Классификация религиозных групп по различным признакам




Тема 3: Религиозная общность как социально—психологических феномен

1) Религии и ее соотношение с другими явлениями

2) Структура религии

3) Классификация религиозных групп по различным признакам

4) Основные религиозные направления и их характеристики

 

Религии и ее соотношение с другими явлениями

 

Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформа­ции.

Без религии, без учета ее влияния на людей невозможно развитие исто­рии и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.

Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искус­ством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) соци­альных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повсе­дневной действительности, а другой — лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических об­разах, представлениях, понятиях.

Религия — особая сфера проявления психики человека, связанная с по­иском им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориенти­ров и функционирующая в форме верований, практических действий и пе­реживаний, к которым, как давно уже доказали психологи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собст­венными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окру­жающего их реального мира.

Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особен­ностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожи­данным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкоснове­ние человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия имеет свои психологические особенности.

Во-первых, религия, как уже отмечалось, — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои соб­ственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики ве­рующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верую­щих) и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые счита­ются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность веро­ваний, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных куль­товых действий и ритуалов.

Кроме того, религии как специфической форме общественного сознания присущи: особое сочетание и взаимодействие идеологии и психологии, на­личие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих, преимущественная направленностью религии на постоянное удержание ве­рующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой.

 

Структура религии

Структура религии
Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные организации
Религиозная идеология Религиозная психология Проповеди Церковь
Религиозная философия Религиозные потребности Молитвы Деноминация
Теология (богословие) Религиозные чувства Обряды Секта
Религиозно—ориентированные теории Религиозная вера Богослужения  
  Религиозное общение Праздники  
  Религиозные установки посты  
  Религиозные традиции    

 

 

Религиозная философия — наиболее общие представления религии о про­исхождении реального и потустороннего мира, о Боге, церкви священнослу­жителях и верующих.

Теология (богословие) — система различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основой теологии является Священное Писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», которые и становятся объектом теоретических объясне­ний религиозных деятелей, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей.

Теология обосновывает и защищает религиозные учения о Боге, доказы­вает истинность религиозной догматики, религиозной нравственности, пра­вил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Она включает доказательства сверхъестественного происхожде­ния Священного Писания, боговдохновенности святого предания, божест­венной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из призна­ния личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.

Религиозно-ориентированные теории — различные религиозно-эконо­мические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эсте­тические и другие концепции. В соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, поли­тики, морали, права, этики, эстетики, искусства.

Существует несколько основных типов религиозных организаций.

Церковь — религиозная организация, способствующая интеграции об­щества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддер­живаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство лич­ностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, си­стеме вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии.

Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как цер­ковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, нацио­нальные, расовые, а иногда и региональные интересы.

Секты — это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государст­вом и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окру­жающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.

 

Классификация религиозных групп по различным признакам

 

Критерии классификации Религиозные группы
По степени стабильности членства 1. Открытая религиозная группа — это религиозная община без фиксиро­ванного членства. Специфика этой группы состоит в том, что во время бого­служения ее состав, как правило, существенно меняется. Подобные общины типичны для православия, католицизма, ряда направлений протестантизма, ислама, буддизма.
2. Закрытой религиозной группе свойствен твердо фиксированный состав верующих. Этот тип характерен для ряда религиозных общностей, часто именуемых сектантскими (баптисты, адвентисты, пятидесятники и некото­рые другие конфессии).
По социально—психологической организации 1. Формальные религиозные группы — религиозные общности, деятель­ность которых определена догмами, канонами и традициями данной религи­озной организации. Так, например, в православии и католицизме клир (свя­щенники, пресвитеры) резко отделен от мирян и его представители играют ведущую роль в религиозной деятельности группы.
2. Понятие неформальные религиозные группы предполагает наличие воз­можностей свободных межличностных отношений в них. Среди верующих общины может выделиться, завоевать авторитет, приобрести влияние один из рядовых членов, отличающийся как знанием вероучения, так и организа­торскими способностями, к которому все остальные часто обращаются за со­ветом.
По содержанию вероучения 3. К конструктивным религиозным организациям относятся основные ми­ровые вероучения: христианство (православие, католицизм, протестантизм), буддизм (хинаяна и махаяна), ислам (суннизм и шиизм), а также некоторые национальные вероучения, например иудаизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм. Конструктивные религиозные движения открыто вступают в диалог с ми­ром, судьбы которого оказались зависимы от его нравственной состоятель­ности перед лицом реальных проблем общественного развития. Ведь в основе культурных ценностей, разделяемых этими религиями, лежат такие универ­сальные общечеловеческие понятия, как вера, надежда и справедливость.
1. Потенциально деструктивные религиозные группы проповедуют в сво­ем учении не совпадающие с содержанием мировых религий положения, ко­торые временно или вообще не применяются в религиозной практике. При изменении обстоятельств (изменение социально-политической об­становки, смена лидера и пр.) они способны порождать деструктивные дей­ствия. К этим группам можно отнести конфессии, замыкающиеся в себе (баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др.). В некоторых общинах, где руководители — религиозные экстремисты, культивируется дух «изоляцио­низма».
2. Деструктивные (разрушительные) религиозные группы содержат де­структивные положения в своих учениях и применяют их. Им свойственны ложные нравственные идеалы, правовой и социальный беспредел, эгоцен­тризм (крайняя форма проявления эгоизма), стремление к разрушению.
По составу Лидеры
Активисты
Рядовые члены

 

Практический блок

Создайте документ word. Скопируйте таблицу «Основные религиозные направления и их характеристики». Объединитесь в пары. В правом верхнем углу напишите свои две фамилии. Заполните таблицу. Вы можете воспользоваться фильмами, прикрепленными в ВК. Или сайтами.

Таблицу назовите «Ф.И. Анализ религий» и выложите в папку по ссылке

https://drive.google.com/drive/folders/1CgbD2kHWlD3y9Jw65uLJAAgS6YXmg9pW?usp=sharing



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: