О каких событиях идёт речь?




Тема: Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».

 

КОНСПЕКТ УРОКА

- Дорогие ребята!

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

- Постарайтесь ответить (устно) на поставленные вопросы:

1) Назовите главного героя романа, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

2) Как вы считаете, что в характере Владимира от отца, Андрея Гавриловича?

3) Что такое честь, достоинство?

«Толковый словарь» даёт такое определение этих понятий:

«Честь»:

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (Репутация – общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо.)

3. Почет, уважение.

«Достоинство»:

1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

 

Дайте толкование словам деспотизм и произвол и приведите примеры, с какими картинами произвола и несправедливости мы уже столкнулись на страницах романа?

 

Деспотизм – неограниченная власть, несправедливое отношение к окружающим, произвол.

«Произвол»:

1. Своеволие, самовластие.

 

- Мог ли такой честный человек смотреть спокойно на то, что твориться вокруг?

- Дайте толкование слову протест.

Протест - решительное возражение против чего-л., заявление о несогласии с чем-либо, о нежелании чего-либо.

- Мы продолжаем работу над романом А.С. Пушкина «Дубровский». События романа разворачиваются настолько стремительно, что нас самих затягивает в этот водоворот. И мы чувствуем себя ни много ни мало героями происходящих событий.

Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Как вы понимаете эти слова?

Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.

 

Тираны и деспоты были во все времена и во всех частях света. Деспотизм русского дворянства показан в повести «Дубровский» в образах Троекурова и Верейского. И если Кирилла Петрович не скрывает своей необразованности и своенравности, то Верейский прячет свой внутренний феодализм за внешними приличиями. Потакание собственным прихотям, принятие самоунижения крестьян перед ним, необузданное обжорство, мстительность и беспринципность — всё это характеризуют Кирилла Троекурова как настоящего деспота.

В своей повести «Дубровский» А. С. Пушкин затронул много острых социальных вопросов. Один из них - произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян и безнаказанная жестокость беспринципность царского суда, распространение вооруженного сопротивления среди народных масс.

В этом произведении А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир-это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием

Подумайте, как бы вы закончили данные предложения:

«Читая Пушкина….»

«Мои симпатии на стороне этого героя, потому что …»

«Трудно смириться с тем, что….»

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Дорогие ребята! Дайте ответы на поставленные вопросы. Задание выполняем письменно.

О каких событиях идёт речь?

1)«…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки»

2) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается?

3) «Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский?

4) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес?

5) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова?

6) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод.

7) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам?

8)Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского?

Узнайте героев романа по описанию:

9) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».

10) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»

11) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»

12) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»?

13) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил на нём свою неизгладимую печать»

14) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.

Назовите имение:

15) «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение.

16) Они поехали по озеру в лодке, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью.

17)Выехав из деревни, поднялись они на гору и увидели берёзовую рощу и влево на открытом месте маленький серенький домик с красною кровлею.

 

Вы выполнили домашнее задание. У вас осталось немного свободного времени. Рекомендую перейти по ссылке и немного отдохнуть: https://www.youtube.com/watch?v=rFbtCgR4qbM



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: