панъевропейский транспортный коридор № 1 (ответвление от основного направления коридора граница с Латвией (от Риги) - Калининград




граница с Польшей (на Гданьск)) - PE1;

панъевропейский транспортный коридор №2 (граница с Белоруссией (от Минска) - Смоленск - Москва - Нижний Новгород с предполагаемым продолжением до Екатеринбурга) - РЕ2;

Панъевропейский транспортный коридор № 9 (граница с Финляндией (от Хельсинки) - Санкт-Петербург - Москва - граница с Украиной (на Киев) и ответвления коридора Санкт-Петербург - граница с Белоруссией (на Витебск) и граница с Литвой (от Вильнюса) - Калининград) PE9.

В системе МТК на территории России панъевропейский транспортный коридор № 2 полностью включен в состав коридора "Транссиб", участок панъевропейского транспортного коридора № 9 граница Финляндии - С. - Петербург - Москва включен в состав коридора "Север - Юг".

В составе коридоров выделены основные железнодорожные, автомобильные и водные маршруты и ответвления от них, обозначение которых включает наименование коридора, вид транспорта и порядковый номер (для ответвлений от основного маршрута). Железнодорожные маршруты обозначены буквой "R", автомобильные - буквой "A", водные - буквой "W".[7]

Ответвления от основных маршрутов коридоров "Север - Юг" и PE9 пронумерованы в направлении с севера на юг, при этом с восточной стороны от основного маршрута они имеют нечетные номера, с западной - четные.

Ответвления от основного маршрута коридора "Транссиб" пронумерованы в направлении с запада на восток, при этом с северной стороны от основного маршрута они имеют нечетные номера, с южной - четные.

Приоритетным направлением государственной транспортной стратегии в последнее время закономерно становится формирование международных транспортных коридоров, проходящих по территории России. Оно открывает новые экономические возможности в связи с глобализацией экономики и кардинальным увеличением объемов товарообмена между государствами и континентами.

Наша страна, занимающая более 30 процентов территории Евразийского континента и располагающая развитой транспортной системой, объективно является естественным коммуникационным мостом, обеспечивающим транзитные связи на евроазиатском направлении. В настоящее время перевозки экспортно-импортных российских грузов, тяготеющих к МТК, составляют более 340 млн. тонн в год. Объем международной торговли между Европой и Азией превышает 600 млрд. долларов в год.

Однако транзитный потенциал России используется слабо. Так, транзитные перевозки контейнеров составляют в настоящее время лишь 0,5 процента от их общего грузопотока, то есть используется только 5-7 процентов транзитного потенциала России.

Ряд стран, поддерживаемых международными финансовыми структурами, стремится проводить политику транспортной изоляции России на основе формирования альтернативных евроазиатских коридоров, основным из которых является ТРАСЕКА: Европа - Черное море - Грузия (Поти) - Азербайджан (Баку) - Каспийское море - Туркмения - восточное побережье Китая. В этих условиях транспортная система Юга России в перспективе может создать серьезную конкуренцию проекту ТРАСЕКА при определенной корректировке направлений и темпов своего развития.

Развитие транспортных коридоров реализуется в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы России" (подпрограмма "Международные транспортные коридоры"). Система международных коридоров в Южном федеральном округе включает участки евразийских МТК "Север-Юг" и "Транссиб", а также продлеваемых в Россию Панъевропейских коридоров.

Южный федеральный округ пересекают транспортные коридоры:

МТК "Север-Юг" (Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва-Астрахань Каспийское море-Иран), с ответвлениями через Ростов на Новороссийск, Ставрополь-Кочубей-Махачкала-Азербайджан;

ответвление Транссиба (Новороссийск-Сальск-Волгоград-Самара Транссиб);

Дунайский водно-транспортный коридор № 7 (Дунай-Дон-Волга).

Перспективу развития через регион имеют также:

МТК № 3 (Берлин-Дрезден-Киев) продлевается через Ростовскую область на Владикавказ и Тбилиси, а также через Белую Калитву на Волгоград и далее, в Среднюю Азию;

МТК № 4 (Вена-Будапешт-Бухарест-Кишинев)-Одесса-Ростов-Астрахань и далее, до присоединения к проекту ТРАСЕКА в Казахстане. В формировании продлеваемого коридора используются автомобильная и железнодорожная магистрали Ростов-Одесса-Кишинев;

МТК № 9-б (Клайпеда (Калининград) - Киев) - Харьков - Ростов и далее, на Махачкалу - Баку - Тегеран. Этот коридор связывает порты Балтии с портами Каспия, а также с МТК "Север-Юг" и МТК № 3. На данное направление может быть перераспределена часть мощного грузопотока ТРАСЕКИ между портами Гданьска и Одессы, где нет прямого транспортного коридора.[16]

В рамках формирования инфраструктуры МТК "Север-Юг", в соответствии с ФЦП "Модернизация транспортной системы России", на Юге России уже ведется активная реконструкция ряда автодорог коридора. Железнодорожная часть МТК на направлении Москва-Сочи должна быть реконструирована до 2010 года, с целью ввода скоростного пассажирского движения (до 160 км/ч). В перспективе (2010-30 гг.) на этом направлении рассматривается возможность строительства высокоскоростной магистрали (350 км/ч), что позволит интегрировать российский участок магистрали Санкт-Петербург-Москва-Сочи в Европейскую сеть скоростных железных дорог.

Ближайшей задачей в условиях быстрого развития южных портов и курортов России является строительство второго пути и мостового перехода на восточном железнодорожном обходе Ростова. Это, в свою очередь, решает проблему устаревшего Ростовского разводного моста через реку Дон, сдерживающего развитие международного судоходства.

Предложения по развитию транспортных коридоров на Юге России, безусловно, требуют дополнительной проработки и согласований на уровне Минтранса России. Экономически эффективные проекты развития транспортной инфраструктуры и МТК могут быть дополнительно включены в подпрограмму "Международные транспортные коридоры".[16]

Необходимым условием формирования конкурентоспособной инфраструктуры МТК является развитие портовых мощностей, создание сети грузоперерабатывающих и мультимодальных терминальных комплексов в транспортных узлах, системы региональных транспортно-логистических центров, отвечающих международным стандартам по производственно-технологическому уровню, а также по комплексности транспортно-экспедиционного и сервисного обслуживания перевозочного процесса.

Приоритетным направлением транспортной политики на Юге России является развитие инфраструктуры глубоководных портов Черноморского побережья. Концепция развития портов предусматривает увеличение грузооборота до 155 млн. тонн в год. Основными являются проекты строительства нефтеналивного причала в порту Новороссийск, новых глубоководных причалов, а также реконструкция существующих в порту Туапсе. Развитие портов требует соответствующего увеличения пропускной способности припортовых железнодорожных станций.

Недостаток мощностей для переработки удобрений, жидких, химических, контейнерных и других грузов обуславливают потребность в дальнейшем развитии специализированных портов Азово-Донского бассейна.

В этой связи интенсивно развиваются порты Таманского полуострова (Железный Рог, Кавказ, Темрюк). Заявленные объемы перевалки грузов превышают 50 млн тонн в год. Основная специализация порта Железный Рог - наливные грузы, нефтепродукты, аммиак, порта Кавказ - наливные грузы, Темрюк - сухогрузы. Однако проблемой для этих портов остается развитие припортовых станций.

Таким образом, в Южном федеральном округе формируется самая разветвленная система международных транспортных коридоров в стране, тогда как мощный Московский транспортный узел пересекают только МТК № 2 и "Север-Юг". Регион становится наиболее перспективным в России для развития транзита. В настоящее время через устьевые порты Азово-Донского водного бассейна проходит уже более 60% зернового экспорта России, тогда как семь лет назад этого внешнеторгового потока не было совсем.

Важнейшие итоги реализации программы формирования транспортных коридоров региона - это привлечение на транспортные коммуникации округа транзитных грузов, следующих в сообщении Европа-Азия, а также создание благоприятных условий для выхода регионов России на внешние рынки и интеграции в европейскую и азиатскую сеть транспортных коридоров.[15]

Повысится эффективность перевозок в международном сообщении вследствие снижения их стоимости, усиления координации работы разных видов транспорта, сокращения продолжительности транспортировки и переработки грузов, развития системы транспортно-экспедиционного обслуживания и использования логистических принципов. Будет расширена грузовая база отечественных транспортных и экспедиторских предприятий. Повысится их роль в обеспечении внешнеторговых грузопотоков и их конкурентоспособность на мировом рынке транспортных услуг.

 


Заключение

 

Транспортировка относится к числу важнейших функций логистики.

Целью реализации данной функции является физическое перемещение грузов в пространстве из одной точки в другую на определенных условиях, указанных сторонами-участниками транспортного процесса в договоре.

Можно утверждать, что в транспортировке заключается сущность логистики, поскольку именно процесс транспортировки обеспечивает движение грузов по каналам товародвижения и превращает товарную или сырьевую массу в материальный поток. Темпы развития и качественные перемены на транспорте в XXI веке сравнимы по своим масштабам с тем, что было достигнуто в целом за всю его предыдущую историю. В результате не только колоссально возросло значение транспорта, но и более зримо проявилась его роль как важнейшего звена инфраструктуры.

Развитие транспорта и других средств коммуникаций определяет не только «освоение» и структуризацию пространства, то есть в принципе экстенсивный процесс экономического роста, но и качественное совершенствование экономики, то есть процессы интенсивного роста. В этом смысле сфера коммуникаций, включающая перемещение теперь уже не только материальных объектов, но и виртуальных ценностей (информации), превратилась в ключевую. Соответственно ее функционирование становится важнейшим фактором развития и экономики, и общества в целом.

Железнодорожный транспорт играет большое значение во внешней торговле РФ. Несмотря на некоторые проблемы в использовании По величине грузооборота железнодорожный транспорт существенно опережает автомобильный транспорт и уступает только трубопроводному транспорту.

При сухопутной отгрузки товаров большими партиями на дальние расстояния железнодорожный транспорт несомненно удерживает в России лидирующее положение. Несмотря на активное развитие рынка автомобильных перевозок за последние годы, автомобильный транспорт пока не может составить конкуренцию железной дороге в силу специфики российского пространства и целого ряда экономических, технологических и иных факторов.

Данный вид транспорта продолжает развиваться. Главной целью его развития является приведение в соответствие с мировыми нормами.

Уже намечены основные перспективы его трансформации в сторону расширения сферы использования, выделены направления модернизации в соответствии с усложняющейся транспортной инфраструктурой, а также поставлены задачи, путем решения которых цель преобразований будет достигнута.

Также большое значение будут иметь вновь организованные транспортные коридоры Юга России, что позволит как стране, так региону полноценно включиться в мировую торговлю путем использования более выгодных и надежных путей сообщения.

Результаты формирования международных транспортных коридоров на территории округа выходят за рамки решения собственно транспортных проблем. Они окажут позитивное влияние и на макроэкономические показатели, что выразится в дополнительных доходах государства от увеличения объемов международных перевозок по территории страны, а также повышения использования производственного потенциала транспортной инфраструктуры региона. Увеличится занятость населения в смежных отраслях экономики. Это, в свою очередь, окажет позитивное влияние на социально-экономический климат в Южном федеральном округе.

 


Список использованных источников основная литература

 

1. Неруш Ю. М. Логистика. - М: Проспект,2006.

. Савин В. И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом. - М: Дело и сервис,2007.

. Морозов А. Н. Транспортная логистика. - М: Кнорус, 2007

. Гаджинский А. М. Логистика. - М: Дашков и К, 2010.

. Скоробогатова Т. Н. Логистика. - Симферополь: ДиАйПи, 2007.

. Мешкова Л. Л. Логистика в сфере транспортных услуг. - Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007.

. Троицкая Н.А. Транспортные коридоры России для международного сообщения. М.: АСМАП, 2007.

. Лукинский В. С. Транспортная логистика. - Москва: Инфра-М, 2008.

. Аникин Б. А. Логистика. - Москва: Эксмо, 2007.

. Основы логистической теории (курс лекций). - СПб,2007.

.Нехода Е. В. Логистика (методическое пособие). - Томск: Светоч, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: