СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.




«Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе».

Термин «педагогический процесс» был введен российским и советским педагогом-психологом П. Ф. Каптеревым (1849 – 1922). Он же и раскрыл его сущность и содержание в своем труде «Педагогический процесс» (1904).

«Одним из основных свойством педагогического процесса является его целостность. Существует предположение, что гармонично развивающаяся личность формируется лишь в целостном педагогическом процессе. Под целостностью понимается взаимосвязь всех процессов и явлений, возникающих в процессе воспитания и обучения. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий» [9, c. 94].

Структуру педагогического процесса различные педагоги и профессора видят по-своему. Большинство исследователей выделяют в структуре педагогического процесса несколько взаимосвязанных компонентов, а именно: целевой, содержательный, организационно-деятельностный, оценочно-результативный (аналитико-результативный). Следует отметить, что современные педагоги в своих работах дополняют эту совокупность другими составляющими. К примеру, доктор педагогических наук В.С.Безрукова помимо названных компонентов выделяет отдельно принципы педагогического процесса [1, с. 30].

В.И.Смирнов включает в структуру педагогического процесса целевой, содержательный, деятельностный, результативный и ресурсный компоненты [3, с. 334].

И.П.Подласый, который рассматривал педагогический процесс как систему, выделил в её структуре такие компоненты, как педагоги, воспитуемые и условия, при которых педагогическая деятельность осуществляется. В то же время он считал, что сам педагогический процесс характеризуется целями; задачами; содержанием; методами; формами взаимодействия педагогов и воспитуемых; достигаемыми при этом результатами [2, с. 182].

Педагогический процесс реализуется путем взаимодействия субъектов педагогического процесса, т.е. через обмен деятельностями, которое включает в себя взаимосвязанную деятельность педагогов и студентов (преподавание и изучение). Конечной целью данного взаимодействия является передача обучающимся опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. Взаимодействие между педагогом и обучающимися является существенной характеристикой педагогического процесса, который протекает в каждой педагогической системе, используя при этом различные средства и имея определенную цель.

Целевой компонент включает в себя все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего, и гармонического развития личности, до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Целевой компонент педагогического процесса включает цели (стратегические и тактические) и задачи (локализованные) цели, реализуемые в определенных условиях.

Цель педагогического процесса явлется его системообразующим фактором. Цель понимается как многоуровневое явление, как идеальный предполагаемый результат обучения и воспитания. Педагогический процесс ориентирован на цель образования и полностью подчиняется ей. Цель образования имеет конкретно-исторический характер. Целью обучения и воспитания является создание условий, при которых личность может развиваться гармонично и разносторонне. Учитывая нынешние современные условия достижение этой цели вполне выполнимо. Цель внутренне присуща (имманентна) педагогически интерпретированному социальному опыту, присутствует в явном или неявном виде, как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне её осознания и реализации.

Цели педагогического процесса могут быть разного масштаба и имеют ступенчатый вид.

Высшая ступень – на данной ступени отражаются государственные цели и реализуется в государственных образовательных стандартах. Они разрабатываются специалистами, принимаются правительством, фиксируются в законах и других документах.

Вторая ступень – уровень образовательной программы, образовательного учреждения. На данном уровне разрабатываются и обосновываются цели отдельных образовательных систем и этапов образования (начального, среднего, высшего образования). При разработке образовательных программ опираются на основу государственных образовательных стандартов и учитывают особенности типа образовательного учреждения и ступени образования.

Более низкая ступень – уровень конкретного учебного занятия или курса. Цели на данной ступени формируются исходя из особенностей конкретного учебного предмета, места конкретного учебного занятия в общей системе обучения, а также самих обучаемых и т.д.

В соответствии с областью деятельности учеников, педагогические цели делятся на:1) гностические (познавательные) – для теоретического обучения; 2) психомоторные (для практического обучения); 3) аффективные (для воспитательной деятельности) [6, c. 68].

В познавательной области цели соотносятся с уровнем усвоения пройденного материала. Это выражается в понимании материала, его осознании, анализе, оценке и др. В психомоторной области – с такими уровнями усвоения учебного материала, как восприятие, диспозиция: здесь важен мыслительный и эмоциональный настрой, управляемая деятельность (под руководством педагога), автоматизация деятельности. В аффективной области цели соотносятся с уровнями эмоционально-личностного отношения обучающихся. Их восприятие и реагирование на окружающий мир, освоение ценностных ориентаций, которые выражаются в отношении к различным объектам, явлениям и видам деятельности [4, с.165].

В зависимости от структуры общественного опыта, который должен быть усвоен обучаемыми, выделяют три группы целей:

– цели обучения. К ним относятся развитие знаний, умений и навыков, т.е. формирование сознания и поведения;

– цели воспитательные. К данным целям относятся формирование эмоционально-личностных отношений. Это выражается в отношении к труду, профессии, обществу учебному заведению, предмету, родителям, к самому себе, природе, искусству, одним словом, к различным сторонам жизни. Также к воспитательным целям относятся формирование личностных качеств, имеющих общественную направленность (патриотизм, гуманизм, коллективизм и пр.);

– цели развивающие. Данные цели направлены на формирование познавательных процессов через мышление, ощущение, память, восприятие, воображение. Это достигается путем направления творческих способностей, задатков обучаемых на дальнейшее их развитие [7, с. 205].

По степени приближения к реальной педагогической практике выделяют идеальные и реальные педагогические цели.

Идеальные цели отражают идеал, который не может быть достигнут в виде реального результата педагогического процесса, но к этому должен стремиться и педагог, и воспитанник. У воспитанника при этом происходит(всестороннее гармоничное развитие личности.

Реальные цели – это цели, результат которых может и должен быть полностью достигнут за определенный промежуток времени. Реальная цель всегда персонифицирована и относится к конкретному воспитаннику. В ней отражаются изменения в развитии, обученности, воспитанности, которые педагог хочет получить в конкретном воспитаннике за определённое время [5, с.69-70].

По временному признаку различают стратегические, тактические и оперативные цели.

Стратегические цели – цели перспективного планирования на длительный «обозримый» срок. Они могут быть связаны с коллективной, групповой, индивидуальной деятельностью обучающихся. Такие цели рассчитаны на более или менее продолжительное время.

Тактические цели определяются стратегией, избранной педагогом. Они связаны с деятельностью педагога, т. е. с планированием и управлением педагогическим процессом на определенном этапе его осуществления.

Оперативные цели связаны с выбором приёмов, методов средств осуществления педагогической деятельности, соответствующих конкретной педагогической ситуации.

Цель педагогического процесса конкретизируется в задачах, которые определяются с учетом сущности данного процесса, его цели, структуры педагогической деятельности.

 

Список литературы:

1. Безрукова В.С. Педагогика / В.С. Безрукова – М.: Просвещение, 2015. – 338 с.

2. Гребенюк О.С. Общие основы педагогики / О.С Гребенюк, М.И. Рожков – М.: Владос-пресс, 2016. – 160 с.

3. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики / Г.Н. Жуков, С.Л. Каплан, П.Г. Матросов.– М.: Гардарики, 2015. – 382 с.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения / В.И Загвязинский – М.: Академия, 2017. – 263 с.

5. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова – М.: Просвещение, 2016. – 416 с.

6. Пидкасистый П.И. Учебное пособие по педагогике / П.И. Пидкасистый – М.: Академия, 2015. – 215 с.

7. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый – М.: Академия, 2015. – 432 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин – Спб.: Альянс, 2015. – 347 с.

9. Смирнов С.А. Общая педагогика / С.А. Смирнов – М.: Академия, 2019. – 416 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: