аппарат гос включает в себя его деятельность в статике,а мех в динамике.




Общие и характерные признаки механизма гос-ва:

- механизм гос-ва состоит из особой группы людей, которая выделилась из общ-ва и профессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законов (зак-ов), их охраной от нарушений);

- первичными элементами механизма гос-ва явл. гос. органы и учреждения, в которых работают гос. служащие. Гос. органы иерархически подчинены друг другу;

- каждый гос. орган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Выступая от собственного имени, он действует и как орган гос-ва в целом;

- для обеспечения властных велений гос. органы при необходимости имеют возможность использовать организационные и материальные орудия принуждения, соответствующие техническому уровню каждой исторической эпохи (вооруж. отряды людей, тюрьмы и др.)

- механизм гос-ва призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и права своих гр-н. Значит, сфера властных полномочий гос. органов должна строго ограничиваться правом, которое обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между гос-вом и личностью.

Осуществляя функции гос-ва, гос. органы используют как методы убеждения, рассчитанные на сознательное исполнение предписаний гос. власти, так и методы, предусматривающие применение средств правового воздействия, вплоть до принуждения.

Гос. жизнь должна строиться на тех принципах, которые обеспечивают более эффективное функционирование механизма гос-ва. В современных условиях к ним относятся:

- Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства гр-н гос-ва, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев.

- Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который позволяет формировать гос. механизмы, исключающие произвол со стороны отдельных властных органов и должностных лиц.

- Принцип гласности и открытости в деятельности гос. аппарата, который обеспечивает его доступность для населения.

- Принцип законности в деятельности всех составных частей механизма гос-ва в их взаимоотношениях с населением и между собой, а также с различными общественными движ-ми и организ-ми. Вся деятельность гос. органов урегулирована нормами права.

- Принцип высокого профессионализма и компетентности должностных лиц гос. органов, предполагающий на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах гр-н. страны.

- Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности.

Чтобы механизм гос-ва действовал эффективно, следует также учитывать требования принципов планирования и прогнозирования, сочетания общегос. и местных интересов, всемерного учёта и обеспечения прав человека.

- Гуманизм ст 2 конст

 

 

19. Теория разделения властей в государстве.

Основоположники теории разделения властей: Дж. Локк и Шарль Монтескье.

 

Дж. Локк делил власть на 3 ветви:

- законодательную

- исполнительную

- федеративную

Законодательной власти Локк отдавал приоритет.

 

Шарль Монтескье делил власть на 3 ветви:

- законодательную

- исполнительную

- судебную

Основным принципом на котором должна базироваться данная система Монтескье считал «Принцип сдержек и противовесов» между ветвями власти.

 

20. Понятие и элементы формы государства. Соотношение типа и формы государства.

Форма гос. устройства – национально-территориальное или админ.-территор. устройство гос-ва, а также хар-р и принципы взаимоотнош. между центральной гос. властью и властями частей, из которых состоит гос-во.

Сущ. две основн. разновидности форм гос. устройства: простые (унитарные) и сложные (империя, федерация, конфедерация).

Унитарное ( латин. unus – один) гос-во явл. единым, центральным гос. образованием, состоящим из админ.-террит. единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками гос. суверенитета не обладают. В униторном гос-ве существуют:

- единая сис-ма высших органов власти и упр-ия.

- одна конст-ия и единая сис-ма зак-ва,

- единая денежная сис-ма,

- общая налоговая и кредитная политика,

- одно гражд-во,

- единые вооруж. силы

Унитарные гос-ва (Республика Беларусь (РБ), однонациональные – Япония, Польша, Франция; многонациональные – Афгансистан, Болгария, Китай.)

Сложной формой гос. утройства явл. федерация ( латин. fuedus – союз), субъекты которой обладают в опред. мере гос. суверенитетом.

Характерные юрид. признаки для большинства федеративных гос-в:

- существование в гос-ва общефедеральных органов гос-власти, решения которых явл. обязательными для для субъектов федераций в той мере, в какой это определено зак-ом.

- наряду с высшими федеральн. органами сущ. высшие органы гос. власти субъектов федерации.

Для федерации характерны:

- федеральные вооруж. силы;

- двойное гражданство

- двухпалатное строение парламента

- единая финанс., налог. и денежная сис-мы;

Основную внешнеполит. деятельность осущ. федеральные органы.

Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (образование СССР в 1922 г.) либо принятия конст-ии (США в 1787 г.).

В настоящ. время в мире насчитывается около 20 федеративных гос-в. (ФРГ, Индия, Малайзия, США, Канада, Австралия, Россия и др.)

Одной из важнейших, хотя и менее распространённой формой гос. устройства явл. конфедерация (в переводе с латин. – «сообщество»(сообщ-во)) – не союзное гос-во, а союз гос-в, при котором гос-ва, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие орг. власти, управления и правосудия.

Для координации совместных действий гос-ва – члены конфед-ии создают объединённые органы. (Функционирующие лишь в строго опред. целях – эконом., военн., полит.)

Конфедерация, как правило, носит временный хар-р и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения гос-в к образован. федерации (США, Швейцария) или распадалась (Австро-Венгрия, Речь Посполитая).

В настоящее время признаки конф-ии имеются у Содружества Независимых Гос-в (СНГ) и Европейского союза (ЕС). Также конфед-ей в формально-юрид. плане считается Швейцария, хотя фактически она явл. федерацией.

 

21. Форма правления: понятие и виды.

Форма правления – структура высших органов гос. власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом безответственно или она принадлежит гос. органам, ответственным перед народом, избираемым им. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Монархия (в переводе с греч. – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная гос. власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству.

Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются:

- Пожизненное пользование властью главой гос-ва (царь, король, император, шах);

- Занятие трона по наследству или по праву родства;

- Представительство гос-ва монархом по своему усмотрению;

-Юридическая и полит безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва. При феодализме она стала основной формой гос. правления. В буржуазном общ-ве сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Виды монархий:

- Абсолютная монархия (Власть монарха неограниченна)

Для неё характерно: политическое бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха.

В современный период абсолютная монархия явл. редкой формой правления. (В чистом виде она существует в Омане.)

- Ограниченная монархия (Монарх не обладает всей полнотой власти)

В свою очередь ограниченная монархия классифицируется на дуалистическую монархию и парламентарную.

Характерной особенностью дуалистической монархии явл. формально-юридич. разделение гос. власти между монархом и парламентом. Исполн. власть находится в руках монарха, законод. – у парламента. Парламент, однако, в ряде стран фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не даёт возможности им выступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание нормативных актов (НА) (указов, декретов), подменяющих собой законы, имеющих даже большую по сравнению с ними нормативную силу.

В силу опред. обстоятельств дуалистическая монархия в тех или иных странах обретает несколько видоизменённые черты.

Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности когда класс феодалов не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. Между феодалами и буржуазией возникает политический компромисс. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент выражает интересы буржуазии и др. слоёв населения. (В прошлом – Кайзеровская Германия, Австрия, Италия, Румыния; в настоящее время – Морокко, Иордания, Кувейт и некоторые др. страны арабского мира).

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления гос. власти. Законод. власть полностью принадлежит парламенту, исполн. – правительству.

Правительство формируется из представителей опред. партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Законод. акты приним. парламентом и формально подписываются монархом. В законод., исполн. и судебн. сферах власть монрха символична, он «царствует, но не правит». Парламентскую монархию нередко называют конституционной монархией. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Парламентская монархия представляет собой чисто буржуазную форму правления и явл. политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодалами.

Разновидностью ограниченной монархии явл. выборная монархия. Выборная монархия сочитает в себе элементы монархии и республики. Однако, она утрачивает один из главных своих признаков – занятие трона по наследству или по праву родства, а значит, не может быть в полной мере отнесена к монархическому типу правления. (В прошлом – Реч Посполитая (1569 г. – конец XVIII в.); в настоящее время – Малайзия).

Сословно – представительная монархия - Россия до 1613г избран Романов

 

22. Монархическая форма правления.

Форма правления – структура высших органов гос. власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и с населением.

Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом безответственно или она принадлежит гос. органам, ответственным перед народом, избираемым им. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.

Монархия (в переводе с греч. – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная гос. власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству.

Основными юридическими свойствами классической монархической формы правления являются:

- Пожизненное пользование властью главой гос-ва (царь, король, император, шах);

- Занятие трона по наследству или по праву родства;

- Представительство гос-ва монархом по своему усмотрению;

-Юридическая и полит безответственность монарха.

Монархия возникла в условиях рабовладельческого общ-ва. При феодализме она стала основной формой гос. правления. В буржуазном общ-ве сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.

Виды монархий:

- Абсолютная монархия (Власть монарха неограниченна)

Для неё характерно: политическое бесправие народа, отсутствие представительных учреждений, сосредоточение всей власти в руках монарха.

В современный период абсолютная монархия явл. редкой формой правления. (В чистом виде она существует в Омане.)

- Ограниченная монархия (Монарх не обладает всей полнотой власти)

В свою очередь ограниченная монархия классифицируется на дуалистическую монархию и парламентарную.

Характерной особенностью дуалистической монархии явл. формально-юридич. разделение гос. власти между монархом и парламентом. Исполн. власть находится в руках монарха, законод. – у парламента. Парламент, однако, в ряде стран фактически подчиняется монарху, который обладает правом вето на принимаемые парламентом законы, что не даёт возможности им выступить в силу. Кроме того, монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание нормативных актов (НА) (указов, декретов), подменяющих собой законы, имеющих даже большую по сравнению с ними нормативную силу.

В силу опред. обстоятельств дуалистическая монархия в тех или иных странах обретает несколько видоизменённые черты.

Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества, в частности когда класс феодалов не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия настолько слаба, что не в силах взять всю полноту власти в свои руки. Между феодалами и буржуазией возникает политический компромисс. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент выражает интересы буржуазии и др. слоёв населения. (В прошлом – Кайзеровская Германия, Австрия, Италия, Румыния; в настоящее время – Морокко, Иордания, Кувейт и некоторые др. страны арабского мира).

Парламентарная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления гос. власти. Законод. власть полностью принадлежит парламенту, исполн. – правительству.

Правительство формируется из представителей опред. партии (или партий), получившей большинство голосов на выборах в парламент. Лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Правительство несёт ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Законод. акты приним. парламентом и формально подписываются монархом. В законод., исполн. и судебн. сферах власть монрха символична, он «царствует, но не правит». Парламентскую монархию нередко называют конституционной монархией. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Парламентская монархия представляет собой чисто буржуазную форму правления и явл. политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодалами.

Разновидностью ограниченной монархии явл. выборная монархия. Выборная монархия сочитает в себе элементы монархии и республики. Однако, она утрачивает один из главных своих признаков – занятие трона по наследству или по праву родства, а значит, не может быть в полной мере отнесена к монархическому типу правления. (В прошлом – Реч Посполитая (1569 г. – конец XVIII в.); в настоящее время – Малайзия).

Сословно – представительная монархия - Россия до 1613г избран Романов

 

23. Республиканская форма правления.

Република (в переводе с лат. – общественное дело) – такая форма правления, при которой верховная го. власть осуществляется выборными органами, избираемыми главным образом населением на опред. срок. Общими юридическими признаками республиканской формы правления явл.: выборность на опред. срок главы гос-ва и законод. органов. гос. власти; осуществление гос. власти не по собственному праву, а по поручению народа; юрид. ответственность главы гос-ва в случаях, предусмотренных законом; обязательность решений верховной гос. власти для всех других гос. органов; преимущественная защита интересов гр-н гос-ва, взаимная ответственность личности и гос-ва, разделение властей.

Республиканская форма правления в классическом для того времени виде сформировалась в Африканском гос-ве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты. В наше время наполнилась новым демократическим содержанием.

Современные республики делятся на два вида: парламентарные и президентские.

Парламентская республика характеризуется верховенством парламента в организации гос. жизни страны. Правительство форм-ся парламентским путём из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте. Члены правительства за свою деятельность несут ответств-сть перед парламентом. Правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства. В противном случае оно либо уходит в отставку, либо через главу гос-ва добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Главными функциями парламента являются законод. деятельность и контроль за исполн. властью., разработка и утверждение гос. бюджета, определение основных направлений социально-экономич. развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава гос-ва – президент - в таких республиках избир. парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией.

В парламентской республике любое действие главы гос-ва может быть реализовано, только с согласия правительства. Исходящие от него НА приобретают юрид. силу, как правило, после одобрения правительством или парламентом, которые и несут за них ответственность.

Глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) в парламентарной республике назначается. как правило, президентом. Являясь лидером партии, получившей большинство голосов в парламенте, он формирует правительство, которое осуществляет верховную исполн. власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Есть основания утверждать, что парламентская республика представляет собой такую организацию высших органов гос. власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, правовой порядок. (ФРГ, Финляндия, Италия, Венгрия, Чехия, Эстония и др.)

В президентской республике президент сосредотачивает в своих руках полномочия главы гос-ва и главы правительства.

Характерные юрид. признаки президентской републики:

- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;

- правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;

президент лишён права роспуска парламента, и наоборот, парламент в сучае грубого нарушения им конституции (Конст-ии), злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (так называемый импичмент);

- президент явл. верховным главнокомандующим.

В различных странах президентская форма правления имеет свои особенности. Однако для всех президентских республик характерным явл. то, что президент либо совмещает полномочия главы гос-ва и глава правительства в одном лице (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в форм-ии кабинета или сов. министров.

В цивилозованных гос-ва президентская форма правления действует на основе принципа разделения властей, также на уровне конст-ии закрепляется система эффективно действующего механизма взаимных «сдержек и противовесов».

Президентская республика явл. достаточно распространённой формой правления. (США, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Филиппины и др.)

В реальной жизни сущ. и смешанные (полупрезидентские) республики, которые сочетают основные черты обоих типов республиканской формы правления, а также новые, не известные ни одному из рассмотренных выше типов республики черты (отсутствие прямой юрид. связи между президентом и правительством).

Парламентарная и президентская формы правления в соврем. цивилизованном общ-ве имеют общие цели и задачи обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надёжной охраны её прав и интересов.

 

24. Форма государственного устройства.

25. Политико-правовой режим и его разновидности.

Полит.-правовой режим – совокупность методов и средств осуществления гос. власти.

Полит.-правовой режим в значительной степени индивидуализирует форму гос-ва. Он охватывает деятельность не только гос-ва, но и всех других элементов полит. сис-мы общ-ва. Полит.-правовой режим включ. в себя как методы гос. властвования, так и характерные способы деятельности негосударственных полит. оганизаций (орг-ий) (партий, движений, клубов, союзов и т.д.).

Разные историч. эпохи знают разные полит. режимы. В рабовладельческих гос-вах – деспотия и демократия; в феодальных – абсолютистский режим и режим своеобразной феодальной демократии; в капиталистических – буржуазно-демократический и режим военно-полицейский, фашистский; в современных гос-вах – авторитарный и тоталитарный режимы, клерикально-фундаменталистский и режим правовой демократии.

Всё многообразие полит. режимов можно свести к двум разновидностям – демократическому и недемократическому.

Политико-правовую сторону демократического режима можно ахарактеризовать следующими основн. чертами:

- плюрализм в общественно-полит. жизни. (Деятельность партий, оществ-ых организ-ий и объед-ий, представляющих интересы разных соц. групп и слоёв населения.);

- реализация в практике гос. строительства принципа разделения властей;

- защита личности о т произвола гос-ва, беззакония;

- демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы больш-ва и меньш-ва, индивид-ые и нац-ые особенности граждан;

- демократич. режим создаёт эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на хар-р гос. власти через избир. сис-му и референдумы;

- предоставление свободы личности в сферах эконом., полит., и культурной деят-ти;

- демократич. полит. режим базируется на прочной правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общ-ва.

Содержательная сторона недемократических полит. режимов ( деспотического, тиранического, тоталитарного, авторитарного и др.) противоположна чертам режима демократии. Её отличает прежде всего следущее:

- господство одной полит. партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности;

- сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было полит. прав и свобод;

- низкий жизненный уровень народа;

- акцент на карательные меры воздействия;

- агрессивность во внешней политике;

- всеохватывающая милитаризация общ-ой жизни;

- примат гос-ва над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общ-ой жизни.

Из всех недемократических режимов в современном мире наибольшее распространение имеют авторитарные режимы. Авторитарный режим способен эволюционировать как в сторону тоталитаризма (Полный контроль гос-ва (господствующей партии) над всеми сферами жизни общ-ва), так и в направлении формирования демократического правового гос-ва.

 

26. Характеристика недемократических политико-правовых режимов.

27. Характеристика демократических политико-правовых режимов.

28. Политическая система общества: понятие и структура.

Политическая система общества –

Совокупность гос и негос соц институтов, осущ определенные полит функции.

Структура полит. системы общ-ва:

- Гос-во (система гос. органов);

- Общественные организации (политич. партии, движения и объединения);

- Институты непосредственной демократии (выборы, референдумы и т.д.).

Народ явл ядром полит системы общ

Исследователи классифицируют полит. системы по различным основаниям.

Применяя формационный подход можно выделить следующие политические системы:

- рабовладельческого общ-ва

- феодального общ-ва

- буржуазного общ-ва

- социалистического общ-ва

Исходя из характера взаимоотношений полит. систем с внешней средой выделяют:

- закрытые полит. системы

- открытые полит. системы

Классификация Г. Алмонда (в качестве основания классификации здесь выступает тип политической культуры и характер разделения ролей между участниками полит. процесса)

г. Алмонд выделил четыре типа современных полит. систем:

- англо-американская; (США, Великобритания, Канада, Австралия)

- европейско-континентальная; (Франция, Германия, Италия и др.)

- доиндустриальная (частично индустриальная); (многие страны Азии, Африки, Латинской Америки)

- тоталитарная (фашистская Италия, нацистская Германия, страны «мировой системы социализма»)

Наиболее распространённой классификацией полит. систем явл. такая, в основу которой положен политико-правовой режим. По этому критерию выделяют:

- тоталитарные полит системы (полное подчинение личности и общ-ва гос-ву, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, её сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление общ-вом на основе определённой идеологической доктрины);

- авторитарные полит системы (неограниченная власть одного лица или группы лиц над гр-ми при сохранении автономии личности и общ-ва во внеполит. сферах.);

- демократические полит системы (приоритет прав личности, контроль общ-ва над властью, подлинный полит. плюрализм);

Существуют и иние классификации полит. систем, но они менее известны.

 

29. Государство в политической системе общества.

В современной юрид. литературе установилось единое мнение о том, что гос-ву принадлежит решающее место в политической системе общ-ва.

Особое место и роль гос-ва в полит. системе общ-ва обусловлены следующими факторами:

- выделившись из общ-ва, гос-во становится его единственной властвующей полит. организацией. Гос. власть – главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в общ-ве. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на террит. гос-ва.

- гос-во обладает единством законод., управленческих и контрольных функций, его единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

- гос-во имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности гос-ва могут находиться основные природные богатства, целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы.

- гос-во обладает суверенитетом. Оно явл. представителем всего народа внутри страны и на международной арене. Иные элементы полит. системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается гос-во как суверенная, т.е. верховная и независимая от кого-либо власть.

- деятельность негосуд. соц. институтов как субъектов полит. системы общ-ва находится под охраной гос-ва.

- гос-во явл. организующим началом в определении и осуществлении национальной политики во всех сферах общественной жизни.

 

30. Государство и церковь.

31. Проблемы современного правопонимания (основные концепции).

32. Естественная школа права.

33. Позитивистско-нормативистское направление в правоведении.

Позитивизм возник в XIX в. и отражал уверенность буржуазии в незыб­лемости созданного ею строя. Сторонники теории позитивизма в праве (Дж. Остин, К. Берг, Г. Шершеневич и др.) критиковали концепцию естественно­го права, считая ее заблуждением умов. Они утверждали, что нет никакого естественного права, а существует как реальность лишь позитивное право. Провозглашая безупречность действующего права, приверженцы этой тео­рии призывали юристов воспринимать его таким, каким оно есть, не под­вергая критике и оценке. Они исключали связь содержания норм права с экономикой, политикой, идеологией и др. Задачу юридической науки они видели в описании и систематизации правовых норм, формальном анализе догмы права. Право, по их мнению, является совокупностью юридических норм, исходящих от государства (формально закрепленных в государствен­ных актах) и обеспечиваемых его принудительной силой. При этом сосредо­точивалось внимание на форме права, а содержание норм не связывалось с экономикой, идеологией, нравственностью. Позитивизм получил свое дальнейшее развитие в теории нормативизма, которая сложилась на основе выработанной им методологии (XX в.). Осно­воположником этой концепции считают австро-американского ученого-юри­ста Г. Кельзена (1881-1974), который называл свою теорию «чистым учени­ем о праве». Опираясь на философское учение И. Канта о «должном» как об особой сфере, создаваемой человеческим разумом и независимой от суще­го, т.е. от сферы бытия, Г. Кельзен относил право к сфере долженствования, которая не зависит от действительности. По его мнению, право - это сово­купность норм (правил поведения), выраженных в законах (или иных актах государства) и регулирующих общественные отношения с точки зрения дол­жного, независимого от реальной жизни, от сущего. Право представляет со­бой иерархическую пирамиду норм, на вершине которой находится некая «основная норма». Г. Кельзен отрицает экономическую, политическую, нрав­ственную и другую обусловленность права. Право возникает из самого себя, из основной нормы, которая существует независимо от реальных социальных отношений как сфера чистого долженствования. Каждая норма низшего уров­ня опирается на высшую норму и приобретает обязательность в силу соот­ветствия этой высшей норме. Таким образом, рассматривая право как систему норм, выраженных в нормативных правовых актах, позитивистско-нормативистская теория отождествляет право и закон.В литературе приводится немало положительных аспектов этого направ­ления. В частности отмечается, что оно ориентировано на практику, на уста­новление стабильного правопорядка, обеспечение режима законности. Оно способствует формированию представлений о праве как о формально-логи­ческой системе социального регулирования. Акцентирование внимания на формальной определенности права позволяет четко определять права и обя­занности субъектов, фиксировать меры государственного воздействия и др.К недостаткам этого направления относят отрицание обусловленности права потребностями общественного развития, игнорирование нравствен­ных основ права, преувеличение роли государства в формировании право­вой системы.Нормативистское правопонимание в XXI в. имеет достаточно широкое распространение, в том числе и в странах СНГ, однако в весьма модифици­рованных вариантах. К примеру, содержание научных публикаций привер­женцев этого направления (их таковыми считают авторы, придерживающи­еся иных концепций правопонимания), в частности в России (В.Н. Кудряв­цева, А.Ф. Черданцева, М.И. Байтина, А..Я. Берченко и др.), показывает, что их весьма сложно упрекнуть в следовании постулатам классического норма­тивизма и в «узконормативном» подходе к правопониманию. В сущности, в их работах явно просматривается попытка модифицированного преодоле­ния общепризнанных недостатков, односторонности наиболее известных теорий, конкурирующих в современном правоведении, заметно их стремле­ние показать феноменальные особенности права на основе учета всего того, что в этих теориях признано позитивным, и выработать такой подход к пра­вопониманию, который отвечал бы современным требованиям и отражал бы тенденции в развитии и функционировании права как определяющей ре­гулятивной системы общества. Примечательно, что такие попытки предпри­нимаются и предпринимались и западными правоведами.

Естественно-правовая теория.

Естественно-правовые идеи уже присутствовали во взглядах ряда мыс­лителей античности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон) и Средневековья. Представители естественно-правовой школы того времени считали, что естественное право представляет собой разновидность боже­ственного закона (Ф. Аквинский).Но наибольшее развитие теория естественного права получила в период зарождения буржуазного общества (Г. Гроций, Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо). Собственно она и стала теорией в результате усилий перечис­ленных и ряда других выдающихся мыслителей.Согласно этой теории, наряду с позитивным (законодательным) правом существует естественное право, принадлежащее человеку от природы (врож­денное право) и отвечающее требованиям человеческого разума. Это исход­ное положение получило название правового дуализма. Провозглашалось, что естественное право как нечто вечное, неизменное и общее для всех лю­дей имеет приоритет над выраженным в законах позитивным правом, кото­рому присуща изменчивость, непостоянство.Основой естественного права объявляется абстрактное понятие справед­ливости, которое выводится из самой природы человека. Позитивное право поэтому не должно противоречить естественному праву. Законы государства могут считаться правом лишь в том случае, когда они соответствуют есте­ственному праву. Исходя из этой теории следует отличать право и закон. Правом признается лишь тот закон, который выражает идеи естественного права, идеи справедливости. После укрепления буржуазного строя теория естественного права поте­ряла актуальность, на ее смену пришли позитивистские взгляды на право. Но после Второй мировой войны она снова получила распространение (в религиозных и светских вариантах), в первую очередь как реакция на фаши­стскую правовую систему. Она и в настоящее время является достаточно распространенной (сейчас в мире существуют различные направления этой теории) и имеет немало сторонников и в постсоветских странах. Таким образом, для теории естественного права является наиболее ха­рактерным, во-первых, признание существования наряду с изменчивым по содержанию позитивным правом неизменного, постоянного и общего для всех людей естественного права, естественных прав человека, основанных на справедливости и вытекающих из его природы (право на жизнь, свободу, равенство, справедливое отношение и др.)1; во-вторых, отличие права как высшей справедливости от закона, как акта, исходящего от государства; в-третьих, признание правом лишь тех законов, в которых воплощаются идеи высшей справедливости.

 

34. Социологическая концепция права.

Социологическая теория права начала формироваться в середине XIX в. Наиболее видными ее представителями были Е. Эрлих, Ф. Жени, Г. Канто­рович, С. Муромцев, Р. Паунд и др. В соответствии с этой концепцией пра­во - это порядок общественных отношений, проявляющийся в действиях и поведении людей, защищаемый государством. Например, Е. Эрлих утверж­дал, что право коренится не в законах, а в самом обществе, в реальной жиз­ни. Он противопоставлял праву в законах «живое право», которое создается в процессе судебной и административной практики. Судьи и администра­тивные чиновники должны отыскивать «живое право» и на его



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: