МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И ДЕЛОВЫЕ СВЯЗИ СО ШВЕЦИЕЙ




Во время приветствия шведы обмениваются рукопожатиями, причем так приветствуют друг друга как мужчины, так и женщины. Обязательно нужно убедиться, что во время рукопожатия вы поддерживаете зрительный контакт с человеком; необходимо пожать руку собеседнику как вначале, так и по окончанию встречи. Для шведов важно сохранение личного пространства, поэтому рекомендуется соблюдать определенную дистанцию и не вторгаться в это пространство. В то же время шведы отличаются чрезвычайным дружелюбием.

Позволительно частое употребление таких слов как "спасибо" и "пожалуйста", также вы можете даже несколько раз поблагодарить вашего партнера за одно и то же. Форма обращения довольно неформальна, они вполне могут обратиться к вам на «ты» в первую минуту знакомства. Шведы не демонстрируют особого уважения к рангу собеседника и обращаются к важным персонам, как к равным. В Швеции очень ценят простоту и довольно негативно относятся к статусным вещам.

Важными чертами национального характера шведов являются точность, любовь к порядку и планированию, организованность и пунктуальность. В Швеции огромное значение придают пунктуальности, которая является прямым свидетельством вашей надежности. О встрече всегда договариваются заблаговременно. Желательно назначать встречу как минимум за две недели. На переговоры являются точно в назначенное время, отклонение от которого не должно превышать 3-5 минут, в исключительных случаях - до 15 минут.

Опоздание на встречу расценивается как невежливость и неуважение к партнерам. Не принято также приходить на переговоры задолго до назначенного времени.

Неожиданно раннее появление может быть истолковано как неуверенность в себе или крайняя заинтересованность во встрече, что также может не лучшим образом отразиться на ваших деловых отношениях. Не только шведы, но и представителя других скандинавских стран любят планировать все мероприятия и расходы заранее. Создавать впечатление чрезвычайной занятости очень для них привлекательно. Если вы хотите договориться о встрече, будьте готовы к тому, что она состоится не так скоро, как вам хотелось бы.

Причем иногда не потому, что все остальные дни расписаны, а для того, чтобы выдержать подобающий тон. Необходимо также заметить, что в Швеции принято планировать не только начало встречи, но и время её окончания, поэтому заранее следует поинтересоваться, сколько времени ваш партнёр сможет уделить разговору.

Дело чести в бизнесе как для шведов, так и для тех, кто с ними работает - следовать ранее сказанным словам. Ссылки на забывчивость, спешку или неблагоприятные обстоятельства не принимаются.

 

Любое деловое знакомство в Швеции начинается с обязательного обмена визитными карточками, поэтому всегда необходимо иметь с собой достаточное их количество. Если в ответ на протянутую визитную карточку вы не можете дать свою, вам следует извиниться, объяснив причину и пообещав послать визитку при первой возможности. И даже если ваше первое общение было совсем непродолжительным, при следующей встрече бизнесмен, имеющий вашу визитную карточку, не станет относиться к вам как к абсолютно незнакомому человеку.

В Швеции не существует каких-либо отдельных правил при обмене визитками, однако «правильная» визитная карточка является первым шагом к успешному общению. Она, как и многое другое в деловых традициях Швеции, должна меньше говорить о роскоши, и больше - о стиле. В визитках не нужно ничего вычурного. Ваш стиль и респектабельность можно лишь подчеркнуть выбором полукартона с необычной текстурой, изысканностью шрифтов или чёткими и сочными цветами логотипа. Нужно помнить, что шведы - за спокойную и сдержанную эстетику.

 

Подарки как способ оказания внимания и расположения приняты и в деловой среде. Однако правила, определяющие уместность подарка, в значительной мере зависят от традиций страны. В европейских, в т.ч. и шведских деловых кругах уже сложился определенный ритуал дарения и определен круг товаров, которые рассматриваются не как взятки, а как подарки. Как правило, это различные фирменные и национальные сувениры, иногда - производимая компанией продукция. Деловым партнерам дарят календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, а на Рождество - алкогольные напитки. Нужно отметить, что представители европейских (и в частности, шведских) фирм очень щепетильно относятся как к получению, так и к дарению подарков, которые рассматриваются не только как символы и знаки внимания, но и как инструменты оказания определенного давления на партнера. Кодекс поведения бизнесмена осуждает подобную практику.

Если переговоры проходят между двумя скандинавскими компаниями, подарки абсолютно неуместны. Однако, например, от своих русских, белорусских или украинских партнеров представители компаний будут рады получить небольшие сувениры. Выбирая подарок, имейте в виду, что он не должен быть очень дорогим, иначе вы рискуете поставить своего делового партнера в неловкое положение.

 

Шведы, а также представители других стран Скандинавии предпочитают в одежде классический стиль. Для мужчин это темный, обычно синий в мелкую полоску или серый костюм. Летом допускаются костюмы светлых тонов.

А что касается гардероба деловой женщины, то здесь шведские каноны гораздо лояльнее. Прекрасно впишутся в деловой стиль строгий, не очень яркий модный костюм, не слишком вычурное платье. Современные женщины широко используют брючные костюмы. Стиль одежды в разных компаниях существенно отличается. Так, в банках, серьезных финансовых, консалтинговых компаниях принято одеваться строго, в других же фирмах сотрудники могут приходить на работу в повседневной одежде.

Основное требование, касающееся одежды, - не одеваться вычурно. Деловой стиль, как и стиль общения на работе, отличается демократичностью.

Скандинавы стремятся избегать проявлений иерархии, выделиться каким-либо образом становится довольно сложно: ведь в северных странах мало по-настоящему бедных или по-настоящему богатых людей, настолько высоки налоги и сильна социальная защита.

 

Переговоры в Швеции чаще всего происходят в помещении, специально предназначенном для этой цели. Согласно правилам этикета служащий фирмы, встречающий посетителей, провожает их в помещение, где будут проходить переговоры. Традиционно шведы начинают деловую встречу с обсуждения общих тем - впечатления гостей, спорт, погода, достопримечательности и т.д. К этой части встречи стоит заранее подготовиться. Налаживание дружеских отношений играет для шведов большую роль. Как уже было отмечено ранее, приветствие предполагает рукопожатие. Обниматься и целоваться при встрече у шведов не принято, если это не близкие друзья или родственники. Во время переговоров нужно стараться поддерживать непринужденную атмосферу, однако жизнерадостное настроение ни в коем случае нельзя доводить до развязности и панибратства. Вести себя со шведами следует достаточно уверенно, но избегая хвастовства. Важно не столько быстро принимать решения, сколько заранее предусмотреть возможные варианты развития событий и свои ответные ходы. Это очень импонирует шведам, привыкшим к жестким требованиям в бизнесе, и может сделать их открытыми и простыми, приятными в общении партнерами. Шведы не очень любят светские беседы, предпочитая разграничивать деловое и личное общение. Если же разговор всё-таки затронул эту тему, то не стоит говорить о семье, домочадцах, лучше обсудить вопросы спорта, особенно хоккея и футбола, отпуска и культуры.

 

При налаживании деловых контактов важно учитывать также некоторые особенности восприятия шведов. Например, если на переговорах вам задали вопрос, ответ на него должен звучать в первых же словах. Если этого не происходит, внимание рассеивается, а пространное объяснение может вызвать раздражение. Очень важно знать принятые у шведов вежливые формы отказа или отрицания, которые часто вводят в заблуждение иностранцев. Представители этих стран не любят назойливости, скандальности, агрессивности и всеми силами стремятся избегать конфликтов и обид. Поэтому они часто используют различные выражения, общий смысл которых сводится к простому слову «нет»: «Это, пожалуй, будет сложнее», «Может быть», «Попытаюсь», «Трудно сказать».

Во время деловых переговоров шведы тщательно изучают предложение и учитывают малейшие детали. Необходимо отметить, что шведам в итоге достаточно достигнуть того момента в переговорах, когда предельно чётко и ясно очерчиваются контуры оптимального решения. Не стоит ожидать, что после окончания переговоров вы будете приглашены в ресторан и тем более надеяться, что переговоры будут проходить в ресторане. Летом в Швеции деловая жизнь обычно замирает, все стремятся отдохнуть, поэтому лучше не назначать на эти месяцы деловых встреч. Это может быть воспринято как бестактность.

 

Современный период истории Швеции представляет значительный интерес для исследования в различных областях науки. Новейшая история этой страны является во многом уникальной, характеризуясь весьма специфическим позиционированием этого северного государства на международной арене. Внутренняя и внешняя политика Швеции формируют довольно своеобразное самоощущение у ее жителей, а также определенные стереотипы в глазах иностранцев.

Швеция проводит свою линию во внешней политике. Одной из наиболее характерных иллюстраций этому может служить появившаяся в XX веке шведская модель экономики, стремящаяся обеспечить все население всем необходимым. Данная система основана на чувстве ответственности каждого члена общества перед обществом в целом, на следовании законам и четком исполнении своего долга всеми уровнями социальной иерархии и может служить примером особого, североевропейского образца коллективизма.

Одной из отличительных черт шведского национального характера всегда была честность. Именно на ней и основаны шведское законопослушание и чувство долга перед обществом.

 

Также очень важно упомянуть еще об одном факторе, сказавшем свое весомое слово в становлении менталитета современного шведа -- это религиозный фактор. С тех пор, как Швеция стала протестантской страной, взгляды шведов на многие вещи стали меняться. В обществе стала укрепляться так называемая протестантская этика. Работа стала восприниматься не только как обязанность, но и как благо, как возможность измениться в лучшую сторону. В связи с этим шведы стали охотнее приниматься за работу. Таким образом, еще одной чертой шведского национального менталитета можно назвать трудолюбие, проявляющееся в ответственном и исполнительном отношении к труду. Подобное отношение можно было заметить еще в древности, когда швед усердно трудился совместно с соседями на благо их общества. Сегодня же подобное отношение имеет, помимо прочего, еще и религиозное обоснование. Это стало еще одним фактором, позволяющим шведской экономической модели успешно функционировать.

Необходимо также подробнее остановиться на том, что думают о себе сами шведы. В этом плане весьма любопытным представляется высказывание современного шведского писателя Хермана Линдквиста, который выделяет основные, на его взгляд, характерные черты современного шведа. По его мнению, главные особенности шведского национального характера определены, во-первых, реформатором Мартином Лютером, приучившим шведов к простоте и непритязательности, и, во-вторых, королем Густавом Васой, привившим им идею государственности и национальное самосознание.

Здесь важно также вспомнить еще об одной особенности, часто присущей современным шведам. Речь идет об иронии и самоиронии. Шведы часто довольно иронично отзываются как о других народах (в особенности, о ближайших географических соседях), так и о самих себе.

Еще одной характерной особенностью шведов многие авторы называют отстраненность, обособленность, стремление к одиночеству. Швед чувствует себя некомфортно в толпе или в местах слишком большого скопления людей.

 

Список литературы:

1.Берлин П. Эти странные шведы / Берлин П – М.: Эгмонт Россия Лтд, 2001. - 96 с.

2.Чеснокова Т. А. Шведская идентичность. Изменение национального менталитета / Чеснокова Т. А. – М., 2008



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: