По развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом




Министерство труда и социального развития РС (Якутия)

ГБУ РС (Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ».

Примерная программа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

(с применением Верботонального метода для лиц с проблемами в коммуникации).

Из опыта работы и практических наработок

Учителя-дефектолога

Никитиной Е.Е.

Г.Нерюнгри, 2012 год.

Программа утверждена Методическим советом ГБУ РС(Я) «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ» (Протокол № от).

Содержание.

Пояснительная записка…………………………………2-4 стр.

Примерная программа по развитию речи ……………4-21 стр.

Пояснительная записка к программе

по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом

(с применением Верботонального метода для лиц с проблемами в коммуникации).

В последние годы возрастает число детей с диагнозом «ранний детский аутизм» (РДА). Это психическое расстройство характеризуется нарушением развития эмоционально-волевой сферы ребенка, снижением способности к коммуникации, а также задержкой и нарушениями развития речи.

Коррекционную работу с аутичными детьми ориентировочно можно подразделить на два этапа. На первом этапе мы устанавливаем эмоциональный контакт, преодолеваем негативизм ребенка к общению с взрослыми, смягчаем эмоциональный дискомфорт, нейтрализуем страхи. На втором этапе – преодолеваем трудности целенаправленной деятельности ребенка, обучаем его социальным нормам поведения, развиваем его способности.

Данная рабочая программа предназначена для работы учителей-дефектологов по индивидуальной реабилитации с детьми старшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых (М.Шипицина, К.С. Лебединська, В.М.Башина, О.С. Никольская и др.) и зарубежных ученых (П.Губерина, г.Загреб, Поликлиника «СУВАГ», К. Гилберт, Т. Петерс и др) в области общей и специальной педагогики и психологии.

С помощью этой программы мы хотим познакомить родителей, педагогов с опытом, собранным нами при разработке и практическом применении Верботонального метода в программе по индивидуальному развитию аутистов и детей, имеющих иные виды отставания в развитии в рамках школы, родительского дома и среды, окружающей таких детей.

Построение программы коррекционно-логопедической работы с детьми с ранним детским аутизмом предусматривает учет не только уровня развития речи, но и особенности эмоционально-волевой сферы, отклонения в поведении, наличие агрессии и др. В связи с этим представляется необходимым отметить, что использование индивидуально-дифференцированного подхода, учитывающего степень выраженности речевых и неречевых нарушений, позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедической работы с детьми с ранним детским аутизмом.

. При работе с программой требуется творческое применение всего материала, возможно его видоизменение в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка.

В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:

* необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;

* по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;

учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;

* помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпеливости, вдумчивости, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения педагогических проблем.

 

Главная задача педагога - вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.

Для того чтобы понять, с чего начать коррекционную работу, необходимо определить ведущее направление: развитие речи; навыков социального взаимодействия; воображения. В свою очередь, выбор направления будет зависеть от потребностей конкретного ребенка. В одном случае необходимо в первую очередь обучить его навыкам самообслуживания, в другом - снизить уровень тревожности, провести работу по снятию страхов, налаживанию первичного контакта, созданию положительного эмоционального климата и комфортной психологической атмосферы для занятий. На первых этапах работы для педагога часто более важно сформировать у ребенка желание учиться, чем добиться усвоения учебного материала. Данная программа включает базовый (общеобразовательный) и коррекционный компоненты, позволяющие разрабатывать индивидуальные программы с опорой на зону «ближайшего» и «актуального» развития. При работе с детьми с ранним детским аутизмом, целесообразно дополнительно пользоваться программами, предназначенными для коррекционно-развивающей работы с детьми определенной нозологической группы.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: