Часть1. МАСТЕРСКАЯ КАК ПЕСОЧНИЦА




Выполнила Понкратова А.П. ИГН М-11

Из цикла «Перове знакомство со скульптором».

Часть1. МАСТЕРСКАЯ КАК ПЕСОЧНИЦА

 

Год назад я готовилась к диплому на тему изображения человеческого тела в скульптуре. Для его написания мне требовалось познакомиться с некоторыми современными скульпторами. Это был первый раз, когда знания и навыки искусствоведа мне пришлось применять за пределами академии и совершенно с незнакомыми художниками, которые уже имели некую известность в арт мире. Это была возможность заявить о себе, дать сигнал о том, что уже есть молодой искусствовед, который горит желанием продвигать современную скульптуру. Но что я могла сделать без опыта и без проверенного имени, с совершенно наивной внешностью. Идя на встречу со скульпторами, я понимала, что от нее зависит многое! Я могла оставить хорошее впечатление, а могла разочаровать…

Мое первая встреча состоялась с Петром Дьяковым. С ним я хотела познакомиться больше всего. Его образ был покрыт тайной. Я знала, что он участник «Север-7» - известная современная арт-группировка Питера, которая славится своим эпатажем. У Петра на тот момент уже состоялась персональная выставка в NAME Gallery, он выходил за пределы группы, становился самостоятельным художником. Но, я не знала, как он вообще выглядит, и переписка в социальных сетях только больше покрыла его тайной. Я волновалась, ведь он современный, неформальный, эпатажный художник. Я не знала, что от него ожидать.

В назначенный день я пришла к заводу, где находилась его мастерская. Помню, как сильно я нервничала из-за того, что из-за спешки вся вспотела и казалась взмыленной, это не придавало мне уверенности. Ко мне подошел молодой человек. Высокий и худой с необычной прической и небольшой щелью между зубами. Он подошел, представился как Петр, мы пошли в мастерскую. Он явно сам не совсем понимал, как себя вести, поэтому мы были в «одной лодке».

Мы прошли в очень маленькую мастерскую, по размеру, примерно, как два купе поезда. Маленькая и темная, в полном беспорядке, как и у любого скульптора. Мы сидели друг напротив друга, и атмосфера для меня была непривычной, сама обстановка. Были смешанные чувства. С одной стороны, я волновалась и не знала, что сейчас будет, но при этом чувствовала ответственность. Но с другой, меня переполняло любопытство и радость от того, что я нахожусь в мастерской известного скульптора, в которой явно побывают не многие! Он закурил.

Мы проговорили более 2х часов… И все это время он постоянно смотрел пряма в глаза. Это смущало, но я восприняла это как вызов и смотрела ему в ответ. Со временем мы уже привыкли к этому необычному состоянию и спокойно вели диалог. Говорил он очень много, много рассуждал и размышлял и мне не приходилось думать, а какой вопрос ему еще задать, ему явно было интересно подобное общение!

П. Дьяков родом из Сибири, Кемеревская область. Там он закончил училище, отделение керамики. Однако во время обучения обратил внимание, что делает не утилитарные вещи, как требовалось, а некие объекты более похожие на скульптуру. У него возникла потребность освоить умение «видеть сзади», как он сам выразился, видеть объект со всех сторон.

Затем он решил поступить в академию Штиглица на кафедру скульптуры. Он учился Л.Я. Колибабы и С.С. Платоновой, которые настаивали на монументальной скульптуре. Учился он плохо и для себя сделал выводы, что монументально-декоративная скульптура его не привлекает. Он понял, что современная скульптура может быть разной и высказываться можно по-своему в совершенно новой технике. Академия Штиглица дала основу для работы с материалом, но как выразился скульптор, методов оказалось намного больше, которые отражают самого скульптора

После окончания обучения в академии Штиглица (2010 г) он длительное время не занимался творчеством, а в основном был помощником скульпторов. Подготавливал материал, выполнял техническую часть работы.

В 2013 г. он стал частью объединения молодых художников из Санкт-Петербурга -- «Север-7». Эта группа исследует искусство здесь и сейчас без оглядки на сложившиеся тенденции прошлого. Они экспериментируют с разными техниками, с разными пластическими языками, но главным для группы остаются основы перформативной практики, как формы коллективного проживания художественного опыта в реальном времени. Пока Петр рассказывал про группу он указал на еще некоторые работы мастерской и оказалось, что это не только его мастерская, но и мастерская Нестора Энгельке, еще одного известного художника Севера-7, чья выставка недавно состоялась в галереи Anna Nova. Если сначала я была счастлива от того, что посетила мастерскую Петра, то теперь я еще больше была под впечатлением, от того, что это еще и мастерская Нестора!

В рамках объединения Петр участвовал в перформансе, где был живой скульптурой. Он считает, что это было для него боевой подготовкой, возможностью перешагнуть имеющийся опыт. Художник до сих пор является членом группы, но уже реализовал свой личный проект.

Творчество Петра Дьякова основано на интересе к новизне. Его интересует прогресс, как личный, так и внешний. Это только начало творческого пути скульптора. На данном этапе он не обращается к глобальным философским темам, а чаще «играет», экспериментирует. Он еще в процессе. В своем самостоятельном творчестве вне группы, он выражает личные темы, личные переживания.

Его первый самостоятельный опыт был на выставке «Сам за себя», которая прошла в Name Gallery с 12 декабря 2018 г. по 9 февраля 2019 г.. Цель выставки была представить новый пластический подход к созданию скульптуры – «метод руками». Как признался скульптор, концепция этого метода находится все еще в процессе разработки. Помимо этой техники, были также представлены работы из слепков голов австрийского скульптора XVIII в. - Франца Ксавера Мессершмидта. Все работы были сделаны к выставке за 3 месяца до ее открытия и подстраивались под выставочное пространство. Обсуждая эту выставку, он все смеялся, что подготовка была спонтанной и не было какой-то концепции в скульптуре, это была игра из серии: «хочу, слеплю снеговика из рук, или там сделаю звезду, какого-то смысла в этом не было».

Основной метод, который был представлен на выставке – это «метод руками». Это технология связана с пониманием человека, его стремлений, его психологии. Дьяков считает: «Человек захватил все, своим представлением о том, что это он, что он везде. Он знает какой у него должен быть дом и как вещи должны его отражать. Все было сделано человеком и под человека». Также скульптор обращает внимание, что человек все воспринимает через самого себя. В качестве примера, он сказал, что если представит кошку, то будет переживать ее через призму человеческого. Он не сможет точно знать, как думает кошка, как она видит.

В основе «метода руками» лежит слепок собственных рук скульптора. Впервые к этой пластике скульптор обратился еще на дипломе в академии Штиглица. Петр попытался сделать детскую площадку из слепков собственных рук, однако в то время результат у него вызвал отвращение, потому что предполагалось, что из земли будут торчать руки, а это было максимально странно даже для Петра.

Свои работы он создает за один раз, не переделывая. В начале он задает основные параметры скульптуры, определяет размер и что там должно быть. Далее он разделяет скульптуру на возможные составные части. Затем он подготавливает пласт глины, указывает параметры скульптуры и руками делает контррельеф. Можно сказать, что он «вырывает тело человека» из пласта глины. Затем он снимает форму, соединяет две части и получается готовая скульптура. Метод Петра – это новое явление. От вырывает форму изнутри.

Первой скульптурой, сделанной с помощью нового метода, является «комок глины». У Дьякова эта работа ассоциируется с первым прикосновением к бесформенно глине, когда на ней остаются отпечатки пальцев. Так он еще игрался в академии. В его работе руки становятся фактурой.

На выставке также был представлен другой метод работы П. Дьякова – работа с «вещами». Иногда он использует реальные готовые вещи, которые есть у него в мастерской, а порой он делает их копии.

Также уникальным является его серия работ - «характерных голов» австрийского скульптора XVIII в. Франца Ксавера Мессершмидта.

Этот эскиз скульптуры австралийского мастера попал к Дьякову случайно. Он с Антониной Фатхуллиной (о ней еще будет рассказано) выполнял заказ на создание декоративных скульптур для интерьера отеля Домина в Санкт-Петербурге. Итальянский дизайнер, который занимался оформлением отеля, заказал скульпторам сделать копию голов Мессершмидта в увеличенном размере. Слепок сохранился у Петра. И в начале скульптор не обращал на эту голову внимания. Она его заинтересовала тогда, когда на ней появился дефект – проломился череп. По словам скульптора, чтобы в последствии какую-то вещь создать, то надо сделать вещь с дефектом, этот дефект позволит работать дальше.

В результате скульптор решил экспериментировать с этой головой. Первый эксперимент был связан с отрубленным языком. Скульптор отрезал язык этой головы и залил в рот розовую густую смесь, которая стала вытекать и к моменту затвердевания заменила язык. Петр хотел, чтобы материал сам себя проявил, он не хотел лепить этот язык, а хотел, чтобы он получился естественным путем. В мастерской он показал небольшие эксперименты, которые он проводил с этой розовой смесью, у него сохранились стаканчики, куда он заливал жидкость, а потом постепенно сливал, что действительно было похоже на расслабленный язык.

Вообще, он постоянно использует предметы, которые попадают в его мастерскую. Видит игрушку, вставляет ее в скульптуру. Скульптор говорит следующее: «Нужна новая форма, новая форма старых вещей. Всю воду (информацию), содержащуюся во всем нужно перелить в новую форму».

Эти головы не отражают внешнее состояние людей. Длительное время все эти предметы хранились в мастерской скульптора, окружали его. А теперь они превратились в скульптуры, которые отражают конкретного человека – скульптора Петра Дьякова.

За его творчеством и манерой было интересно наблюдать. Он играл, даже во время диалога и ему было интересно рассказывать о всех тех открытиях, что он совершил, экспериментируя с новым материалом. Мастерская как песочница, в которой возится Петр Дьяков.

 

 

Иллюстрации:

 

 

Дьяков П. Комок глины. 2017.

 

Дьяков П. Охотник с собакой

 

Дьяков П. Бюст. 2018.

 

Дьяков П. Уно. 2019.

 

Дьяков П. С дефектом. 2018.

 

Дьяков П. Голова с языком. 2018.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: