Беседа по профилактике терроризма и экстремизма «Страны и люди»
Цель: создание благоприятных условий для развития навыков безопасного поведения в ситуации террористического акта и его предотвращения.
Задача предметная: актуализировать знания обучающихся о явлении «терроризм»;
Задача личностная: создать условия для формирования представлений
обучающегося об опасных ситуациях в жизни и способах поведения в них;
Ход беседы
Мотивация к изучению темы занятия.
Сегодня у нас очень серьезная и важная тема для разговора. Давайте
попробуем узнать – о чем же мы будем говорить?
Упражнение «Планеты».
2 круга – планета Добра и планета Зла.
Обучающиеся называют всех, кто, по их мнению, живет на одной планете и
на другой. Называют качества этих жителей.
- Итак. Мы поняли кто на какой планете живет. А теперь представим,
что жители планеты Зла прилетели на планету Добра. Что тогда будет? Как
они себя поведут? Как себя будут чувствовать жители планеты Добра?
Ответы обучающихся:
- Вот так и в нашей с вами жизни сталкиваются жители обеих планет. И
называют это «терроризм». Что же такое «терроризм»? Опишите это понятие
своими словами.
Ответы обучающихся.
Актуализация нового знания. Слово классного руководителя.
Дорогие ребята!
Вас уже не водят за руку в школу, вы уже самостоятельно добираетесь
до дома, ходите в магазины, ездите в трамваях, автобусах, троллейбусах.
Каждый день вашей жизни приносит новые впечатления, знания, интересные
события! Но вы знаете, что в жизни бывают и огорчения, а иногда и горе:
дорожные происшествия, пожары, ушибы, переломы и т.д. Об этом мы
говорили с вами на классных часах. А сегодня я хочу поговорить с вами об очень страшном горе, которое может случиться с каждым из нас в любом городе, в любой стране. Это терроризм. Мы должны понять, что это такое, как правильно вести себя, если вдруг случится с тобой эта беда, какие есть способы защитить себя.
Задание. Давайте познакомимся со словами. Что они означают?
ТЕРРОР – в переводе с латинского- это «ужас» «зло», подавление,
запугивание людей.
ТЕРРОРИЗМ –это убийства, поджоги, взрывы, захват заложников.
Там, где террор, там смерть, искалеченные люди.
ТЕРРОРИСТЫ – это группа людей, которая совершает теракты. Это
крайне жестокие люди, которые любыми способами хотят запугать нас.
Все они – преступники, хотя очень часто прячутся за красивыми словами. Но
этим словам верить нельзя. Они совершают теракты. Их задача – подчинить
государство, его органы, всю общественность, заставить их выполнить
требования террористов и стоящих за ними лиц и организаций.
ТЕРАКТ не знает заранее своих жертв, ибо направлен против государства, но всегда при этом страдают люди.
Рассказ учителя.
А теперь я расскажу вам о некоторых страшных событиях нашей
истории.
К крупным терактам относятся события в Японии в метро в 1995 г
(погибло-12 чел., было отравлено газом - 5 тысяч чел.).
Взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в 1999г
(погибло более 300 чел.)
Атака захваченных самолётов башен Всемирного торгового центра в
Нью – Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентябре В 2001 г.
(погибло более 3 тысячи чел.) и много других страшных терактов. Захват
автобуса с заложниками.
1 декабря 1988 г. в Минеральных водах 4 бандита потребовали
крупную сумму денег в иностранной валюте и самолет для вылета за рубеж.
В противном случае угрожали всех сжечь: под каждым сиденьем террористы
поставили по три 3-литровых банки бензина. История с захватом детей
прогремела на всю страну. По горячим следам были сняты 2 фильма:
документальный «Заложники из 4-го «Г» и художественный «Взбесившийся
автобус».
Разрушение Всемирного Торгового Центра 11 сентября 2001 года, в 28-ю годовщину подготовленного ЦРУ военного путча в Чили, и 11-ю годовщину речи Буша-старшего «Новый мировой порядок», террористы захватили четыре самолета. Согласно официальной версии девятнадцать арабов угнали 4 самолета; врезались на двух из них в башни Всемирного Торгового центра, что стало причиной пожара внутри, и врезались на третьем в Пентагон. Согласно официальной версии, в результате пожара стальные несущие балки расплавились, что стало причиной обрушения башен.
Террористический акт в Москве 2002 года
23 октября 2002 года в 21.05 в центре Москвы (в театральном центре
на Дубровке) более 50 вооруженных террористов захватили зал, в котором
шел популярный мюзикл «Норд-Ост». Террористы требовали прекратить
войну в Чечне, угрожая расстрелять заложников и взорвать зал. 26 октября в
5.32 после уникальной в мировой истории спецоперации более 500
заложников были освобождены. Уничтожены 50 террористов – 32 мужчин и
18 женщин. 117 заложников погибли. 28 октября был объявлен день траура.
Террористический акт на Тушинском аэродроме 05 июля 2003 года в
Москве был совершён террористический акт: у входа на Тушинский
аэродром, где в это время проходил рок-фестиваль «Крылья», были взорваны
две бомбы. Взрывы произвели две террористки-смертницы. По официальным
данным погибло 13 и ранено 59 человек. Больших жертв удалось избежать
только потому, что охрана, заподозрив этих женщин, не пропустила их в
толпу участников фестиваля.
Террористический акт около гостиницы «Националь»
9 декабря 2003 года в результате взрыва около гостиницы «Националь» в
центре Москвы, по уточненным данным, пять человек погибли и 13 получили ранения. Теракт возле гостиницы «Националь» совершила одна террористка смертница.
Когда – то люди бережно хранили огонь, передавая его друг другу.
Огонь жизни был дороже всего. Так же передаётся из поколения в поколение
свет подвига. Этот свет помогает людям жить, преодолевать трудности,
делает их духовно богаче, чище и благороднее. Одним из таких подвигов стал подвиг детей, учителей, военных в роковом теракте в г. Беслане.
Захват заложников в Беслане.
Ссылка на видео: «День памяти» https://yadi.sk/i/cg05e-8d9ifyew
1 сентября 2004 года. Торжественная линейка по поводу Дня знаний и
открытия учебного года в школе №1 североосетинского города Беслан
должна была только начаться. На площади перед школой собралась огромная
толпа - нарядные школьники, их родные и учителя. То, что происходило
около 9 часов утра, некоторые сначала восприняли как дурной розыгрыш,
настолько это казалось невозможным: на школьный двор въехал грузовик,
оттуда выскочили люди в масках и с оружием в руках. Они начали стрелять и
загонять толпу в школу. Тогда появились и первые жертвы. Три дня
маленький город Беслан, о котором сегодня знает весь мир, напоминал
большую пороховую бочку.
Три дня все жители города проводили на улице, в страхе за своих близких. Беслан стал черным от горя. Бандиты не случайно выбрали именно эту
школу: они знали, что в старейшей и очень престижной школе учились более
тысячи детей, а значит, на линейке будут присутствовать около 2000 человек.
Ведь по национальной традиции детей провожают в школу не только
родители, но и многочисленные родственники! Их расчеты оправдались:
только детей дошкольного возраста было около 130 человек, самой младшей
из них, Алине Сулеймановой, было 5 месяцев. 54 часа террористы
удерживали заложников, издевались над ними, морили голодом, угрожали и
расстреливали одних, чтобы запугать других. В кабинете русского языка и
литературы боевики устроили расстрельную комнату. Террористы ставили к
стенке тех, кто плохо себя вел - кричал или не слушал команд. Непослушных
в первый же день оказалось сразу 20 человек. После того, как людей
расстреливали, их выбрасывали в окно. Детям велели залезать на подоконник
и сказали: тех, кто будет шуметь, по 15 человек будем расстреливать. Они
стояли на подоконниках, как щит, а из-за их спин стреляли, куда попало. В
случае штурма боевики угрожают взорвать школу. Их тем временем давно
просят только об одном - передать детям воду и еду. Продовольствие подвозят в коробках, но террористы не пропускают. В перекличках люди проводили время с утра до вечера. Заложников получалось больше, чем по данным штаба, но родным, видимо, хотелось верить, что в школе 300, а не 1100 человек, и что их ребенок, может быть, где-то заблудился. Иногда чудо
случалось. Одной из женщин ребенок позвонил на мобильный телефон и
сообщил, что в безопасности. Утро третьего дня для террористов стало
последним, как и для многих заложников. Все произошло внезапно.
Спасатели пошли в школу забирать тела убитых. В это время в спортзале что-то взорвалось. Когда дети убегали через дыру в стене от взрыва,
террористы из школы стреляли им в спину. К уцелевшим, уже не обращая
никакого внимания на пули, навстречу бежали родственники и военные.
Заложников вели, подхватывали на руки. Что это был за взрыв, стало ясно
позднее. Террористы растянули бомбы по спортивному залу и прикрепили к
стене на скотче. Когда скотч оторвался, раздалось несколько взрывов. С этого взрыва и начался вынужденный штурм. Часть террористов отстреливались, другие добивали из автоматов оставшихся лежать в спортивном зале заложников. Позывные «Рубин», «Агат» и еще десятки других в эфире теперь кричали об одном: «Скорую помощь сюда, срочно!» Местные жители руками расчищали коридоры из автомашин и автобусов для машин медиков. А потом даже устроили что-то подобное эстафете, чтобы быстрее носить раненых. В городе в это время стоял плач и причитания. Плакали женщины, когда узнавали своих родных среди убитых, плакал офицер, у которого на руках умерла девочка. На следующий день он сказал: «Все это можно было бы назвать победой, если не знать, какой ценой».
В общей сложности, только вслушайтесь в эти страшные цифры: по
официальным данным погибло 334 человека, из них – 186 детей, 17
учителей, 118 родственников, гостей и друзей, 13 бойцов спецназа, свыше
700 человек было ранены. Закрепление изученного.
Выводы.
Учитель: - Как же не стать жертвой теракта? С основными правилами
поведения в условиях угрозы террористических актов мы узнаем с вами из
следующего сообщения.
Террористы выбирают для атак известные и заметные цели, например,
крупные города, международные аэропорты, места проведения крупных
международных мероприятий, международные курорты и т.д. Обязательным
условием совершения атаки является возможность избежать пристального
внимания правоохранительных структур – например, досмотра до и после
совершения теракта. Будьте внимательны, находясь в подобных местах.
Возьмите за правило всегда уточнять, где находиться резервные выходы
из помещений. Заранее подумайте, как вы будете покидать здание, если в нем
произойдёт ЧП. Никогда не пытайтесь выбраться из горящего здания на
лифте. Во-первых, механизм лифта может быть повреждён. Во-вторых,
обычно испуганные люди бегут к лифтам. Лифты не рассчитаны на перевозку столь большого количества пассажиров - поэтому драгоценные минуты, необходимые для спасения, могут быть потеряны.
В залах ожидания аэропортов, вокзалов и т.д. старайтесь располагаться
подальше от хрупких и тяжелых конструкций. В случае взрыва они могут
упасть или разлететься на мелкие кусочки, которые выступят в роли
осколков, как правило, именно они могут явиться причиной факторов
вторичного поражения и большинства ранений.
Будьте особо внимательны во время путешествий. Обращайте
внимание на подозрительные детали и мелочи - лучше сообщить о них
сотрудникам правоохранительных органов. Никогда не принимайте пакеты,
вещи и посылки для передачи от незнакомцев и никогда не оставляйте свой
багаж без присмотра.
Просмотр ролика «Социальный мультфильм на тему
противодействия террористическим актам!».
Организация игровой деятельности детей. Работа в группах.
- Сейчас каждый из вас вытащит из сундучка фишку. Соответственно
цифрам на фишках поделитесь на команды.
Все делятся на команды по 6 человек (команда с «1» на фишках, с «2»
на фишках и т.д.).
- Каждой команде я даю конверт с ситуацией. Ваша задача – рассказать
как вы себя поведете. Вам дается 5 минут.
Если возникают трудности, педагог дает подсказки.
Ситуации:
• увидел подозрительный пакет на остановке
• на перемене увидел в коридоре школы чужого человека
• гуляя с друзьями, не раз замечал, как мужчина прячет за решеткой
подвала свёрток
• у входа в школу, мужчина в шарфе дает черный пакет и просит
передать его учительнице
• возвращаясь с магазина, увидел, что человек положил что-то под
колесо машины соседа.
Каждая команда презентует свою ситуацию.
- Вы провели хорошую работу в командах и продемонстрировали очень
полезные советы как же вести себя в подобных ситуациях. Но акты
терроризма известны своей внезапностью. И очень важно, если вы стали
жертвой нападения террористов, вести себя правильно.
Просмотр мультфильма «Зина, Кеша и террористы».