были созданы комитеты по делам молодежи и отделы по делам молодежи в районных центрах и городах, которые определяют молодежную политику в пределах своей компетенции. Существует федеральная программа "Молодежь России", которая реализуется на местах.
Молодежная политика реализуется по следующим направлениям:
-профилактика правонарушений в подростковой и молодежной среде
-поддержка социально - позитивных инициатив самой молодежи
-социально - нравственное оздоровление молодежной среды через взаимодействие с различными общественными организациями, развитие молодежных движений, организация досуга молодежи. Большую роль в работе с молодежью играют КДУ.
2. Организация работы с молодежью в культурно - досуговых учреждениях
Воспитание молодежи должно осуществляться через разные социальные институты по разным направлениям. Организация досуга молодежи - одно из приоритетных направлений деятельности КДУ.
Однако успех этой деятельности определяется тем, насколько работники учреждений культуры знают особенности молодежной аудитории, ее проблемы, владеют информацией о процессах, происходящих в молодежной среде, чтобы позитивно влиять на эти процессы.
Молодежный досуг должен основываться на их инициативе. В этом большую роль играют объединения по интересам. Это объединения нескольких типов:
- клубы общественно - инициативного характера Мегаполис", "Плэкстейшен", "Варенье", "Патриот", "Молодая гвардия")
- досуговые объединения (фан - клубы, "Золотой роллер", скейтбордистов, фитнес - клубы, киноклубы)
- творческие группы (рок - группы, джаз - банды, клубы молодых поэтов, любителей брейка, дани - клубы, дизайн - студии, арт - студии).
Клубная общность позволяет молодому человеку удовлетворить потребность в самовыражении, в лидерстве, в общественной значимости. К признакам клубов относятся:
-относительная однородность членов клуба, основанная на общности интересов
-самоопределение членов клуба, их самостоятельность
-складываются определенные внутренние нормы поведения, которые должны выполнять все члены клубы
-наличие традиций, атрибутики
-активное участие каждого члена клуба в его работе
Одной из форм работы, где наиболее полно проявляется активность молодежи являются молодежных культурные центры. Они были созданы в 50 - 60 -х годах и в своем развитии прошли несколько этапов
-1 этап- молодежные клубы и кафе,
-2 этап- 70 – 80-ые годы дискотека, 1 рок - клуб с. Ленинграде; 3 этап: с 1986 года МКЦ должны были открыться в каждом. городе.
- 3 этап - начался с 90 - х годов.
За последние годы в молодежной среде стала наблюдаться тенденция роста пассивно - созерцательных видов досуговой деятельности (посещение молодежных клубов, кафе, просмотр кинофильмов, эстрадных шоу, спортивных соревнований), и уменьшение доли творчески - созидательных видов (участие в кружках, любительской деятельности, техническом творчестве, общественно - политических движениях).
У ряда молодежи прослеживается безразличное и некритичное отношение к досугу, они не хотят сделать свой досуг более полезным и содержательным.
Существуют определенные этапы вовлечения молодежи в клубную деятельность:
1 этап - получение информации о молодежи (количество, возраст, занятия, перечень учреждений, молодежных коллективов, стадионов, бассейнов и т.д. Составление картотеки лидеров.
2 этап - изучение культурных запросов и интересов (анкетирование, опросы, беседы и т.д.). На этой основе разделить всех на 2 группы времяпрепровождения: творчески - созидательный и пассивно - созерцательный, каждый из которых должен получить свое организационно - методическое обеспечение.
-3 этап - вовлечение в социально - значимые виды деятельности для пассивно - созерцательного типа и создание среды для творчески - созидательного потенциала.
В связи с этим. учреждения культуры должны сделать большой упор на массовые формы работы с молодежной аудиторией, не забывая о групповых и индивидуальных формах.
К массовым можно отнести: День молодежи, фестивали (патриотической песни, видеороликов на социальные темы, рок - фестивали), конкурсы ("мисс", "мистер", КВН, эрудит, что? где? когда?, бардовской песни, скейтбордистов), благотворительные марафоны, ток - шоу ("Твоя жизненная позиция", "Когда студенту жениться", "Твое отношение к ПАВ, " "Молодежь и бизнес", "Тоталитарные секты и их идеология") ролевые игры(на выявление лидерских качеств, творческих, жизненной позиции) дискотеки, роллер - шоу, балы (осенний, выпускной, новогодний, бал цветов), карнавальные шествия и т.д.
Таким образом, работникам организации культуры необходимо использовать разнообразные технологии в работе с молодежью.