Тема 3: Религиозная общность как социально—психологических феномен
1) Религии и ее соотношение с другими явлениями
2) Структура религии
3) Классификация религиозных групп по различным признакам
4) Основные религиозные направления и их характеристики
Религии и ее соотношение с другими явлениями
Религия принадлежит к тем явлениям, которые сопровождают человечество и человеческие отношения на всем пути их существования и трансформации.
Без религии, без учета ее влияния на людей невозможно развитие истории и социальных отношений любого государства, любого народа, любой группы, любого человека.
Религия является одной из форм (наряду с философией, правом, искусством, наукой и др.) общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а другой — лежащей за пределами обыденного опыта и представленной в голове человека в иллюзорно-фантастических образах, представлениях, понятиях.
Религия — особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической «ниши», идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований, практических действий и переживаний, к которым, как давно уже доказали психологи, люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.
Глубинные истоки религии, таким образом, берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики. Сами верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с «чудом», с неожиданным озарением и просветлением, с приобщением к Богу. Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.
Религия имеет свои психологические особенности.
Во-первых, религия, как уже отмечалось, — это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.
Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп (групп верующих) и конфессиональной (групповой) исключительности.
В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.
В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.
В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.
Кроме того, религии как специфической форме общественного сознания присущи: особое сочетание и взаимодействие идеологии и психологии, наличие своеобразных видов практического религиозного опыта верующих, преимущественная направленностью религии на постоянное удержание верующих под своим влиянием и непрерывный контроль за их психикой.
Структура религии
Структура религии | |||
Религиозное сознание | Религиозная деятельность | Религиозные организации | |
Религиозная идеология | Религиозная психология | Проповеди | Церковь |
Религиозная философия | Религиозные потребности | Молитвы | Деноминация |
Теология (богословие) | Религиозные чувства | Обряды | Секта |
Религиозно—ориентированные теории | Религиозная вера | Богослужения | |
Религиозное общение | Праздники | ||
Религиозные установки | посты | ||
Религиозные традиции |
Религиозная философия — наиболее общие представления религии о происхождении реального и потустороннего мира, о Боге, церкви священнослужителях и верующих.
Теология (богословие) — система различных богословских дисциплин, излагающих и обосновывающих отдельные стороны вероучения. Основой теологии является Священное Писание, содержащее совокупность «богооткровенных истин», которые и становятся объектом теоретических объяснений религиозных деятелей, чьи усилия направлены на то, чтобы привести в систему, обобщить и согласовать все элементы религии, приспособив их к массовому сознанию людей.
Теология обосновывает и защищает религиозные учения о Боге, доказывает истинность религиозной догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией. Она включает доказательства сверхъестественного происхождения Священного Писания, боговдохновенности святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.
Религиозно-ориентированные теории — различные религиозно-экономические, религиозно-политические, религиозно-этические, религиозно-эстетические и другие концепции. В соответствии с принципами религиозного мировоззрения они интерпретируют различные аспекты экономики, политики, морали, права, этики, эстетики, искусства.
Существует несколько основных типов религиозных организаций.
Церковь — религиозная организация, способствующая интеграции общества и действующая внутри него. В то же время она посредством поддерживаемых ею верований и представлений удовлетворяет большинство личностных запросов представителей всех социальных слоев. Церковь по своей природе придает огромное значение молитвам, которые она отправляет, системе вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению совершением богослужений и образованием со стороны духовной иерархии.
Деноминация — промежуточное звено между церковью и сектой. Этот тип религиозной организации не обладает такой универсальностью, как церковь, поскольку в ее деятельности часто проявляются классовые, национальные, расовые, а иногда и региональные интересы.
Секты — это небольшие нестабильные религиозные группы, которые не согласны с определенными религиозными традициями или даже выступают против некоторых из них и которые не склонны к компромиссу с государством и церковью. Они характеризуются прежде всего либо индифферентной, либо агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему обществу, государству и церкви, стремлением к максимальной изоляции от них в своей замкнутости.
Классификация религиозных групп по различным признакам
Критерии классификации | Религиозные группы |
По степени стабильности членства | 1. Открытая религиозная группа — это религиозная община без фиксированного членства. Специфика этой группы состоит в том, что во время богослужения ее состав, как правило, существенно меняется. Подобные общины типичны для православия, католицизма, ряда направлений протестантизма, ислама, буддизма. |
2. Закрытой религиозной группе свойствен твердо фиксированный состав верующих. Этот тип характерен для ряда религиозных общностей, часто именуемых сектантскими (баптисты, адвентисты, пятидесятники и некоторые другие конфессии). | |
По социально—психологической организации | 1. Формальные религиозные группы — религиозные общности, деятельность которых определена догмами, канонами и традициями данной религиозной организации. Так, например, в православии и католицизме клир (священники, пресвитеры) резко отделен от мирян и его представители играют ведущую роль в религиозной деятельности группы. |
2. Понятие неформальные религиозные группы предполагает наличие возможностей свободных межличностных отношений в них. Среди верующих общины может выделиться, завоевать авторитет, приобрести влияние один из рядовых членов, отличающийся как знанием вероучения, так и организаторскими способностями, к которому все остальные часто обращаются за советом. | |
По содержанию вероучения | 3. К конструктивным религиозным организациям относятся основные мировые вероучения: христианство (православие, католицизм, протестантизм), буддизм (хинаяна и махаяна), ислам (суннизм и шиизм), а также некоторые национальные вероучения, например иудаизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм. Конструктивные религиозные движения открыто вступают в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимы от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. Ведь в основе культурных ценностей, разделяемых этими религиями, лежат такие универсальные общечеловеческие понятия, как вера, надежда и справедливость. |
1. Потенциально деструктивные религиозные группы проповедуют в своем учении не совпадающие с содержанием мировых религий положения, которые временно или вообще не применяются в религиозной практике. При изменении обстоятельств (изменение социально-политической обстановки, смена лидера и пр.) они способны порождать деструктивные действия. К этим группам можно отнести конфессии, замыкающиеся в себе (баптизм, адвентизм, пятидесятничество и др.). В некоторых общинах, где руководители — религиозные экстремисты, культивируется дух «изоляционизма». | |
2. Деструктивные (разрушительные) религиозные группы содержат деструктивные положения в своих учениях и применяют их. Им свойственны ложные нравственные идеалы, правовой и социальный беспредел, эгоцентризм (крайняя форма проявления эгоизма), стремление к разрушению. | |
По составу | Лидеры |
Активисты | |
Рядовые члены |
Практический блок
Создайте документ word. Скопируйте таблицу «Основные религиозные направления и их характеристики». Объединитесь в пары. В правом верхнем углу напишите свои две фамилии. Заполните таблицу. Вы можете воспользоваться фильмами, прикрепленными в ВК. Или сайтами.
Таблицу назовите «Ф.И. Анализ религий» и выложите в папку по ссылке
https://drive.google.com/drive/folders/1CgbD2kHWlD3y9Jw65uLJAAgS6YXmg9pW?usp=sharing