Тема: Осуждение произвола и деспотизма в повести А.С.Пушкина «Дубровский».
КОНСПЕКТ УРОКА
- Дорогие ребята!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
- Постарайтесь ответить (устно) на поставленные вопросы:
1) Назовите главного героя романа, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
2) Как вы считаете, что в характере Владимира от отца, Андрея Гавриловича?
3) Что такое честь, достоинство?
«Толковый словарь» даёт такое определение этих понятий:
«Честь»:
1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы.
2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. (Репутация – общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-либо или чего-либо.)
3. Почет, уважение.
«Достоинство»:
1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.
Дайте толкование словам деспотизм и произвол и приведите примеры, с какими картинами произвола и несправедливости мы уже столкнулись на страницах романа?
Деспотизм – неограниченная власть, несправедливое отношение к окружающим, произвол.
«Произвол»:
1. Своеволие, самовластие.
- Мог ли такой честный человек смотреть спокойно на то, что твориться вокруг?
- Дайте толкование слову протест.
Протест - решительное возражение против чего-л., заявление о несогласии с чем-либо, о нежелании чего-либо.
- Мы продолжаем работу над романом А.С. Пушкина «Дубровский». События романа разворачиваются настолько стремительно, что нас самих затягивает в этот водоворот. И мы чувствуем себя ни много ни мало героями происходящих событий.
Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». Как вы понимаете эти слова?
Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь.
Тираны и деспоты были во все времена и во всех частях света. Деспотизм русского дворянства показан в повести «Дубровский» в образах Троекурова и Верейского. И если Кирилла Петрович не скрывает своей необразованности и своенравности, то Верейский прячет свой внутренний феодализм за внешними приличиями. Потакание собственным прихотям, принятие самоунижения крестьян перед ним, необузданное обжорство, мстительность и беспринципность — всё это характеризуют Кирилла Троекурова как настоящего деспота.
В своей повести «Дубровский» А. С. Пушкин затронул много острых социальных вопросов. Один из них - произвол и деспотизм помещиков, бесправное положение крепостных крестьян и безнаказанная жестокость беспринципность царского суда, распространение вооруженного сопротивления среди народных масс.
В этом произведении А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир-это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием
Подумайте, как бы вы закончили данные предложения:
«Читая Пушкина….»
«Мои симпатии на стороне этого героя, потому что …»
«Трудно смириться с тем, что….»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Дорогие ребята! Дайте ответы на поставленные вопросы. Задание выполняем письменно.
О каких событиях идёт речь?
1)«…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки»
2) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается?
3) «Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский?
4) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес?
5) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова?
6) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод.
7) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам?
8)Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского?
Узнайте героев романа по описанию:
9) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке».
10) Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста»
11) «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…»
12) Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно»?
13) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил на нём свою неизгладимую печать»
14) Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать.
Назовите имение:
15) «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение.
16) Они поехали по озеру в лодке, около островов, посещали некоторые из них, на одном находили мраморную статую, на другом уединённую пещеру, на третьем памятник с таинственной надписью.
17)Выехав из деревни, поднялись они на гору и увидели берёзовую рощу и влево на открытом месте маленький серенький домик с красною кровлею.
Вы выполнили домашнее задание. У вас осталось немного свободного времени. Рекомендую перейти по ссылке и немного отдохнуть: https://www.youtube.com/watch?v=rFbtCgR4qbM