МКОУ «Кировская ООШ». По профилактике наркотического




Программа

МКОУ «Кировская ООШ»

По профилактике наркотического

И асоциального поведения среди обучающихся «Подросток»

 

 

Автор: Рыжкова С.И. – старшая вожатая

МКОУ «Кировская ООШ»

 

 

Уч. год

 

Информационная карта программы

Программа МКОУ «Кировская ООШ» по профилактике наркотического и асоциального поведения среди обучающихся «Подросток»

Автор: Рыжкова С.И. – старшая вожатая МКОУ «Кировская ООШ»

Адресная направленность: Основным звеном программы является коллектив детей, педагогов и родителей, участвующих в организации и проведении мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, профилактику наркомании и токсикомании. Участником программы является любой воспитанник в возрасте от 10 до 16 лет.

Цель программы:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей.

2. Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.

3. Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка.

Задачи программы:

1.​ Осуществление диагностической работы с целью выявления асоциальных явлений в подростковой среде, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.

2.​ Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.

3.​ Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений и коррекции недостатков семейного воспитания, формирование семейных ценностей.

4.​ Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.

5.​ Осуществление медико-физиологического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.

6.​ Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

7.​ Обеспечение мотивации:

учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе;

родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительской работы.

 

8.​ Учить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности.

9.​ Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.

10.​ Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов.

11.​ Оптимизировать положительный опыт, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Сроки реализации:2018-2019 учебный год

Краткое описание мероприятий

1.​ Выявление детей асоциального поведения.

2.​ Изучение причин социально - педагогической запущенности подростка.

3.​ Ведение картотеки этих детей.

4.​ Встречи с работниками ОДН.

5.​ Правовое просвещение подростков.

6.​ Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.

7.Работа ​ Совета по профилактике правонарушений

детей.

8.​ Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения.

Ресурсное обеспечение:

psyche.3dn.ru

shkole.narod.ru

Выписка из плана работы образовательной организации

1.Тематическая беседа «Как увлечь окружающих здоровым образом жизни».

2.Просмотр видеофильмов «За здоровый образ жизни».

3.Конкурс наглядной агитации «Мир без вредных привычек».

4.Работа с семьёй(лектории,праздники).

5.Классные часы по данной тематике.

6.Спортивные мероприятия,направленные на формирование ЗОЖ.

Содержание программы

Нормативно-правовая база

Конвенция о правах ребёнка 1989г.

Семейный кодекс РФ от 29.12.1995г.

Декларация принципов толерантности ООН и ЮНЕСКО 1995г.

Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06ю1999г. №12.

«Национальная доктрина образования» Правительства РФ от 04.10.2000г

Устав МКОУ «Кировская ООШ»

Психолого-педагогический анализ

Современная школа оказывает систематическое и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентиры. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивных веществ и алкоголя, повышение количества правонарушений..

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом РФ.

Теоретическое обоснование программы:

Под профилактикой подразумевают научнообоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа основана на следующих научных и методологических принципах реализации:

Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.

Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.

Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.

Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни и профилактики правонарушений и асоциальных форм поведения, выявление неблагополучных семей и детей «группы риска»

психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации;

образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ, правонарушений и асоциальных форм поведения.

Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект — объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:

социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп детей и подростков, употребляющих психостимулирующие средства и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры;

воздействие на «саморазрушающее» поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся («девиантные») формы поведения детей группы риска;

воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи.

Последовательность (этапность)

Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:

разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;

для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системысоциально-психологической поддержки.

Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.

Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.

Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.

Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Технологии работы:

Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализуются в диспутах, лекциях, семинарах, тренингах, круглых столах, педсоветах, конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других формах работы.

Реализация вышеизложенных целей, задач и принципов предполагает достижение следующих результатов:

- создание системы профилактической работы в школе;

- разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;

- повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;

- снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;

- уменьшение числа «трудных подростков» в школе;

- активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

- формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;

- создание здоровой и безопасной среды в школе.

Школа имеет кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы

Формы работы: просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);

-психокоррекционная работа (семейная консультация -оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая (приглашение специалистов:врача-нарколога, психолога, инспектора ОДН и др. для бесед с родителями и детьми).

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью);

Способы реализации программы:

Мозговой штурм. Используют для развития творческого мышления. Это помогает ученикам не быть строгим судьёй себе и другим. Попросит группу учеников выдать столько идей, сколько они могут, можно зафиксировать их на доске. Никто в группе не должен оценивать и комментировать: «Позитивные или негативные идеи?» По завершении мозгового штурма идёт оценка этих идей.

Ролевые игры. Ощущение себя «в чужой шкуре» помогает развить сопереживание и возможность понять ситуацию с различных сторон. Можно попросить ребят представить себя в различных ситуациях – «драматическая ситуация» помогает вжиться в проблему. Можно принять ролевые игры, «проживая» какие-либо события.

Развитие мнений через обсуждение и дебаты. Многие вопросы требуют обсуждения, т. к. дети и педагоги часто имеют собственное мнение. Следовательно, очень важно определить своё собственное мнение. Во время обсуждения дети понимают, что бывает множество мнений по одному вопросу.

Рекламные листки, буклеты, плакаты, эмблемы. Чаще всего школьное обучение состоит из разделов: слушать учителя, выполнять письменные задания. Записи очень важны для систематизации знаний, для развития коммуникативных способностей. Можно сделать записи в форме рекламного листка, буклета, плаката – т.е. того, что может информировать других. Дизайн и иллюстрация становятся очень важными для детей, так как помогает им общаться.

Истории. Многие люди учатся на историях, которые являются важным путём передачи знаний и морали; и даже телевизионные «мыльные оперы» по-своему учат нас исследовать текущие события. Истории и рассказы позволяют ученикам переносить свой личный опыт в форму фантазий, и поэтому они не сообщают о себе те вещи, о которых хотелось бы умолчать. Различные люди по-разному интерпретируют одну и ту же историю. Народные сказки, рассказы о жизни, фантастика часто нужны нам, так как помогают лучше понять свои проблемы.

Работа с неформальными лидерами. Можно привлекать старшеклассников для работы с младшими, предварительно обучив их. Это особенно важно во время проведения антинаркотической работы: старшие школьники более информированы о наркотиках, иногда даже лучше, чем учителя. Бывает, что доверие к ним больше, чем к педагогу.

Работа в группах и парах. Ребёнок учится на чужих примерах, чужом опыте, поэтому работа в группе очень важна. Но управлять группой должен преподаватель, в обязанности которого входит следить, не доминирует ли кто-либо над другими, все ли участвуют в работе. В состав группы не должны постоянно входить только друзья, а с целью улучшения атмосферы в группе необходимо научится уважать чужую точку зрения, что способствует развитию коммуникативных навыков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: