Г.
Тема: «Назови первый звук» «Фигуры вокруг нас»
Цели:
- Образовательные: познакомить с новыми буквами и звуками, учить читать с изученными буквами, наблюдать за ролью формоизменения для точности высказывания мысли и связи слов в предложении, учит давать характеристику звукам, узнавать буквы.
· Формировать у учащихся понятие и представления о пространственных геометрических фигурах – геометрических телах.
· Развивать умение сравнивать.
- развивать фонетический слух, умение вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слова;
- Развивающие: развивать речь, внимание, мышление, память, фонематический слух.
- Воспитательные: воспитывать интерес к чтению.
Организационный момент
Прозвенел звонок и вот
Начинается урок.
Ну-ка, дети вы готовы?
Начинаем наш урок.
Сообщение темы и цели урока
Загадка
Ела, ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб.
С. Маршак (пила)
Сколько слогов в этом слове ПИЛА? (два)
Как вы это определили? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
Назовите ударный слог. (Второй)
2. Звукобуквенный анализ слова ПИЛА. (слайд 3; один ученик работает у доски, остальные выкладывают фишки на парте)
С помощью фишек сделаем звуковой анализ слова
Как можно проверить, что звук [з]- звонкий? (положить ладошку на горлышко и почувствовать, как оно дрожит, это значит, что согласный звук произносится с голосом).
Дайте полную характеристику звуку [д]. (Согласный, твёрдый, звонкий.)
4. Работа над образованием нового слова.
Рассмотрите модель, которая находится справа от слова ДОМ.
Что нужно сделать, чтобы прочитать новое слово?(Заменить звук Д звуком Т).
Какое новое слово получилось? (Том)
Объясните значение слова ТОМ. (Том - это книга, Том - имя мальчика или кличка животного).
Дайте характеристику звуку [т]. (Согласный, твёрдый, глухой)
- Что обозначает красный колокольчик над буквой Д в слове ПЛОДЫ? (Звук Д – звонкий).
Какому слову соответствует схема справа от слова ПЛОДЫ? (Плоты).
Что изменилось в слове? (Буква Д заменилась буквой Т).
Как вы понимаете слово ПЛОТЫ?
ФИЗМИНУТКА
Поднимите руки, класс, - это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Чтение слов и их классификация. Запись слов печатными буквами по группам .
(Работа в тетради)
Задания:
Прочитайте слова, в которых все согласные звонкие.
ДОМ РАДИО ЛЮДИ ЯГОДА
Назвать слова, в которых три слога.
РАДИО УТЯТА
Назовите слово, в котором ударным является звук [а].
ТУМАН РАДИО ТРАКТОР
1. Нарисовать красные колокольчики или поставить красные точки над
буквой, обозначающий звонкий согласный звук [д].
ДОМ РАДИО ЛЮДИ ЯГОДА
2. Записать слова на нужной строке в зависимости от того, какая из букв – Д или Т – есть в слове.
ФИЗМИНУТКА. Разминка для глаз. Пальчики
3. Игра “Читай слова по стрелкам”
А теперь мы с вами поговорим о фигурах вокруг нас.
Чтобы начать работу, нам необходимо разделиться на две группы. Я предлагаю вам геометрические фигуры, вырезанные из бумаги двух цветов – красные и синие. Вы выбираете понравившуюся фигуру. Дети, у кого оказались синие фигуры – объединяются в одну команду, а у кого красные – в другую.
Задание №2 Игра “Ромашка”.
А сейчас мы проведём игру, название которой вы узнаете, отгадав загадку.
Золотая серединка и лучи идут кругом.
Это, может быть, картинка солнца в небе голубом?
Нет, ни солнце на бумажке – это расцвели ромашки!
Ученику вручается “Ромашка”. Цветок вырезан из бумаги.
В каждом “лепестке” спряталось какое-то геометрическое тело.
Условия игры: выходите по одному, отрываете лепесток, прочитываете вслух задание и пытаетесь определить, что же это за геометрическое тело.
Осталась одна “серединка” от ромашки. А “серединке” такое задание:
Задумай какое-нибудь геометрическое тело. А вы, ребята постарайтесь задать такие вопросы, которые помогут вам отгадать, какое геометрическое тело задумано. “Серединка” (ученик) может отвечать на вопрос только “да”, “нет”.
Итог урока
-Что нового вы узнали на уроке?
-Я вас всех благодарю за хорошую работу. Умнички.
Г.
Тема: «Геометрические тела». Игра «Отгадай, сравни, ответь»
Цели:
- Закреплять: умение распознавать геометрические фигуры, знание детей о прямых линиях (горизонтальных, вертикальных и замкнутых), об отрезках, сравнение отрезков по длине.
- Развивать мышление, речь.
Ход занятия
Здесь на столе лежат геометрические фигуры, пусть каждый подойдёт и возьмёт по фигуре.
А теперь встаньте в круг и расскажите кто, что взял.
(У меня красный треугольник).
Сколько углов у треугольника? (3)
(У меня синий квадрат)
Сколько углов у квадрата? (4)
У квадрата всегда какие углы? (прямые)
А ещё у какой фигуры всегда прямые углы? (у прямоугольника)
(Дети называют цвет и геометрические фигуры: )
У каких фигур нет углов? (у )
Молодцы дети, вы так хорошо знаете геометрические фигуры и цвета, что наверное без труда назовёте какой фигурой является телеэкран? (прямоугольником) Из каких линий он состоит? (из прямых)
А теперь проведите пальчиком по контуру своей фигуры и скажите, контур вашей фигуры замкнутая или разорванная линия? (Замкнутая) Почему? (Концы этих фигур соединены).
Физминутка
Раз-два выше голова, три-четыре руки шире, на пять тихо сели.
Подвижная игра с мячом.
“Наоборот”
Игра проходит в кругу. Учитель-дефектолог стоит в центре круга, бросает мяч кому-либо из детей и произносит слово. Ребенок должен сказать слово противоположное по смыслу. Учитель-дефектолог говорит: “Вперед”. Ребенок отвечает: “Назад”. (Направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, внутри – снаружи и т.д.)
Усложнение игры. Можно называть не только наречия, но и прилагательные: далекий – близкий, верхний – нижний, правый – левый, глубокий – мелкий, дешевый – дорогой и т.д.
Следующий игра называется “Сообрази-ка!”.
Капитаны по очереди подходят к столу и, не читая, берут карточки с задачами на сообразительность. Время на обдумывание – 30 секунд.
Задачи
- Поле пахали 7 тракторов. 2 трактора остановились. Сколько тракторов в поле? (7)
- Шли три козленка. Один впереди двух, один – между двумя, а один – позади двух. Как шли козлята? (Друг за другом.)
- Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули и наконец, вытянули репку. Сколько глаз увидело репку? (12)
· Сравнение предметов по форме.
· На столе у учителя 5-6 предметов, из которых 3-4 имеют одинаковую форму. В руках - жетон коричневого цвета и орех. Учитель предлагает сравнить жетон и орех.
· - Есть ли что-нибудь общее у этих предметов? Чем отл ичаются?
· (Разный размер; орех съедобный, а жетон нет; оба круглые, но жетон плоский, а орех выпуклый.)
· Посмотрите,есть ли у белочки предметы,имеющие такую же форму, как орех?(Мяч, яблоко, шарик.)
· Говорят, что эти предметы имеют форму шара. (Дети повторяют хором.)Есть ли шарообразные предметы в нашем классе.