Сущность и функции рынка




 

Рынок всегда рассматривают как обязательный компонент товарного хозяйства. Становление рынка — это следствие длительного исторического развития. Поэтому необходимость рынка как товарного хозяйства обусловлена одними и теми нее причинами: развитием общественного разделения труда, экономической обособленностью хозяйствующих субъектов, наличием разнообразных форм собственности, свободного предпринимательства и выбора, тесной связью с мировой экономикой посредством внешней торговли и др.

Понятие "рынок" по мере развития общественного производства и обращения неоднократно менялось и по-разному трактовалось. Эта категория является весьма сложной и многогранной.

В зарубежной и отечественной литературе даются са­мые различные определения сущности рынка. Так, рынок рассматривают как совокупность товарного обмена или представляют как обмен, организованный по законам товарного производства и обращения. В книге Ф. Котлера рынок ха­рактеризуется как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара1. В книге "Экономика" указывается, что рынок представляет собой механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов какого-либо про­дукта или услуги.

А. В. Орлов пишет, что рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников3.

Интересно высказались о сущности рынка американские ученые Р. Липси, П. Стейнер, Д. Первис. Они указывают, что рынок — это сцена, на которой разыгрывается пьеса о взаимодействии тех, кто принимает экономические решения: миллионы потребителей принимают самостоятель­ные решения, какие товары и в каком количестве покупать; огромное число предпринимателей — что и как производить; владельцы факторов производства — кому и как эти товары продавать.

Учеными Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова рынок представлен в виде схемы.

В этой же работе ученых Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова подчеркнуто, что "рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и — продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда"1.

Рынок является фундаментом для понимания ключевых путей экономического развития и путей повышения эффективности на микро- и макроуровне. Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Вполне обоснованны утверждения экономистов и о том, что рынок представляет собой определенную систему экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена. Воздействие рынка на экономические отношения продавцов и покупателей обеспечивается через использование таких атрибутов, как цена, спрос и предложение, конкуренция, прибыль и убытки, т. е. всего того, что мы включаем в понятие "рыночный механизм".

Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Потребление выражает цель экономической деятельности. Однако важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть никакого рынка, поскольку именно в производстве создается товарная масса. От изменений в производственной сфере зависит положение дел во всех других сферах экономики. Это особенно важно для Российской Федерации, поскольку у нас еще формируются рыночные отношения. Только достижение крупных производственных результатов позволит создать рыночную экономику. Нельзя начинать реформы с преобразований в сфере обращения.

Распределение выступает как следствие производства, и от того, как распределяют результаты труда, зависит эффективность хозяйствования.

При оценке роли обмена необходимо принимать во внимание положения, которые раскрывают содержание и принципы функционирования рыночного механизма.

Субъектами развитого рынка являются самостоятельно принимающие решения домохозяйства, предпринимательские организации (предприятия, фирмы и др.), банки и государство.

В зависимости от объектов купли-продажи рынок делится на отдельные взаимосвязанные элементы, такие как рынок рабочей силы, финансовый рынок (рынок ссудных капиталов — рынок ценных бумаг, валюты, денежных средств и др.), рынок факторов производства (рынок земель­ных и природных ресурсов, рынок капиталов или рынок средств производства), потребительский рынок, рынок технологий, рынок услуг. Все эти элементы рынка не одинаковы по своему значению. Рынок начинается с возможности приобрести рабочую силу и средства производства (инвестиции). Эти элементы производительных сил соединяются при помощи капитала и являются основой производства. Роль потребительского рынка исследуется во втором разделе учебника. Здесь нее необходимо подчеркнуть, что без развития этого рынка не имеют смысла отношения обмена.

Финансовый рынок обеспечивает движение капиталов, Их перелив в наиболее эффективные отрасли производства. Он делится на денежный рынок (векселей, ценных бумаг и т. п.) и рынок капиталов (акций, облигаций и т. п.). Рынок услуг начинает развиваться с установлением платы за раз­личные услуги.

Все рынки являются комплексными. Каждый из пере­численных рынков включает более мелкие. Они различаются по многим признакам:

♦ по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товаров и услуг, средств производства, труда и т. д.);

♦ по территориальному признаку (местный, региональный, национальный, мировой);

♦ по категориям населения (сельский, городской и др.).

В экономической литературе последних лет, в зависимости от состояния рынка, соотношения предложения и спроса различают рынок продавца (на котором продавцы имеют больше власти в силу недостатка предложения товаров и наиболее активными выступают покупатели) и рынок покупателя (на котором предложение товаров обгоняет рост спроса на них и наибольшую активность проявляют продавцы). Задача по развитию рыночных отношений в нашей стране в том и состоит, чтобы прийти к рынку покупателя.

По уровню ограничения конкуренции хозяйствующих субъектов различают рынки: монополистический, олигополистический, свободный, смешанный, конкурентный и неконкурентный. Они подробно исследуются в литературе по маркетингу. При изучении нее экономики предприятий важно рассмотреть, какие функции выполняют рынок и его составляющие элементы, что должно учитываться при управлении хозяйственной деятельностью.

Рынок и каждый составляющий его элемент выполняют следующие функции:

♦ информационная — о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимися условиями рынка;

♦ посредническая — связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика (по качеству продукции, ее цене, срокам поставки, послепродажному обслуживанию и другим параметрам), а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя;

♦ ценообразующая — на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг. На рынке четко проявляется связь между ценой и стоимостью товаров и услуг и улавливается влияние на них изменений в производстве, потребности и конъюнктуре;

♦ стимулирующая — побуждающая к обеспечению эффективности производства, к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной для развития деятельности прибыли, к внедрению достижений научно-технического прогресса и обеспечению на этой основе интенсивного и эффективного развития всей экономики; ориентирующая на сокращение расходов на производство и продажу в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и достижение соразмерности спроса населения с его доходами;

♦ регулирующая — это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее эффективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики. Государство должно различными мерами поддерживать и сохранять конкуренцию во всех ее видах. Соотношение спроса и предложения влияет на изменение цен, что создает стимулы к увеличению (при тенденции роста цен) или сокращению (при снижении цен) производства;

♦ санирующая — конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.


Заключение

 

В деле обеспечения эффективного управления экономикой предприятия очень важно учитывать, какая экономическая система сложилась или складывается в данной стране и какие принципы должны быть положены в основу экономических отношений хозяйствующих субъектов.

Многомерность экономической системы обусловливает различные трактовки ее сущности. Так, П. Грегори и Р. Стюарт подчеркивали: "Экономическая система — совокупность механизмов и институтов для принятия и реализации решений, касающихся производства, дохода и потребления в рамках определенной географической территории"1.

Сущность экономической системы характеризует: совокупность социально-экономических отношений, которые базируются на сложившихся формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм, отражающий способы регулирования в области экономики на макро- и микроуровнях; конкретные экономические связи между хозяйствующими субъектами.

Эту систему можно представить и как особым образом упорядоченную совокупность связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг. Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйствующий субъект должен располагать необходимой информацией о том, что как и для кого производить товары и услуги.

Немецкие ученые рассматривают экономическую систему как определенную организационную форму национального хозяйства, модель его организационного устройства. В условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты и каждый предприниматель свободны в принятии решений. Речь идет о выборе ими альтернатив в определении своих целей. Однако свобода их действий имеет место в определенных рамках. В Германии обоснованно рассматривают экономическую систему как рамочное условие предпринимательской деятельности. Именно она определяет, в ка­ком объеме (в какой степени) отдельные хозяйствующие субъекты обладают правом принятия решений и в каких рамках варьируют отношения между ними. Экономическую систему рассматривают как модель функционирования экономической, социальной, технической, экологической и других сфер общества и в том числе национальной экономики

Каждая экономическая система характеризуется своими свойствами. Поэтому приводится множество характеристик сущности экономической системы.

В указанных определениях названы важнейшие элементы экономической системы, критерии ее дифференциации и определение типа — организация мер по принятию решений, развитие отношений собственности, контроль результатов хозяйственной деятельности, механизмы обеспечения информации и координации экономического разви­тия, формирование доходов субъектов, в том числе домашних хозяйств, механизмы постановки целей развития хозяйственной деятельности и побуждения людей действовать.

Главным звеном в экономической системе является взаимодействие производственных факторов: все природные ресурсы, которые используются в производстве; рабочая сила (труд), охватывающая всевозможные способности и навыки людей, которые могут использоваться при производстве товаров и услуг; капитал в виде зданий, сооружений, оборудования, инструментов, транспортных и оборотных средств. Соединение факторов производства обеспечивается через организацию и управление производством, предпринимательскую деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: