Миф о Пигмалионе. Дополнение




Джордж Бернард Шоу. Блестящий оратор и театральный критик

Джордж Бернард Шоу (1856-1950) - английский писатель, драматург, прозаик, эссеист, один из реформаторов театра 20 века, Нобелевский лауреат.

Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 года в Дублине (Ирландия). Пока не получалось стать писателем, он решил стать оратором. Поэтому в 1884 году молодой человек вступил в Фабианское общество. Там его сразу же отметили как блестящего оратора.

С 1888 Бернард Шоу постоянно выступал как театральный критик газеты «Стар», где сначала писал о музыкальном театре, а затем и о драме. Рецензии Шоу собраны в трехтомном издании «Наш театр девяностых» (1932). Основное внимание Шоу-критик уделял новым веяниям на подмостках, соотносившимся для него прежде всего с именем Генрика Ибсена.

В 1889 году он выпустил сборник своих пьес «Пьесы приятные и неприятные», в состав которого вошли «Кандида», «Избранник судьбы», «Дом вдовца», «Сердцеед»... Одна из этих пьес, «Профессия миссис Уоррен», была поставлена в 1902 году, но вскоре оказалась запрещена цензурой. Лишь поставленный в Америке Р.Мансфилдом «Ученик дьявола» имел успех у публики. В 1904 году лондонский театр «Корт» принял к постановке несколько пьес Шоу: «Поживем – увидим», «Человек и сверхчеловек», «Майор Барбара», «Врач перед дилеммой», постановки которых прошли с большим успехом и принесли Бернарду Шоу славу талантливого драматурга.

Во время Первой мировой войны Шоу закончил пьесу «Дом, где разбиваются сердца» (1921). А в 1924 году заслужил мировое признание драмой «Святая Иоанна».

В 1925 году Шоу была присуждена Нобелевская премия по литературе, однако писатель отказался от её получения.

 

Периодизации творческого пути Шоу-драматурга

В периодизации творческого пути Шоу-драматурга авторитетной до сих пор остается концепция Ч. Карпентера, выделяющего три периода:

ранний (ибсенистская фаза, 1885-1900), средний (1900-1920) и поздний (1920-1950), которые отражают жанровую эволюцию драматургии Шоу - от реалистических проблемных пьес до «футуристических пророчеств».

Особое внимание исследователь уделяет среднему периоду, когда были созданы «многословные и головоломные», «необычайно увлекательные», «замысловатые», «крайне новаторские» пьесы, названные Шоу дискуссиями или дебатами, представляющими различные точки зрения персонажей.

Понятия «новая драма», «интеллектуальная драма», «драма идей» и «драма-дискуссия» рассматриваются как синонимичные, поскольку основу действия пьес драматургов нового движения (Б. Шоу) составляет дискуссия. Напряженные дискуссии помогают автору уточнить позиции представителей разных социальных групп, психологические настроения эпохи, создать «полифоническую образную систему».

«Новая драма» - условное обозначение тех новаций, которое ознаменовало собой начало драматургии века XX.

Интеллектуальная драма – в которой напряженная борьба идей, конфликт мировоззренческих точек зрения представлены действующими лицами такой драмы.

Драма идей - столкновение различных представлений о жизни составляет сущность конфликта в пьесе.

Драма-дискуссия - это самостоятельный жанр «новой драмы» сформировавшийся в драматургии Шоу среднего периода творчества, трансформировавшийся затем в жанр «драма интеллектуальной фантазии» в поздний период его творчества.

Проблемный вопрос.

Можно комедию «Пигмалион» считать «комедией качественно иного типа»?

К этому вопросу мы вернемся в конце занятия.

«Анкета мыслей».

Методический комментарий: обращается внимание на такие черты, как отсутствие традиционного списка действующих лиц, пространные ремарки и тому подобное.

Работа над сюжетно-композиционной формулой комедии.

Методический комментарий: результаты работы обобщаются в виде опорной схемы.

- Почему автор избирает местом действия именно портик церкви Святого Павла на Ковент Гарден?

Ковент Гарден - это площадь Лондона, на которой находятся церковь, театр и рынок; спрятаться от дождя, пожалуй, можно и в театре, и на рынке, однако только под портиком церкви могли собраться вместе такие социально разные люди. Автор уже в начале действия «собрал» под одной крышей главных героев.

- Посудите, с какой целью автор отказывается от традиционной «афиши» - списка действующих лиц пьесы.

-. Доведите или опровергните представленные ниже утверждения:

• «Заметное место в комедии занимает также проблема места женщины в обществе, вообще в жизни решает ее прежде всего в социальном плане... Кажется Хиггинса совсем не интересуют ни внутренний мир девушки, ни ее будущее. Куда же деваться «жертве» лингвистически-социального эксперимента?.. В свое время Элиза сознательно выбрала честный путь. И что же он ей дал? Полуголодную жизнь в маленькой грязной квартире. А сейчас, когда попробовала уровень жизни леди? Что делать сейчас?.. » (по Ю. Ковбасенко).

• «... В пьесе Шоу «Пигмалион» тема женской дискриминации - одна из ведущих. Мы знаем, в какой среде росла Элиза и как родители занимались ее воспитанием. Что произошло бы с ней, если бы она не встретила Хиггинса?.. Если женщина в Англии принадлежит к низшему классу, она лишена элементарных прав, она обречена на нищету, грязь, болезни, моральное опустошение, пьянство. Элизе повезло: Хиггинс захотел сотворить чудо и превратить цветочницу на герцогиню... В «Пигмалионе» автор показал, что без помощи мужа женщина ничего не добьется в обществе, но на самом деле никакая независимость ей не нужна, а ее борьба за свои права - это лишь способ привлечь к себе внимание мужчины... » (по Г. Понимаш).

• «В этой пьесе весьма важными и актуальными являются идеи фабианства, «создание нового человека» благодаря изменению условий его жизни, привитию культуры и обогащения внутреннего мира личности. Главная проблема пьесы «Пигмалион» - это проблема одухотворения человека и жизни средствами искусства. Однако в произведении поднимаются и другие важные вопросы. Например функционирования языка в Англии... проблемы жизненной позиции человека, личной ответственности за свои поступки, настоящих и фальшивых отношений и т.д. » (по А. Николенко).

«Используя жанр комедии, Б. Шоу вместе с тем показывает трагизм человеческой жизни. Элиза-цветочница была лишена условий для нормального существования, культуры. Но получение образования, изменение и духовное совершенство героини не решила всех ее проблем. В финале пьесы... она не знает, когда была счастливее - в прошлом или в настоящем, - и что ждет ее в будущем » (по А. Николенко).

Одной из характерных стилевых черт драматургии Б. Шоу является парадоксальность.

Мифологическая основа пьесы "Пигмалион".

Миф о Пигмалионе. Дополнение

История создания:

Произведение создано в 1912 году. (1913) XX в. – эпоха модернизма. В этот период Великобритания утратила свое положение самой могущественной державы в мире. Но общество стало более справедливым, средний уровень жизни резко возрос. Была Первая мировая война, которая лишила Англию почти миллиона жителей и оставила огромные долги. Ухудшал положение Англии экономический кризис. В XX в. социальное, экономическое и политическое положение страны ухудшилось.

В этой пьесе Шоу использовал миф о Пигмалионе, перенеся его в обстановку современного Лондона. Б. Шоу создает полемически заостренную пьесу, в основе сюжета которой - парадоксальное, ироническое переосмысление древнегреческой истории о Пигмалионе и Галатее и о великой силе их любви.

«Пигмалион» - пьеса о природном равенстве людей и их классовом неравенстве, о талантливости людей из народа, показывающая, как бережно и осторожно нужно подходить к живому человеку, как страшен и недопустим холодный эксперимент над ним.

Обратимся к заглавию пьесы.

Почему Бернард Шоу назвал ее «Пигмалион»? Ведь место действия в пьесе - современный драматургу Лондон. Имена Пигмалиона и Галатеи в тексте пьесы не встречаются. Любая пьеса - это товар, предложение которого должно сопровождаться рекламной «приманкой». Заглавие пьесы и должно было стать такой приманкой. Но вот начинается действие, а: где же Пигмалион? Где же Галатея? Зритель начинает искать Пигмалиона среди персонажей, думать над этой загадкой Шоу.

Анализируя функцию заглавия, мы выходим на один из ведущих принципов поэтики пьесы - эффект обманутого ожидания, который органично сочетается парадоксом.

Дайте определение понятия «парадокс».

Парадокс - изречение или суждение, что противоречит общепринятому мнению (на первый взгляд) здравому смыслу, отличается оригинальностью, остроумием, дерзостью.

1.Эффект обманутого ожидания и парадокс: у них одна общая цель - разрушать штампы, стереотипность мышления.

2.Эффект обманутого ожидания и парадокс проявляют себя и в подзаголовке пьесы: «роман-фантазия в пяти действиях». Такой подзаголовок также должен рождать некоторое ожидание. Элиза должна выйти замуж за Хиггинса, что бы там ни случилось». Но Шоу обманул ожидание и зрителей, отвергая ожидаемый happy-end и, сообщив, что Элиза вышла замуж за Фредди.

Основная тема: тема социального неравенства

Тематика: тема любви, тема дружбы, проблемы классического английского языка, тема подлости

Тема пьесы - процесс восстановления человеческой души, духовного пробуждения личности, развития ее нравственного и интеллектуального потенциала под влиянием творчества.

Жанр пьесы – социальная комедия, в центре которой поставлены проблемы большого общественного значения.

Проблематика пьесы.

Социальная: критика сословных предрассудков и условностей буржуазного общества; утверждение творческих сил, потенциальных возможностей людей из народа и ограниченность их реализации даже наиболее яркими представителями; проблема разрушительного влияния бедности на личность; трезвый взгляд на положение простых людей, осуждение люмпенской психологии как потребительского подхода к жизни.

Нравственная проблема ответственности ученого за последствия эксперимента, недопустимости эксперимента над человеком; насмешки над буржуазной моралью и ценностями.

Проблемы науки: значение языка как важнейшего фактора в умственном и духовном развитии личности.

Конфликт пьесы:

Основной (между героями века «нынешнего» и века «минувшего») идейное столкновение двух разных жизненных позиций, выразителями которых является профессор Генри Хиггинс и бывшая цветочница Элиза Дулиттл.

Побочный (между Элизой Дулиттл и Генри Хиггинс; между Миссис Хиггинс и Генри Хиггинс; между Альфредом Дулиттл и Элизой Дулиттл; между Элизой Дулиттл и Фредди)

Особенности композиции.

Комедия "Пигмалион" имеет композиционную структуру драмы-дискуссии.

В сути дискуссии есть идейный конфликт между Элизой и Хиггинсом. Став в результате воспитания и развития природных задатков гордой и сильной женщиной, Элиза жаждет от Хиггинса признании за ней этих качеств. Хиггинс, который одинаково безразлично относится и к леди, и к цветочнице, предлагает девушке свой идеал - активное и свободное от страстей жизни. Эти позиции несовместимы, характеры героев одинаково сильны и вряд ли один из них уступит другому. Вот почему невозможна "счастливая развязка" в отношениях Хиггинса - Пигмалиона и Элизы-Галатее.

- Согласны ли вы с утверждением, что «самым парадоксом в пьесе драматурга становится человек» (А. Николенко)?

Хиггинс. С одной стороны, это «крепкий, жизнерадостный, отличного здоровья мужчина лет сорока», «энергичный ученый», с другой - «напоминает непоседливого ребенка, удивительно живо и бурно реагирует на все интересное, и с которого нельзя спускать глаза, чтобы время не прошло зря», он настоящий профессионал своего дела - замечательный фонетист, известный ученый, однако при этом в быту - беспомощный (не помнит, где у него лежат галстуки, во сколько встреча, наивный социально (не понимает, что «научить говорить как герцогиня», еще не означает дать возможность жить как герцогиня). Хиггинс делает «с обшарпанкы герцогиню», светскую даму, но сам при этом ведет себя невоспитанно, бескультурно, разговаривая с дамами на приеме у матери, садится на стол, «падает на диван с такого разгона, что слышен треск»,«ругается сквозь зубы».

Элиза. В финале пьесы происходит «смена ролей»: Элиза превращается в учителя, давая Хиггинсу урок достоинства, после блестящего триумфа она должна радоваться, а на самом деле чувствует себя несчастной; Элиза начинает ненавидеть Хиггинса за равнодушие, хотя готова его полюбить.

- В чем заключается парадоксальность образа Дулитла, отца Элизы?

Мусорщик-философ, становится миллионером, не радуется, а считает, что «попал в беду», что ему «подсунули свинью», обвиняет Хиггинса в «затерянном счастье»; став миллионером, Дулитл завидует мусорщикам.

 

- Приведите примеры использования парадокса на уровне сюжетных ситуаций. «Цветочница может быть герцогиней, а герцогиня - нет»; Пикеринг изначально уважительно относится к Элизе, и именно с этого, по ее словам, «началось настоящее воспитание»; вполне логичным в этой ситуации была бы влюбленность героини в полковника, однако же Элизу больше волнует не Пиккеринг, а отношение к ней Хиггинса.

- Какова традиционная схема пьесы? Сюжетная схема «Пигмалиона» абсолютно точно соответствует схеме новой драмы - драмы идей, поскольку финал комедии является открытым, срабатывает схема драмы идей: экспозиция - конфликт - дискуссия» (Ю. Ковбасенко).

- «Люди разных взглядов, исходя из того, что она (Элиза) является героиней романтической истории, считают, что она должна выйти за героя. Однако это невозможно не только потому, что это испортило бы ее маленькую драму... » (Б. Шоу, «Послесловие к «Пигмалион».)

Почему автор не оправдывает ожиданий публики на «счастливый финал»- женитьба Элизы и Хиггинса? Что означает выражение «испортило бы ее маленькую драму»?

- В чем состоит назначение авторского послесловия к произведению? Прокомментируйте тезис из послесловия, выделив в нем ключевые слова: «Дальнейшее событие пьесы показывать на сцене нет необходимости. Собственно, не нужно было бы их и рассказывать, если бы наше ленивое воображение не привыкло полагаться на стандартный ассортимент сундука с лохмотьями, в котором Романтика держит про запас счастливое решение... ".

 

- В чем, на ваш взгляд, заключается парадоксальность проблематики произведения? Пьеса начинается с фонетической проблемы, которая в течение развития драматического действия успешно решается (Элиза блестяще овладевает фонетическими умениями.) Однако эта фонетическая проблема тесно связана с классовыми, социальными, культурными, нравственными проблемами пьесы. Если ты не умеешь правильно, красиво и чисто говорить по-английски, ты не сможешь подняться на высшую ступеньку социального положения. Но если ты правильно, красиво говоришь по-английски, это вовсе не значит, что ты сможешь подняться на высшую ступеньку социального положения. Итак, средствами парадокса Б. Шоу доказывает алогичность мира, где учитывается только внешняя сторона: манеры, одежда, речь. (по Г. Пулин). Парадоксальностью пронизана и проблема положения женщины в обществе (в финальной сцене Элиза готова идти работать ради Фредди, «чтобы он не работал, он не воспитывался для этого, как я...».

- В чем особенность художественного времени в произведении? Как художественное время связано с развитием драматического действия?

 

Какие проблемы современной Шоу жизни поднимаются в пьесах?

Как он пытается решить "женский вопрос"?

 

Характеры Хиггинса - Пигмалиона и Элизы-Галатеи одинаково сильны и вряд ли один из них уступит другому. Вот почему невозможна "счастливая развязка" в отношениях героев. Уличная торговка не только научилась говорить и приобрела светских манер, она осознает себя личностью. Дискуссия продолжается и тогда, когда заканчивается пьеса.

Домашнее задание

Написать развернутый ответ:

Прошлое, настоящее и будущее Элизы Дулиттл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: