Часть 1 Основы теории спроса и предложения. Коэффициент эластичности, равновесная цена.
Основные термины и формулы:
Спрос – количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и определенный промежуток времени.
Закон спроса (закон падающего спроса) – между уровнем цены и величиной спроса на товар существует обратная зависимость. Т.е. количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при ее повышении:
Qd = f(P),
Где Qd – величина спроса, Р – цена
Предложение – совокупность товаров и услуг, находящихся на рынке, или способных быть произведенными и представленными к продаже, по соответствующим ценам. Объем предложения (величина предложения) – это количества товаров, которые продавцы готовы предложить покупать в конкретном месте и в конкретное время.
Закон предложения – между ценой и количеством предлагаемого продукта существует прямая связь, т.е. с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.
Qs = f (P), где Qs – величина предложения, Р – цена
Пример 1
Функция спроса товара Qd = 12– 2p. Какова величина спроса при p=2, p=10, p=0,5? Изобразить графически данную кривую спроса.
Цена, вызывающая совпадение объемов спроса и предложения, называется равновесной ценой, а объемы спроса и предложения при этой цене называются равновесными объемами спроса и предложения.
Пример 2
Функция спроса товара Qd = 40 – 7p, функция предложения Qs = - 6 + 16p. Определите равновесную цену. Решение: 40 – 7p=- 6 + 16p 40+6=16p+7p 46=23p p=2
Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент
Эластичность предложения по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на 1%.
Коэффициент эластичности – числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной.
% измен объема спроса или предложения / % измен цены
Пример 3
Определите коэффициент эластичность спроса по цене, если известно, что при цене 20 ден.ед. объем спроса на товар 600 шт., а при цене 80 ден.ед. – 200 шт. Какова форма эластичности спроса? Решение:
Спрос неэластичен.
Часть 2. Издержки производства, ценообразование, 3 прибыль, рентабельность.
Основные термины и формулы:
Постоянные издержки – издержки, не зависящие от объема выпускаемой продукции. Они обозначаются FC.
К постоянным издержкам можно отнести расходы на оплату технического персонала, охрану помещений, рекламирование продукции, отопление и т.д. В состав постоянных издержек включают и амортизационные отчисления (на восстановление основного капитала).
Переменные издержки – это издержки, которые напрямую зависят от объема производства. Они обозначаются VC.
К переменным издержкам можно отнести затраты на сырье и материалы, сдельную заработную плату рабочих (она начисляется исходя из объема произведенной работником продукции), часть затрат на электроэнергию (поскольку потребление электроэнергии зависит от интенсивности работы оборудования) и прочие расходы, зависящие от объема выпускаемой продукции
Точка безубыточности определяется как отношение постоянных издержек производства FC к разнице между ценой Р и удельными переменными издержками VС:
где X — безубыточный объем производства (продаж), шт. (англ. break — even sales volume);
P — цена единицы продукции;
FC — постоянные затраты;
VC — переменные затраты в расчете на единицу продукции.
Пример 1
1) Если цена единицы товара равна 4000, постоянные издержки - 2,1 млн., переменные издержки (на единицу продукции) 1000, то каково будет количество товара, необходимое и достаточное для обеспечения безубыточности?
Решение: 2,1 / (4000-1000)=700 единиц
Установление цены
где —P цена изделия;
C— издержки производства;
Rc— рентабельность продукции (прибыль, отнесенная к з атратам ), %.
Пример 2
Предположим, общая сумма затрат на производство единицы продукции составляет 600 руб.. Фирмаопределила свои потребности в массе прибыли (надбавку) на уровне 20%. Решение: Цена составит:
Под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.
Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.
Себестоимость - сумма денежных затрат предприятия на производство единицы продукции.
Пример 3
Рассчитайте прибыль и рентабельность продукции за I кв. отчетного года.. Выручка отличается от прибыли, так как прибыль — это выручка минус расходы (издержки)
№ п/п | Показатели | I кв. |
Количество выпущенных изделий, шт. | ||
Цена одного изделия, руб. | ||
Себестоимость одного изделия, руб. | ||
4 | Выручка, руб. | 1500*60= 90000 |
5 | Прибыль, руб. | 1500*60-1500*50=15000 |
6 | Рентабельность, % | (60-50):50*100= 20 % |