Политическая система Казахстана.




16 декабря 1991 года является моментом, с которого Казахстан начал независимое развитие. За последние 17 лет Республика претерпела множество изменений во всех сферах жизнедеятельности. Реформы коснулись в первую очередь политической системы Казахстана.

Казахстан выбрал путь, направленный на строительство суверенного, демократического, правового государства. Год за годом, воплощая в жизнь необходимые изменения, наша страна двигалась к своей цели.

Переход к демократии начался в сложных условиях: страна переживала системный социально-экономический кризис, следствием которого стали спад в промышленности, гиперинфляция, резкое снижение уровня жизни населения.

В силу этого процесс политических изменений принял характер поэтапного реформирования политической системы страны.

На первом этапе (1990 - 1993) основные изменения были направлены не столько на создание новой системы, сколько на разрушение существовавшей.

В то время произошел полный демонтаж прежней партийно-советской системы управления, ликвидирована политическая монополия коммунистической партии, введена многопартийность. Существенно расширились права и свободы граждан. Своевременным шагом по становлению подлинной независимости республики и выходу молодого государства из-под ведомственного и партийного диктата Центра явилось введение поста Президента Республики Казахстан и авторитет ее первого Президента Н.А.Назарбаева. Об этом наглядно свидетельствуют указы Президента по разгосударствлению и приватизации, по закрытию Семипалатинского ядерного полигона, меры по передаче союзной собственности в республиканскую и т.д. На данном этапе в стране произошло становление парламентско-президентской формы правления.

На втором этапе (1993 - 1995) происходил процесс поиска модели политической системы Казахстана, учитывающей политические, экономические, социокультурные, психологические, геополитические и национальные особенности страны. Изменения в политической системе общества были закреплены в принятой первой Конституции 1993 г. Был закреплен принцип разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные органы были впервые определены как самостоятельные ветви государственной власти. Впервые проведены альтернативные выборы в Парламент страны, сформированы новые органы представительной власти на местах – Маслихаты.

На третьем этапе (1995 - 1998) наблюдался процесс создания архитектуры политической системы страны. Развитие политической системы Казахстана стало определяться положениями принятой на референдуме Конституции 1995 г., которая юридически закрепила переход к президентской форме правления. В стране был создан профессиональный двухпалатный Парламент. Обширность территории, многонациональный состав населения, еще не сформировавшееся гражданское общество, становление и развитие политической культуры и партий явились вескими аргументами в пользу президентской формы правления в Казахстане.

Нынешний этап развития (с сентября 1998) характеризуется усилением и ростом демократической составляющей политической системы страны.

Он начинается с обнародования Послания Президента страны народу Казахстана и внесения осенью 1998 г. изменений в Конституцию и другие законодательные акты, расширившие полномочия Парламента.

Для создания полноценного демократического государства обязательным условием является учет интересов всего общества. С этой целью в Казахстане наблюдалось постепенное строительство парламентаризма, основанного на многопартийности. Рассмотрим подробнее путь, который прошел Казахстан от государства с централизованной командно-административной системой власти до современного демократического государства.

Современный казахстанский парламент сменил однопалатный орган представительной власти – Верховный совет (ВС), который впервые был сформирован на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем – конституций образца 1978-го и 1993 года.

За время своего существования ВС избирался тринадцать раз. Первые выборы в него были проведены 24 июня 1938 года. С тех пор, вплоть до начала 90-х годов, формирование депутатского корпуса проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии.

Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному и другим квотам, установленным партийными организациями. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности. В связи с этим выборы были фактически формальными. Поэтому их советский вариант был изначально ущербным.

Принципиальные перемены начались с 1990 года, в марте которого состоялись выборы в ВС двенадцатого созыва. Это были первые наиболее демократичные выборы в высший законодательный орган республики в условиях еще достаточного влияния командно-административной системы. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов. И хотя эти выборы проходили при отсутствии полноценных политических партий, они придали необратимость процессам трансформации тоталитарной системы.

ВС двенадцатого созыва сыграл особую роль в становлении парламентаризма в Казахстане.

Во-первых, ВС принял закон, согласно которому в стране был учрежден пост президента. Первым главой государства всенародным голосованием был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Во-вторых, ВС принял декларацию «О государственном суверенитете Казахской ССР», в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории республики, а страна определена как субъект международного права, введены институт гражданства и равноправие форм собственности.

28 января 1993 года ВС РК принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана, завершившую становление суверенитета республики и продолжившую утверждение подлинной демократии и конституционализма. Конституция 1993 года открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольной экономической системы, идеологии исторического насилия.

Однако в Конституции 1993 года, как и в прежней, ВС был наделен весьма широкими полномочиями, что затрудняло осуществление принципа разделения власти и создание системы сдержек и противовесов. Неработающие механизмы сдержек и противовесов позволяли ВС вмешиваться в деятельность правительства или подменять его, что привело к досрочному прекращению деятельности представительного органа республики – его самороспуску.

Выборы, прошедшие 7 марта 1994 года, способствовали становлению многопартийности в республике. В выборах приняли участие 73,84 % избирателей. Всего же на 135 одномандатных округов было выдвинуто 910 человек, из которых были зарегистрированы 692 кандидата. В итоге за один депутатский мандат боролись в среднем по республике пять претендентов.

ВС тринадцатого созыва стал первым профессиональным парламентом Казахстана, в котором депутаты работали на постоянной основе. Однако его судьба оказалась драматичной. Он вступил в свои права в наиболее сложный период состояния экономики и государственного строительства, когда не был доведен до логического завершения механизм разделения ветвей власти. Тем не менее, ВС тринадцатого созыва заложил предпосылки дальнейшего развития парламентаризма в Казахстане.

В результате референдума, проведенного 30 августа 1995 года, была принята новая Конституция Казахстана, устранившая недостатки прежнего государственного устройства. 30 августа 1995 года 81,9 процента населения, принявшего участие в референдуме, высказалось за принятие нового Основного закона. Он провозгласил принцип разделения власти и закрепил систему сдержек и противовесов, а также утвердил в качестве высших ценностей человека его жизнь, права и свободы.

В соответствии с законодательством Казахстана на выборах в сентябре 1999 и октябре 2002 года была обновлена половина состава сената (верхняя палата парламента).

Осенью 1999 года в соответствии с внесенными конституционными изменениями впервые в Центральной Азии состоялись выборы в мажилис (нижняя палата парламента) по смешанной схеме, которая предоставила политическим партиям возможность избираться в парламент по партийным спискам на основе пропорционального представительства.

Выборы в мажилис парламента РК третьего созыва состоялись в сентябре 2004 года. В выборах принимали участие 12 политических партий, из них четыре – в составе двух избирательных блоков. В результате выборов в мажилис было избрано 77 депутатов, 59 из которых были выдвинуты политическими партиями.

Как известно, в 2007 году парламент внес в Конституцию РК принципиальные изменения и дополнения, инициированные президентом Нурсултаном Назарбаевым. Эти корректировки существенно расширили права высшего законодательного органа власти страны и укрепили полномочия главы государства.

Новации оказались настолько серьезными, что нижняя палата парламента в интересах ускорения демократических реформ пришла к выводу о необходимости досрочного роспуска мажилиса и назначения внеочередных выборов в него, о чем мажилисмены ходатайствовали перед президентом. Нурсултан Назарбаев поддержал эту инициативу, результатом чего и стало назначение внеочередных выборов в мажилис по принципиально новой для Казахстана схеме на 18 августа 2007 года. Главная особенность данной кампании по формированию законодательной власти состоит в том, что если выборы в местные представительные органы прошли по уже известной казахстанцам схеме, то в нижнюю палату парламента – по принципиально новой. 18 августа впервые в истории республики ее жители голосовали не за конкретных кандидатов в депутаты мажилиса, а за ту или другую из семи партий, которые претендуют на места в нижней палате парламента. Это открыло новую страницу в истории казахстанской демократии и парламентаризма.

Согласно результатам выборов, прошедших 18 августа 2007 года, 98 мест в парламенте было отдано народно-демократической партии «Нур Отан», председателем которой является Н.А. Назарбаев. Это свидетельствует о том, что данная партия является сильной, эффективно функционирующей, оправдывающей надежды общества.

Но, несмотря на то, что лидирующее место в парламенте Республики заняла партия «Нур Отан», остальные партии продолжают действовать. Их основными целями являются повышение уровня экономики, решение социальных вопросов, развитие высоконравственного и духовно богатого общества.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: