Быкова Валерия Сергеевна




Обучающаяся 3 курса

Судоводительского отделения

Номинация «Проза»

ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова

«Что значит для нас наша память?»

Гюйс- обязательный предмет морской формы. Его носят как на парадной, так и на рабочей одежде моряки всех стран мира. Курсанты относятся к гюйсу с особым трепетом, ведь гюйс имеет множество версий происхождения, большинство из которых наполнены патриотизмом и гордостью.

В переводе с голландского языка гюйс – флаг на судне, который крепится на бушприте и поднимается на якорной стоянке в 8 утра, а опускается с закатом.

По одной из версий гюйс произошел от капюшона, который использовали гребцы, что бы защититься от палящего солнца и брызг.

Согласно другой версии в 17 веке, когда в Европе в моде были парики, моряки использовали подкладку из кожи или из плотной ткани, которую можно было снять и постирать отдельно от формы, так как пудра и масло с парика пачкали форму. Мода на парики прошла, а подкладка превратилась в гюйс.

Следующая версия связывает появление гюйса с тремя флотскими эскадрами, созданными Петром Первым. Форма этих эскадр отличалась количеством полосок на воротнике, три полоски было на форме Гвардейской эскадры, самой приближенной к Петру Первому.

Также существует версия, в которой три полоски на гюйсе символизируют три великие победы Российского флота: Гангутское морское сражение, Чесменское морское сражение и Синопское морское сражение.

Последние 2, из указанных версий, маловероятны и являются лишь инструментом поднятия патриотизма, потому что касаются истории только нашей страны, в то время как гюйс носят моряки многих стран. И, возможно, тоже объясняют наличие трех полосок на гюйсе победами своего государства. Моряки всех стран мира чтят свои традиции и историю.

Но почему три полоски на гюйсе связывают именно с этими победами? Ведь в России было немало морских баталий, некоторые из которых определяли исход всей войны. Давайте разберемся.

Если верить последней версии, то первая полоска означает победу в Гангутском морском сражении. Сражение состоялось в ходе Северной войны 27 июля или 7 августа по старому стилю1714 года у мыса Гангут, ныне полуостров Ханко, в Балтийском море. Это была первая победа Русского флота и благодаря ей, Россию стали воспринимать как морскую державу. Петр Первый с флотоводцами Ф.М. Апраксиным и М.Х. Змаевичем имитировали строительство помоста для перетаскивания кораблей по суше. Узнав об этом, шведский вице-адмирал Густав Ваттранг разделил шведские корабли на три отряда.

Галерный отряд под командованием контр-адмирала Нильса Эреншильда отправили к северо-западному выходу переволоки для перехвата русских судов в момент их спуска на воду. Еще один отряд, под командованием вице-адмирала Лилье отправился к Тверминне, что бы атаковать русский флот. У мыса Гангут остался отряд под командованием адмирала Ваттранга. Таким образом силы противника были раздроблены.

Во время битвы в Балтийском море установился штиль, что дало преимущество русскому флоту, состоящему в основном из гребных судов, перед шведскими парусными кораблями. Воспользовавшись моментом, когда шведские суда были лишены возможности двигаться и находились около берега, авангард русского флота совершил прорыв вокруг мыса Гангут. Утром 26 июля (6 августа) адмиралу М.Х. Змаевичу был отдан приказ обойти шведов и достичь шхер.

Для этого 20 гребных галер вынуждены были пройти 15 морских миль на максимальной скорости и быть готовыми в любой момент отразить атаку противника. Вслед за ними шел сторожевой отряд Ф.Я.Лефорта, состоявший из 15 скампавей. К 11 часам отряды М.Х. Змаевича и Я.Ф.Лефорта объединились и проследовали в глубь Або-Аландских шхер. Когда шведы заметили русские галеры, они были вне зоны досягаемости, шведы пытались подобраться поближе, буксируя свои корабли шлюпками и гребными судами, но их попытки были безуспешны. Также как и попытки отряда Лилье достигнуть Тверминну и атаковать русские корабли в безветренную погоду.

Когда русские галеры прошли мыс, на встречу им вышло несколько шведских кораблей под руководством контр-адмирала Э.Д. Таубе, вызванного адмиралом Ваттангом с Аландского архипелага к Гангуту. Корабли адмирала Таубе имели преимущество, но он отступил, думая, что перед ним стоит весь русский флот.

Тем временем адмирал Ваттанг, желая быстрее объединить свои силы с вице-адмиралом Лилье повел свои корабли ему навстречу, освободив путь вблизи берега. Этим воспользовалось русское командование, окончательный прорыв был назначен на утро 27 июля под руководством Ф.М. Апраксина. Этот прорыв был таким же удачным, как и предыдущий, была потеряна лишь одна галера, она подошла слишком близко к берегу и села на мель, впоследствии экипаж галеры был взят в плен.

В то время, когда галеры Ф.М. Апраксина готовились к прорыву М.Х. Змаевич обнаружил отряд Эреншильда. Шведы ожидали атаки с суши, однако наткнулись на сильный русский галерный отряд и предприняли попытку уйти, запутавшись в шхерах и оказались в Рилакс-фиорде, узком месте не имеющем выхода.

Петр Первый предложил шведам сдаться без кровопролития, но получил отказ. В 14:00 Ф.М. Апраксиным был отдан приказ к атаке. Первые две атаки, основанные на тактике фронтального удара, оказались безуспешны. Третья атака была удачной: поменяв тактику и зайдя с фланга, русские корабли по одному захватывали шведские суда. Осознав это, шведы начали сдаваться. Последним был взят в плен фрегат «Элефант», на котором находился контр-адмирал Эреншильд.

«Прилежание и верность превосходят силу»-гласит надпись на медалях, которыми были награждены все участники Гангутского сражения. После битвы Петр 1 сравнит Гангутское морское сражение с Полтавской битвой. Трофейные корабли были доставлены в Санкт-Петербург, Петр 1 получил звание вице-адмирала,а Россия установила полное господство на территории Финского залива.

Вторая полоска на гюйсе символизируется с Чесменским морским сражением. Сражение происходило в Чесменской бухте Эгейского моря, на западном побережье Турции с 5го по 7е июля или с 24го по 26го июня по старому стилю 1770 года и является переломным в ходе Русско-Турецкой войны 1768-1774 годов. Хочу отдельно отметить, что в этой морской баталии русский флот полностью уничтожил превосходящий в 2 раза по количеству людей, кораблей и пушек турецкий флот.

Кроме преимущества в количестве сил и орудий, турецкий флот, занимал более выгодное местоположение. Оба фланга турецкого флота упирались в берег, где располагался укрепленный боевой лагерь, что исключало возможность выхода противника в тыл.

Первый этап Чесменской битвы начался ранним утром 5го июля 1770 года. Русская эскадра, под командованием графа Алексея Орлова, неопытного, по мнению турецких главнокомандующих, флотоводца, вошла в Хиоский пролив. По плану турков, адмирал Орлов, в силу своей неопытности, приведет эскадру в узкое место, где ее сможет уничтожить береговая батарея. Турецкий флот, под командованием адмирала Гассан-бея, начал обстрел русских кораблей, когда дистанция между противниками составляла менее 200 метров. Ибрагим Хусамеддин-паша, командующий турецким флотом, наблюдал за ведением боя с берега. В свою очередь русская эскадра продолжала сокращать дистанцию, но не открывала ответный огонь, таков был план адмирала Григория Спиридонова: подвести корабли поближе к кораблям противника и внезапно дать бортовой залп.

Русские корабли открыли сильный огонь, построившись в одну линию. В ходе боя горящая мачта с захваченного турецкого корабля "Бурджу-у-Зафера" упала на русский корабль, искра попала в пороховой склад, от чего оба корабля взорвались. Турки, опасаясь, что такое может произойти и с другими кораблями, вернулись в Чесменскую бухту. На этом закончилась первая фаза битвы.

Большинство турецких кораблей были серьезно повреждены. Турки, уверенные, что русские войска не нападут снова, едва завершив ожесточенный бой, поставили перед собой задачу укрепить оборону в Чесменской бухте. Для этого они сняли часть пушек со своих кораблей и поставили их на береговую базу. Этим же вечером русское командование приняло решение нанести еще один удар, не дав вражескому флоту возможности оправиться.

К вечеру следующего дня российское командование отправило 4 линкора и 2 фрегата в Чесменскую бухту. Линкоры должны были вести огонь по турецким судам, подойдя на расстояние, позволяющее вести стрельбу с нижнего и верхнего дека. Фрегаты должны были отразить огонь береговых батарей.

В полночь русские корабли отправились в Чесменскую бухту, турки заметили их и объявили тревогу, начался обстрел как с воды, так и с суши. Из чего следует, что русский отряд, состоящий из 4 линкоров и 2 фрегатов, справился со своей главной задачей- отвлечь турецкий флот, что бы в бухту смогли незаметно войти Брандеры – небольшие суда загруженные взрывчаткой и легковоспламеняющимися веществами. Экипаж этих судов состоял исключительно из добровольцев. При столкновении с судами противника брандеры должны были поджечь и уничтожить их, в результате взрыва.

Русские линейные корабли, зайдя в бухту вступили в бой с турецкими кораблями, фрегаты обстреливали береговые батареи. От непрерывного огня на одном из турецких судов начался пожар, который привел к взрыву. Огонь начал быстро распространяться на другие суда, так как они находились на близком расстоянии. Из четырех русских брандеров прорваться смог только один, вскоре он сблизился с турецким линейным кораблем, экипаж брандера поджег его и эвакуировался на шлюпках. Турецкий корабль загорелся, что ускорило распространение огня. Вся бухта была объята пламенем. Это был абсолютный разгром.

В результате победы Россия установила полный контроль над акваторией Эгейского моря, получила возможность возрождения и строительства русского флота на Азовском и Черном морях, установила блокаду Дарданелл, нарушив турецкую торговлю.

Все участники сражения получили памятные медали и монеты.

Третья, последняя полоска на гюйсе символизирует победу России в Синопском морском сражении.

Это сражение, произошедшее 18го (30го) ноября 1853 года, под руководством тогда еще вице- адмирала П.С. Нахимова, вошло в мировую историю, как последняя крупная битва парусных кораблей.

В ходе Крымской войны вице-адмирал П.С.Нахимов узнал о прибытии турецких кораблей в Синопскую бухту. Была вероятность, что турки готовились к высадке десанта. 23го ноября эскадра П.С.Нахимова подошла к Синопу, но, увидев, несоответствие сил, кораблей турецкого флота был в 2 раза больше, вице-адмирал Нахимов принял решение не вступать в бой немедленно. Вместо этого русская эскадра осталась на внешнем рейде, блокируя при этом турецкую эскадру под руководством адмирала Осман-паши. Вице-адмирал Нахимов ждал подкрепления в виде отряда контр-адмирала Федора Новосильского, который уже выдвинулся на помощь из Севастополя. С приходом этого отряда русская эскадра все еще имела меньше кораблей, чем турецкая, но превосходила противника по количеству пушек: 720, вместо турецких 510. Силы были неравны, но вице-адмирал Нахимов принял решение неожиданно для противника развязать бой. Даже погода в тот день была как нельзя кстати: под дождем, переходившем в ливень, турецкая эскадра не сразу заметила приближение эскадры П.С. Нахимова, которая входила в бухту двумя колоннами.

В приказе вице-адмирала Нахимова были четко прописаны действия, которые должна совершить русская эскадра: войдя в бухту, сблизиться с турецкими кораблями на дистанцию не более двух кабельтовых (примерно 370 метров), отдать якорь и крутиться вокруг него, всегда держась бортом к противнику. Сражение завершилось за несколько часов полным разгромом шведской эскадры.

Каждый сам для себя решает, что означают полоски на его гюйсе. Но для меня три полоски связаны с победой, триумфом, свершением, а значит являются стимулом учиться и развиваться.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: