Практический опыт социально-педагогической работы с многодетной семьей.




Многодетная семья как объект социально-педагогической работы

Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.

Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Многодетная семья – это семья, имеющая в своем составе трех и более детей.

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории: семьи, многодетность которых запланирована;семьи, образовавшиеся в результате второго и последующего браков матери (реже – отца), в которых рождаются новые дети;неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, социального образа жизни.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: острый недостаток материальных ресурсов;нерешенность жилищных проблем;психологическая несовместимость членов семей, дети из таких семей чаще демонстрируют заниженную самооценку.

К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье,нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений, семейных ценностных ориентаций.

Педагогически несостоятельная семья — это семья с низким уровнем социально- культурного, образовательного развития родителей, их участия в жизни общества; это семья с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры членов семьи; нежелание эти ошибки видеть и исправлять, сознательным настраиванием ребенка на неприятие социальных норм, социальной морали, нравственности. Нами были выделены специфические характеристики педагогически несостоятельной семьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья это важнейший институт социализации подрастающих поколений. Педагогическая грамотность является залогом семейного счастья, так как семья с низким уровнем социально- культурного, образовательного развития родителей не может обеспечить всестороннее развитие социально здоровой личности. К педагогически несостоятельным семьям, как правило, относятся те семьи, в которых отмечаются дефекты воспитания в семье,нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации. Несмотря на то, что к категории педагогически несостоятельной семьей можно отнести и семью условно благополучную, полную, социально обеспеченную, в социальной практике все же чаще педагогически несостоятельная семья ассоциируется с семьями неполными, проблемными, конфликтными, кризисными, невротическими, дезорганизованными, асоциальными, в том плане, что эти типы семей объединяют дефекты воспитания в семье.

 

Практический опыт социально-педагогической работы с многодетной семьей.

Социально – педагогической деятельности социального педагога может быть охарактеризована рядом направлений (подходов), в данном случае применительно в работе с педагогически – несостоятельной многодетной семьей:

1. Собственно педагогическое направление – социальный педагог выступает в роли учителя, консультанта, эксперта.

2. Фасилитативное направление – социальный педагог занимает роль помощника, сторонника в преодолении апатии или дезорганизации личности, когда ей это сделать трудно самой.

3. Адвокативное направление применяется тогда, когда социальный педагог выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от своего собственного имени

4. Организационно – посредническое направление– социальный педагог выполняет роль организатора, управленца в оказании «адресной» помощи, поддержки, адаптации, коррекции различных групп и категорий населения, играет посредническую роль в защите прав, состояний личности клиента, соединяет клиентов с государственными учреждениями (районного, муниципального, областного, регионального уровня). Одной из значимых и востребованных технологий социально-педагогической работы с педагогически несостоятельной многодетной семьей является социально-педагогический патронаж.

Социально-педагогический патронаж включает в себя всестороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возможности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

В социально-педагогической работе с педагогически несостоятельной семьей, в зависимости от ситуации, используется целый арсенал педагогических методов, таких как:

1. Методы, развивающие сознание, личностные смыслы жизни (рассказ, сообщение, информация – описание, разъяснение – убеждение, внушение, пример, беседа, дискуссия, взаимоубеждение, размышление – диалог);

2. Методы, развивающие внутренние побуждения, мотивы, чувства (рефлексия, прояснение проблемы, выбор задач, создание установки, побуждение к действию, оценка поступка, поощрение успеха, соревнование с другими людьми, соревнование с самим собой);

3. Методы, формирующие опыт поведения (общение с группой значимых других, воспитательные требования и контроль, общественное мнение, приучение, тренировка, организация деятельности, поручение, общение – диалог, переучивание);

4. Метод самовоспитания и саморефлексии (индивидуальные размышления, рефлексия, аутотренинг, самооценка и самоанализ, самоконтроль, самообязательство, преодоление себя);

5. Метод творчества (выбор задач, моделирование плана действий, самоорганизация времени, анализ своих достижений);

6. Метод создания новой образовательной среды (введение в новую деятельность, изменение смысла деятельности и отношений, проектирование деятельности и общения – диалога, корректировка и изменение сценариев личного поведения, изменение частной ситуации, компенсация общей среды развития, предотвращение деформаций среды развития).

В основе стратегии педагогического просвещения родителей лежит следующее положение: причины нарушений в поведении и развитии ребенка часто находятся в плоскости семейных взаимоотношений. В сознание родителя закладывается установка – именно родитель отвечает за воспитание, развитие, социализацию своего ребенка; отмечается, что социальные навыки ребенка необходимо целенаправленно формировать, а девиации в поведении и развитии корректировать. Основные формы работы: тестирования, мини-лекции, обсуждение трудных случаев из жизни, психотехнические упражнения. Практика просвещение родителей даже в ограниченных объемах позволяют родителям по-другому посмотреть на стиль и содержание своих отношений с детьми.

Одним из значимых направлений является педагогическое взаимодействие школы и семьи, однако, сотрудничество семьи и школы проблемный вопрос. Причин здесь много, они кроются как в действиях педагогов, так и в позициях родителей. Работа с родителями должна строиться на взаимном доверии, подчеркивая заинтересованность школы во взаимодействии с семьей, демонстрируя желание оказать педагогическую поддержку родителям.

Некоторые формы и методы работы с родителями и, направленные на повышение их педагогической культуры:

· Родительские семинары, конференции – расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми, обмен опытом воспитания.

· Групповое и индивидуальное консультирование – построение общения на основе ответов на интересующие вопросы, откровенность в общении, подведение к пониманию проблемы.

· Классное родительское собрание является основной формой взаимодействия учителя с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведении бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т. д.

· Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, социальной рекламы, научной литературы, тематических выставок, вечеров и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию.

· Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Организуются педагогами в школах, социальными работниками и т.д.

Заключение

Социально-педагогическая работа с многодетной семьей должна быть разносторонней, так как в повышении педагогической культуры родителей нуждаются все семьи, в том числе и относящиеся к разряду благополучных, относящихся к категории педагогически несостоятельных и по профилактике данной проблемы.

1. Семья являет собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи, важным из которых является социально-культурная состоятельность. Педагогическая грамотность является залогом семейного счастья, так как семья с низким уровнем социально- культурного, образовательного развития родителей не может обеспечить всестороннее развитие социально здоровой личности. Характеристики педагогически несостоятельной семьи, такие как низкий уровень образованности и педагогической культуры родителей, духовное оскудение, низкая успеваемость детей в школе, разногласия во взглядах на воспитание детей, ограниченная тематика общения в семье, ограниченный досуг, девиация свободного семейного времени и многое другое – всё это последствия несостоятельности социально- культурного, образовательного развития родителей.

2. Именно в семье происходит рождение, становление и формирование личности человека, однако в силу различных проблемных обстоятельств семья может попасть в категорию педагогически несостоятельной. Одной из значимых проблем педагогически несостоятельной семьи являются проблемы воспитания детей в семье. Чем выше уровень образования родителей, тем больше времени они уделяют воспитанию. И наоборот, чем слабее представлено образование родителей, уровень их нравственности тем меньше времени родители уделяют воспитанию детей, либо воспринимают воспитание в искаженной форме. Процесс семейного воспитания чаще всего, представлен как непрофессиональная педагогическая деятельность, что показывает актуальность и значимость педагогических знаний по проблемам современной семьи.

3. Воспитание подрастающего поколения является делом не только конкретных родителей конкретного ребенка, но и делом всего общества. Решающая роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, личная жизнь которых, поведение и отношение к другим людям служат примером для ребенка. Однако, это нелегкая задача, и успешно решить ее могут далеко не все родители. Поэтому социальный педагог, социальный работник, психолог, изучив специфику жизни и воспитания ребенка в семье, вынужден заниматься корректировкой семейного воспитания, корректировкой отношений «родители - дети», «родители – школа», «семья – общество».

Вместе с тем, можно выделить следующие проблемы в организации социально-педагогической работы с педагогически несостоятельной многодетной семьей и профилактике данного недуга:

во – первых, в настоящее время слабо функционирует система профилактики педагогической несостоятельности родителей. Отсутствует система подготовки молодежи к воспитанию будущего потомства;

во – вторых, как правило, в социальной практике педагогическая несостоятельность родителей становится предметом внимания специалистов если принимает наиболее девиантные формы такие как социальное сиротство, насилие, безнадзорность и беспризорность детей и т.д. Мало обсуждаем вопрос о проблемах воспитания детей в целом благополучных, материально обеспеченных семьях.

Однако сегодня имеется и ряд достижений в социальной педагогике по решению данной проблемы. В практической социально-педагогической работе с проблемными семьями, в зависимости от ситуации, используется целый арсенал педагогических методов. Это свидетельствует об осознании высокой значимости и необходимости решения и профилактики проблемы педагогической несостоятельности родителей в социальной практике.

4. Многодетная семья нуждается в том, чтобы ей оказывалась квалифицированная помощь в вопросах воспитания детей, а, следовательно, в современных условиях необходима государственная семейная политика, направленная на усиление помощи семье в воспитании детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: