ТЕМА. КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.




Преподаватель дисциплины «Право» Свириденко М.И.

План

1. Предмет коррупции и её составляющие.

2. Причины коррупции и лицо коррупционера.

3. Криминологическая особенность должностных преступлений.

4. Профилактика борьбы с коррупцией.

1. Предмет коррупции и её составляющие.

Коррупция — социально опасное явление, характеризующееся подкупом — продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, кото­рые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возмож­ностей, связей.

Коррупционная преступность представляет собой совокупность со­- вершаемых должностными лицами преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом — интересы общества и государства. В результате совершения должностных преступлений наносится и значительный материальный и моральный ущерб физическим и юридическим лицам, что особенно драматично, то что происходит дискредитация власти в целом. Отличительная черта должностных преступлений состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, они не только снижают их авторитет в обществе, но и подрывают у граждан уверенность в защищенности своих прав и за конных интересов. Криминологической особенностью должностных преступлений является их совершение лишь должностными лицами, наделенными властными полномочиями либо осуществляющими организационно-распорядительные, административно- хозяйственные функции. К ним относятся, во-первых, представители власти, во-вторых — лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях страны. Представители власти — это должностные лица правоохранительных или контролирующих органов, а также иные должностные лица, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости. Представителями власти, следовательно, являются лица, осуществляющие законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работники государственных надзорных или контролирующих органов, наделенные распорядительными полномочиями либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями независимо от их ведомственной подчиненности. К этим лицам относятся депутаты представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления; должностные лица и представители органов исполнительной власти; оперативные работники правоохранительных и контролирующих органов, которые осуществляют надзор за исполнением законов, поддержанием общественного порядка, ведут борьбу с преступностью, обеспечивают государственную, пожарную, радиационную и иную безопасность; прокуроры, следователи, дознаватели; судьи, осуществляющие судебную власть; представители военных властей, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и т.п. Иначе говоря, представителями власти являются лица, наделенные властными полномочиями в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц. Лицами, выполняющими организационно­распорядительные функ­ции, являются лица, осуществляющие полномочия по руководству аппаратом государственного органа либо органа местного самоуп равления, трудовыми коллективами государственных и муниципаль ных учреждений, а также отдельными работниками этих органов и учреждений. В круг этих полномочий входят подбор и расстановка кадров, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины, принятие мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий и т.п. Лицами, выполняющими административно­-хозяйственные функ­ции, являются лица, правомочные совершать действия по управлению или распоряжению государственным либо муниципальным имуществом путем установления порядка его хранения, реализации и т.п., в том числе начальники хозяйственных и финансовых отделов и служб.

2. Причины коррупции и лицо коррупционера.

Причины коррупции:

- стремление к обогащению;

- финансовая заинтересованность;

- ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые сослуживцами, то есть просматривается роль зависти;

- наличие дорогостоящих привычек и интересов;

- желание возместить понесенные ранее расходы на получение образования;

- устройство на работу;

- желание включиться в общий процесс коррупции.

Особенностями обладает и личность должностного преступника. Для нее характерны более высокий удельный вес лиц, достигших 30—40 лет, а также преобладание представителей низшего и среднего звена иерархии должностных лиц. Трудовая деятельность должностных преступников связана с различными отраслями народного хозяйства и управления, с работой в контролирующих и правоохранительных органах, с руководством предприятиями, учреждениями, организациями. При этом совершению этих преступлений зачастую способствует отсутствие у многих должностных лиц необходимого опыта работы, недостатки специальной управленческой и юридической подготовки, а также низкий уровень правосознания и нравственности. Преступления должностными лицами совершаются умышленно (исключение составляет только халатность), в большинстве случаев из корыстных побуждений (67%), иной личной заинтересованности (защита ведомственных, местнических интересов). Лицам, допускающим халатность, присуща безответственность, небрежность в работе

3. Криминологическая особенность должностных преступлений.

Особенностью является их значительное разнообразие. В первую очередь это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями; нецелевое расходование бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов; превышение должностных полномочий; незаконное участие в предпринимательской деятельности; получение взятки; служебный подлог; халатность. Ряд должностных преступлений посягает и на другие объекты (конституционные права и свободы человека и гражданина, экономическую деятельность, правосудие). К этим преступлениям, совершенным должностными лицами, относятся: неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации; воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий; необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет; невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат; воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них; воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности; регистрация незаконных сделок с землей; контрабанда; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности; незаконное освобождение от уголовной ответственности; незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей; принуждение к даче показаний; фальсификация доказательств; вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта; неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебно го акта. Кроме того, к должностным преступлениям могут быть отнесены иные противоправные деяния лиц, совершаемые с использованием служебного положения, если они являлись должностными лицами. Криминологический анализ должностных преступлений позволяет рассматривать совершение некоторых из них как одновременное проявление коррупционной преступности. Последняя охватывает лишь те должностные преступления, совершение которых обусловливается подкупом должностных лиц. В то же время коррупционная преступность включает разнообразные противоправные деяния и недолжностных лиц, осуществляемые как в сфере государственной, так и коммерческой деятельности.

Таким образом, соотношение этих видов преступности может быть представлено в виде частично накладывающихся друг на друга кругов. Специфичным для должностной преступности является относительная стабильность и небольшое число регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности (Лате́нтность (от лат. latentis «скрытый, невидимый»): свойство объектов или процессов находиться в скрытом состоянии, не проявляя себя явным образом). В структуре должностных преступлений преобладают: служебный подлог, получение взятки, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность.

Вот примерная структура привлекаемых к ответственности коррум пированных лиц: 40% — государственные чиновники разного уровня; около 25% — сотрудники правоохранительных органов; 12% — работники кредитнофинансовой системы; 9% — служащие контрольных органов; 3—4% — сотрудники таможенной службы; 0,8% — депутаты; 7—8% — прочие лица.

Постоянный рост численности госаппарата неизбежно приводит к увеличению числа фактов проявления коррупции. Не случайно абсолютное большинство опрошенных руководителей коммерческих структур (98%) сталкивались с вымогательством чиновников, а 96% были вынуждены идти на дачу взяток. Около 70% принимаемого коррумпированными служащими вознаграждения составляют деньги; 22% — иные материальные блага (подарки, ценные бумаги, оплата развлечений, отдыха, лечения, транспортных расходов, зарубежных туристических поездок, выплата гонораров, издание художественного произведения от имени коррупционера и т.п.); около 8% — нематериальные блага (различного рода льготы и услуги, связанные, например, с поступлением членов семьи в вузы, их лечением, предоставлением высокооплачи ваемой работы в коммерческих структурах, а также преимуществ в получении кредита, ссуд, в приобретении ценных бумаг, недвижимого и иного имущества и т.п.).

Более половины граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно. По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию, главная закономерность экономической жизни страны, которую великий историк Н.М. Карамзин еще полтораста лет назад обозначил одним словом «воруют». Так на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд долларов, т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.

В массовом сознании коррупция, к сожалению, получает все большее оправдание и даже одобрение как путь, позволяющий эффективно решать возникающие у населения проблемы. Только 2,2% участников опроса взятка не по могла разрешить их проблемы. Таким образом, на уровне бытовой коррупции взятка выступает почти стопроцентной гарантией успеха, а сама коррупция все больше становится органической, естественной частью жизни общества. Поэтому самым опасным последствием распространения коррупции стало не только разложение государственного аппарата, дискредитация власти, противоправное нарушение защищаемых законом интересов государства, отдельных граждан, но и развращение населения, общества в целом, которое фактически сдалось перед данным социально - политическим феноменом и не в состоянии ему противостоять. При анализе коррупции следует иметь в виду, что она не всегда является уголовно -правовым явлением. В зависимости от степени общественной опасности деяний коррупционного характера возникает как дисциплинарная, гражданско-правовая, административноправовая, так и уголовная ответственность виновных. Дисциплинарные коррупционные проступки обычно проявляются в таком использовании служащим своего статуса для получения преимуществ, за совершение которого предусмотрено дисциплинарное взыскание. К гражданско-­правовым коррупционным деяниям относятся: принятие в дар работниками государственных и муниципальных учреждений, учреждений социальной защиты и иных подобных учреждений подарков (имущества или имущественных прав) от граждан, находящихся в них на лечении, содержании или воспитании, от супругов и родственников этих граждан; а также дарение таким работникам подарков в связи с указанными обстоятельствами; принятие в дар (и дарение) подарков государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с использованием ими служебных обязанностей при условии, что стоимость любого подарка во всех случаях не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. К административным коррупционным проступкам, ответственность за совершение которых предусмотрена соответствующим законодательством, могут быть отнесены такие деяния должностных лиц, государственных и муниципальных служащих и иных лиц, как подкуп избирателей, участников референдума; использование не законной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, инициативной группой по проведению референдума; многие административные правонарушения в области охраны собственности, окружающей природной среды и природопользования, предпринимательской деятельности и т.п.

Одним из существенных условий, способствующих совершению должностных и коррупционных преступлений, являются недостатки организационно - распорядительного характера и социального контроля. К ним относятся: недостатки планирования, нарушение договорной дисциплины; недостатки в организации служебной деятельности (распределение обязанностей, передача полномочий, чрезмерная загрузка и т.п.); недостатки в подборе и расстановке кадров (прием на работу дилетантов, лиц с сомнительной репутацией, по признаку семейственности и т.п.); недостатки учета и контроля; бесхозяйственность (расточительство при использовании энергоресурсов, материальных и людских ресурсов); недостатки в воспита тельной работе; недостатки в работе контролирующих и правоохра нительных органов, отсутствие контроля за доходами и расходами должностных лиц, служащих, а также за выполнением ими служеб ных обязанностей, нереагирование на факты коррупции.

4. Профилактика борьбы с коррупцией.

Мерами предупреждения являются: совершенствование правовой базы борьбы с должностной и коррупционной преступностью (принятие Закона «О борьбе с коррупцией»; внесение изменений и дополнений в закон «Об основах государственной службы», определяющих ежегодное представление каждым государственным служащим исчерпывающих сведений о его доходах и собственности; принятие правового акта, регулирующего порядок взаимодействия кадровых служб, контролирующих и правоохранительных органов при проверке достоверности сведений, представляемых лицами, назначенными на государственные должности); совершенствование работы госаппарата и процедур решения им вопросов; четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников; предоставление им зарплаты и услуг, обеспечивающих достойный уровень жизни; совершенствование подбора и расстановки кадров в государственном аппарате, увольнение с государственной службы лиц, на рушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий; разработка и реализация на федеральном и региональном уров- нях долгосрочных целевых программ борьбы с должностной и кор- рупционной преступностью; осуществление повышенного контроля за доходами и расходами государственных, муниципальных и иных категорий служащих, за видами их деятельности, наиболее связанными с возможностью совершения должностных и коррупционных преступлений; обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей; повышение уровня правоохранительной деятельности по предупреждению и пресечению фактов совершения должностных и коррупционных преступлений; совершенствование взаимодействия всех правоохранительных органов в работе по предупреждению и пресечению этих преступлений; установление и осуществление административного надзора за лицами, имеющими судимости за совершение тяжких должностных и коррупционных преступлений; использование средств массовой информации и системы образования, всех институтов гражданского общества для активного содействия осознанию гражданами страны опасности коррупции и тем самым снижения уровня общественной терпимости и ее проявлениям. Наряду с указанными специально-криминологическими мерами важнейшее значение для предупреждения должностных и коррупционных преступлений имеют устранение негативных последствий реформирования экономики, усиление ее цивилизованных начал, повышение уровня жизни населения, а также эффективная повседневная защита хотя и охраняемых законом, но зачастую нарушаемых государством прав и интересов физических и юридических лиц.

Превалирование в деятельности государственных служащих ре- шения задач защиты интересов личности, населения над интересами государства, несомненно, будет способствовать снижению коррупционной преступности.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие и особенности должностной преступности.

2. Что такое коррупция и каковы ее основные признаки?

3. Каковы причины коррупционной преступности?

4. Каковы особенности коррупционной преступности?

5. Раскройте специфику личности должностного и коррупционного преступника.

6. Охарактеризуйте меры общего и специально - криминологического предупреждения данной преступности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: