Тема: «Неиспользуемые возможности сна»




 

 

Выполнил (а):

Студент (ка) 1 курса

Хакимова Г.Ш.

заочной формы обучения

Направления подготовки

Психология

Профиль подготовки

Практическая психология

 

 

Проверил:

канд. биол. наук, доцент

____________/ Кулуева Ю.А.

 

СИБАЙ – 2021

 

1. Сон, как загадка человечества.

1.1. Вступление. Тайна сна от начала времен.

«Сновидения – это маленькая потайная дверь,

ведущая к глубочайшим и интимнейшим тайникам души».

К.Г. Юнг.

Сны очаровывали человеческий разум во все времена. Каждый из нас

проводит треть своей жизни во сне. Ночами с нами происходит таинство

сновидений. Самые яркие и волнующие из снов производят на нас впечатление,

которое заставляет нас задуматься над вопросом что же такое наши сны? Что они

означают? И вообще означают ли что-то?

«Сновидения часто кажутся переживаниями смутного, неясного, но все же

существующего параллельного мира. Размышляя об этих переживаниях, мы

можем предположить, что в наших сновидениях мы совершаем путешествие в

существующую на самом деле, неизвестную реальностью. Предполагают, что

одним из основных источников идеи о духовном мире, отличном от физического,

- 3 -

являются сновидения. Если эта гипотеза верна, то сны сыграли важнейшую роль в

формировании фундаментальных религиозных понятий.»

Интернет-ресурс «https://aipe.roerich.com/russian/oneiro.htm»

1.2. Краткая история. Сон в Древнем Мире.

История изучения снов показывает сколь серьёзным было отношение людей

к этому вопросу во все времена. Люди обращались к снам для получения советов

и даже для лечения. Его влияние на древние культуры было очень велико.

Например, шумеры считали сон посланием бога Солнца Ша-маша (прорицатель

переводил образы сна на понятный язык, а жрец расшифровывал их смысл), а

также вестником событий грядущего. Древние египтяне считали ночь сна

мертвым временем творения, возвращением в первобытный хаос, когда человек

общается с существами и видениями, блуждающими в предвечном мире; в то же

время сон, как и у шумеров — это своего рода предчувствие будущего.

Толкователи сновидений различали исторический сон, воинский сон, в котором

фараону являлось божество, вселявшее в него уверенность в благополучном

исходе близкого сражения, а также сон истинного суждения, приносящий с собой

решение той или иной проблемы. А вот согласно древним традициям Израиля,

сновидение — это средство, избранное Богом для выражения своей воли. В

текстах упоминаются теорематические сновидения, сны-послания, понятные

человеку без помощи толкователя.

Со временем, сон приобрел лечебные свойства, и перекочевал в древнюю

медицину. Как лечебное средство, практика которого широко известна, он

сформировался в Древней Греции, медицина которой на тот момент занимала

лидирующие позиции в мировом масштабе. Значит, нужно погрузиться в историю

медицины Древней Греции, чтобы понять роль сна в древнегреческом врачевани.

2. Общие принципы медицины Древней Греции.

2.1. Медицина Древней Греции.

До наших дней дошло определённое количество источников, по которым

мы можем судить о медицине Древней Греции. В частности, это «Илиада» и

«Одиссея» Гомера, «История в девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник»,

труды философов и историков, данные археологии, этнографии и другие. По ним

мы можем составить понимание о врачевании того периода истории Древней

Греции VI—IV веков до н. э. Это было время того периода высочайшего

внутреннего расцвета античной Греции, подъема древнегреческого искусства,

науки, философии и культуры. В Греции VI века до н. э. появились школы, где

готовились врачи по типу ремесленного ученичества. Наиболее известны школы у

берегов Малой Азии, в Книдосе и Косе. Храмы в Греции, как и в других странах

древности, стали также местами лечения, а жрецы присвоили себе функции

врачей, но наряду с храмовой, жреческой медициной продолжала существовать и

народная медицина. В ряде городов (Афины, Эгина, Самос) имелись

- 4 -

общественные врачи для безвозмездного лечения бедных граждан и проведения

мер против эпидемий, у знати и богачей были домашние врачи. Странствующие

врачи — периодевты обслуживали торговцев и ремесленников. Наряду с

асклепеионами (помещения, предназначавшиеся для лечения при храмах),

продолжали существовать носившие то же название лечебницы и школы врачей,

не жрецов; имелись и мелкие ятрейи — тип частной лечебницы на дому у врача.

2.2. Краткая история возникновения асклепейонов и их характерные

особенности.

Характерные особенности асклепейонов можно рассмотреть на основе

сведений об асклепейоне острова Кос. По приданию, Бог Асклепий, сын

Аполлона и Корониды (смертной), до своего обожествления женился на дочери

правителя острова Кос, сделав его одним из центров медицинских знаний в

Древней Греции. Здесь находился и род потомков Асклепия, к которому

причислял себя и Гиппократ, тоже родившийся на этом острове. У Асклепия были

дети: Гигиея - богиня здоровья, Панацея (или Панакея) - богиня лекарственного

врачевания, Махаон- военный хирург, Подалирий - военноначальник и искусный

врачеватель внутренних болезней. Вообще, без знаний мифологии трудно

понимать многие медицинские термины и истоки традиционных приёмов

врачевания. Так вот по мифологии, Асклепий попал в немилость к Аиду, Богу

нижнего мира, так как достигнул совершенства искусства врачевания,

научившись воскрешать мертвых. Аид пожаловался Зевсу, что из его царства

стали исчезать тени – души умерших. Тогда Зевс, чтобы поддержать авторитет

Богов, поразил молниями Асклепия. Но стараниями своего отца, тело Асклепия

было доставлено на гору Олимп. Так после смерти он был обожествлен и стал

Богом. В его честь стали строится храмы – асклепийоны, в которых обряды

поклонения Асклепию сочеталось с таинством врачевания, за что взымалась

посильная, вольная плата, приносящаяся в жертвоприношение (слепки органов из

драгоценных металлов и пород камней).

Всего на территории Древней Греции было около 300 асклепейонов.

Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием,

и кипарисовая роща (воздух которой также является целебным) были

обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения

храма. Вода источника использовалась в качестве одного из основных лечебных

средств, и потому он считался священным. На территории святилища в Эпидавре

были также баня, библиотека, гимнасий, стадион (для занятий спортом) и театр,

построенный также Поликлетом Младшим и слывший одним из самых больших и

замечательных во всей Греции. Повсюду возвышались многочисленные статуи,

изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей,

стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления.

Одного лишь не дозволялось в святилище: там нельзя было умереть.

Религиозный ритуал исключал из священных мест как в Эпидавре, так и в других

асклепейонах все нечистое, в частности связанное с рождением и смертью.

Поэтому рожениц и неизлечимых сольных, пришедших иногда из самых

отдаленных мест Греции, изгоняли за пределы священной ограды. Служители

- 5 -

асклепейонов строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Каждый

вошедший мылся в водах "священного" источника, после чего приносил жертву

богам.

Таким образом, святилища Асклепия в древней Греции не были больницами

в нашем понимании. По меткому замечанию профессора В.П. Карпова они носили

"лечебно-санаторный" характер. В Эпидавре, например, никогда не было

врачебной школы, как это имело место на Косе, в Пергаме или Александрии. На

службу в асклепейон принимались лишь те, кто давал священную врачебную

"Клятву" и таким образом приобщался к братству асклепиадов.

3. Сон в Древней Греции.

3.1. Роль сна в медицине Древней Греции, общая информация, труды

деятелей того времени о сне.

Греки относились ко сну как к явлению с большим уважением. Об этом

говорит наличие у греков большого количества божеств, связанных со

сновидениями: Морфея, Гипноса, и многих других.

Морфей - это бог сновидений, почитаемый в греческой мифологии. Его

отцом представлен бог сна Гипнос. По одной версии, его матерью была дочь

Зевса и Эвриномы Аглая. Также она является спутницей Афродиты, имя которой

в переводе означает "Ясная". По другой же версии, мать Морфея - это богиня

ночи Никта. В главные обязанности Морфея входит следить за снами великих

царей и известных героев. Главной эмблемой бога являются двойные ворота в

мир сновидений. Эти ворота выполнены из слоновой кости для ненастоящих снов

и роговые ворота для истинных. Что касается символики, то особенно выделяют

черный цвет, как символ ночи и забытья, а также цветы мака. Как правило,

Морфея изображают в длинной черной одежде с серебряными звездами на ней. В

руках Морфей держит большой кубок, в котором налит маковый сок,

обладающий снотворным и расслабляющим действием. Также считается, что бог

сна носит на голове корону из цветков мака, что символизирует сновидения. В

греческой мифологии он изображается на вазах, а в римской - на саркофагах.

Немного позже название наркотического вещества морфина произошло именно от

имени бога Морфея, учитывая его действия. Также с его именем связано

выражение "в объятиях Морфея".

Гипнос — в древнегреческой мифологии персонификация сна, божество

сна,

сын Нюкты и Эреба.Брат Танатоса, Керы, мойр (поГесиоду), Немезиды, Эриды, Х

арона и других детей Нюкты. Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям.

По Гесиоду, Гипнос живёт на краю мира, и на него никогда не взирает СолнцеГелиос.

Овидий в «Метаморфозах» описывает пещеру в Киммерийской земле

(северное Причерноморье и Приазовье, полуостров Крым и южные области

Украины), где обитает Гипнос, где царят вечные сумерки и откуда вытекает

родник забвения; в пещере на прекрасном ложе покоится Гипнос. Его окружают

полупрозрачные бестелесные и бесформенные создания - сновидения, а также

- 6 -

сыновья, божества сновидений: Морфей, подражающий людям, Фобетор,

подражающий животным, птицам и змеям и Фантаз, являющийся спящим людям

в виде предметов и вещей окружающего их мира - воды, деревьев, земли, камней

и т.п.

Стоит отметить, что в составе лечебных процедур Древней Греции сон, а

точнее сновидения рассматривались как связь с идеей о душе, независимой от

тела. В сновидениях мы переживаем путешествия в другие миры,

взаимодействуем с различными существами и совершаем поступки, и вместе с

тем наше тело остаётся неподвижным в постели. Несмотря на то, что мир

сновидений смутен и даже сюрреалистичен, тем не менее, он воспринимается

нами как вполне реальное место. Наши переживания подчас настолько реальны,

что нетрудно предположить, что во время снов сознание каким-то образом

отделяется от тела. Если добавить к этому знакомый всем опыт встречи с

умершими друзьями и родственниками, нетрудно заключить, что сознание,

которое способно во сне отделяться от тела, продолжает существовать и после его

смерти. Еще Платон (ок. 429-347 гг. до н.э.) в своих ранних диалогах "Апология"

и "Пир" рассматривал сновидения, как сообщения, посылаемые богами. Они

используются как теологический метод получения знаний о богах и их воле. В

более позднем диалоге "Софист" Платон заключает, что сновидения вообще

являются философским методом, с помощью которого сновидящий может

получить определённое знание о мире. Платон был убеждён в том, что сны

являются объективным показателем уровня нравственности человека,

независящим от представлений человека о самом себе. Идеи Платона продолжил

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В его трактате "Parva Naturalia" он писал, что

тело является лишь инструментом души, которая локализована в сердце человека.

Сновидения Аристотель рассматривал как продукт воображения и побочный

продукт предыдущих ощущений, поскольку впечатления, порождённые нашими

ощущениями, задерживаются после того, как наши чувства перестали быть

активными. Во время сна при отсутствии внешних воздействий сознание

оказывается более свободным, чтобы уделять внимание образам, сохраняющимся

в памяти. Аристотель подробно рассмотрел эти вопросы в трёх своих трактатах

«О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О бессоннице» и «О гадании по

снам». По Аристотелю, сон и бодрствование, изучение которых является

необходимым условием для понимания сновидений, представляют собой два

состояния одной и той же способности, причём бодрствование - это позитивное, а

сон - негативное состояние.

3.2. Сохранившиеся источники, основные их тезисы.

Самым обширным и наиболее законченным собранием знаний о

сновидениях, сохранившимся с древних времён считается Oneirocritica,

написанная во II веке греком Артемидором из Далдиса. Интерес Артемидора был

обращён, прежде всего, к предсказаниям, что определяло главный подход к

интерпретации сновидений вплоть до открытий современной психологии и

психоанализа. Сонник (`Онейрокритика`) явился первой в своем роде попыткой

привести в единую систему многочисленные верования, связанные с толкованием

- 7 -

снов и оказал значительное влияние на формирование средневековых

представлений о природе сновидений. Непреходящее значение труда Артемидора

подтверждается еще и тем, что даже в XX столетии к помощи этой книги имели

обыкновение прибегать многие выдающиеся авторы, в числе которых необходимо

упомянуть Зигмунда Фрейда, Алексея Ремизова и Даниила Хармса.

«Далее, о снах общественных и космических я могу сказать следующее. То,

о чем не заботишься, не увидишь и во сне: ведь и в частных делах о чем не

думаешь, того и во сне не видишь.»

«Онейрокритика» Артимидора

По этой цитате можно судить о том, что в первую очередь, погружая

пациента в инкубационный сон, древнегреческие целители стремились достичь

сосредоточения пациента на этой теме, и вещего сна от него, об этиологии его

болезни, и возможно даже о лечении. Сам пациент, сосредоточившись, и попав в

царство Гипноса, должен был дать ответы на свои вопросы.

Но есть, как уже упоминалось, и другие источники. Что говорят нам они?

Благодаря Рудольфу Герцогу, последователю великого археолога Генриха

Шлимана, давшего начало раскопкам на территории древней Греции, нам

известен асклепийон на острове Кос. Им было найдено множество плит с

текстами, которые поведали некоторые особенности инкубационного, или

священного сна. В частности, пациент, попавший в храм изначально должен был

очиститься от земной скверны, и тщательно вымыться в священном источнике,

после чего его проводили в помещение, именуемое «абатон».

3.3 Священный сон в асклепейонах Древней Греции.

Абатон — одна из трех обязательных составных частей асклепейона (храм,

источник, абатон) — представлял собой длинные крытые галереи вдоль стены

храма. В Эпидавре длина их составляла 74 метра. Здесь больные проводили

«священную ночь». Обряд «священного врачевания» начинался с приближением

ночи. Зажигались огни многочисленных лампад. Жрец совершал вечернюю

службу, после чего все пришедшие укладывались спать — больные погружались

в так называемый инкубационный (или «священный») сон. Воображение

страждущих исцеления разыгравшееся еще при виде великолепных зданий и

произведений искусства, разыгрывалось еще больше от таинственности и даже

театральности религиозных обрядов. И если к этому прибавить одурманивающие

окуривания наркотическими веществами, внушение и гипноз, то можно

согласиться, что в такой обстановке мог присниться и сам бог Асклепий. Однако,

как показывают современные исследования, «эффект плацебо» не пустой звук, и в

сочетании с исцеляющим сном неудивительно, почему довольно часто

происходили чудеса.

«Толкование (или объяснение) основ составляло основу храмовой

медицины. Жрецы подробно расспрашивали о том, что приснилось, и после этого

назначали лечение.»

- 8 -

Доклад «Греческая мифология о врачевании и врачевателях» эл. ресурс

doctorvic.ru

Как свидетельствуют выбитые в камне тексты, операции в храмах

производились крайне редко. Это были мелкие хирургические вмешательства,

которые жрец мог производить даже у спящего, одурманенного курением, причем

проснувшийся больной не сомневался, что операция проделана самим богом.

«Инкубационный» сон долгое время оставался весьма популярным. В Вавилоне,

например, во время последней болезни Александра Македонского его

военачальники в течение многих ночей тщетно спали у алтаря греко-египетского

бога Сераписа, надеясь, что он спасет их умирающего монарха.

Следует отметить, что в просвещенных кругах Древней Греции к храмовой

медицине и ее методу толкования «инкубационных» снов нередко относились

критически и даже насмешливо, как можно, в частности, в 408 году до н.э. в

Афинах была поставлена комедия Аристофана «Плутос», где с большой долей

иронии передаются впечатления человека, подвергавшегося «инкубационному»

сну.

Критика храмовой медицины содержится также в трудах современника

Гиппократа, выдающегося философа-материалиста Демокрита (около 460—377

годах до н. э.). Его Материалистические позиции в медицине ярко выражены в его

словах: «Здоровья просят у богов в своих молитвах люди, а того не знают, что они

сами имеют в своем распоряжении средства к этому. Невоздержанностью своею

противодействуя здоровью, они сами становятся предателями своего здоровья

благодаря своим страстям».

4. Современное развитие идей лечения сном Древней Греции.

4.1. Основные положения, физиология сна.

«Всякий сон кончается тем, что нужно вставать с постели».

Журнал «Przekrój»

Как известно, жизнь человека состоит из состояния бодрствования и сна.

Обычно сон наступает после утомления. Потребность во сне и его

продолжительность неодинаковы у людей. Тут играют роль и характер человека,

и его работа, и привычки, возраст. Однако к концу дня человек устает и

неизбежно стремится уснуть.

Изыскания русских ученых – физиологов И.М. Сеченова и И.П. Павлова,

основанные на исследованиях человеческого мозга, показали, что человеческий

организм живет во сне своеобразной отличной от бодрствования жизнью. Сон –

это «видоизмененный канал жизни».

«И.П. Павловым было доказано, что причина сна причина заключается в

постоянной борьбе возбуждения и торможения мозга. Сон — это победа

торможения. Тишина, покой, негромкие ритмичные звуки, однотонные

поглаживания или убаюкивающие слова — все это замедляет деятельность

- 9 -

нервных клеток: сначала в одних участках мозга, затем в других. Жизнь клеток

как бы останавливается тормозом. Торможение распространяется от одних клеток

к другим все дальше и дальше, и, наконец, захватывает всю кору головного мозга.

Тогда и наступает сон.»

З. В. Косенко «сон, гипноз, сновидение» Москва, 1962 г., изд.: «Знание»

По мнению русских физиологов, в первую очередь, сон – это каскад

биохимических и электрических реакций в мозгу, вызывающих это самое

торможение. На основании этого более углубленно были исследованы связанные

с состоянием сна болезни. Самые известные проявления - сомнамбулизм (или

лунатизм), бессонница, и многие друге.

4.1. Психоаналитическое понимание сна.

С времен Древней Греции вплоть до XIX века наука о снах не получила

серьёзных импульсов и утратила в основном то значение, которое ей придавалось

нашими предками. Новый интерес к таинственной ночной деятельности человека

был вызван работами Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг). Занимаясь врачебной

деятельностью, он заинтересовался ролью психических факторов в

возникновении заболевания. Зигмунд Фрейд был свидетелем многочисленных

демонстраций явления, известного в настоящее время как постгипнотическое

внушение, сам обучался гипнозу. На основании своих наблюдений Фрейд

впервые выдвинул общую теорию о бессознательном и его взаимодействии с

сознательной частью психики. По Фрейду - по мере взросления, люди учатся

вытеснять свои грубые побуждения в область бессознательного. Фрейд считал,

что целью сновидений является удовлетворение в фантазиях инстинктивных

побуждений, вытесненных людьми в бессознательное. Однако мы не

просыпаемся в результате сильных эмоций, которые возникли бы, если бы нам

снилось буквальное удовлетворение запрещённых желаний, так как часть

психики, которую Фрейд назвал цензором, трансформирует содержание сна,

чтобы замаскировать его истинное значение. Он использовал анализ сновидений

для проникновения в область вытесненных влечений, называя сны "королевской

дорогой" к бессознательному.

Талантливый ученик Фрейда - Карл Юнг (1875-1961 гг) не просто развил

идеи своего учителя, но и привнёс в психоанализ много новых положений. Цель

сновидений, по Юнгу, не в том, чтобы скрыть (как считал Фрейд), а в том, чтобы

сообщить сознанию определённые сведения. Другими словами, бессознательное

содержит некую информацию, которая пытается быть нашим проводником или

помочь нам каким-либо другим способом. Однако бессознательное говорит

символическим языком, требующим интерпретации. Таким образом, юнгианский

анализ сновидений - это метод, призванный помочь клиентам в правильном

толковании сообщений бессознательного.

4.3. Осознанный сон.

- 10 -

Одно из наиболее интересных направлений в изучении сна, возникло совсем

недавно. Это исследование осознанного сновидения. Человек переживает

осознанное сновидение, когда он понимает, что видит сон. Наиболее необычный

аспект этого состояния заключается в возможности сознательного изменения

содержания своих снов. Первые письменные упоминания об осознанных

сновидениях содержатся в сочинении Аристотеля "О сновидениях". Другие

исторические личности, такие как Августин Блаженный и Святой Фома

Аквинский, оставили в своих трудах упоминания об осознанных сновидениях.

И вот по прошествии многих лет эта тема получила распространение после

издания в 1974 году книги Патриции Гарфильд "Творческое сновидение". Идеи об

осознанных сновидениях П. Гарфильд активно поддержал и развил Стивен

Лаберж. «Работы Гарфильд и Лабержа пришлись весьма по душе

многочисленным представителям широко распространяющегося во всем мире

движения "Новая волна".»

Интернет-ресурс «https://aipe.roerich.com/russian/oneiro.htm»

Методы развития способности к осознанным сновидениям, представленные

в своеобразной форме специально для последователей "Новой волны", изложены

в работе Карлоса Кастанеды "Искусство сновидения". Представители движения

"Новая волна", практикующие методы осознанных сновидений, рассматривают их

как средства трансформации и лечения, а также как потенциальный инструмент

оздоровления и преобразования личности.

4.4. Технологии и сон на службе человечества.

Современная наука и техника не стоит на месте. Уже разработано

устройство, которое позволяет погружать человека в осознанный сон,

устанавливать причины его недуга, изменять его характер, обучать, наконец,

давать ему отдыхать.

«Мы хотим давать людям днем поспать два часа. Таким образом они

получат больше энергии. Сон не сравнится ни с кофе, ни с энергетиками. /…/ Мы

можем раскрывать образы, стимулируя разные участки мозга. Каждый видит свое.

Это не гипноз. Мы помогаем завладеть своим сном, направить его в нужное вам

русло. Да, существует проблема того, что люди «подсаживаются» на осознанный

сон как на наркотики. Это новое слово в науке, и идут большие споры, как это

использовать, насколько опасно привыкание. /…/ Дальше мы собираемся

конструировать совместные сны. Когда люди засыпают, и во сне видят друг

друга. У двух человек идет синхронизация стимуляции. Они одновременно

ложатся спать, и могут коммуницировать во сне. Пока это возможно только в

пределах одной комнаты, но в проекте возможны и коммуникаторы на

расстоянии. /…/ Пока получается «фотографировать сны». Нейробиологи

Калифорнийского университета в Беркли в Америке смогли извлечь из мозга

человека движущиеся картинки – зрительные образы. Японцы уже

усовершенствовали эту технологию, если до этого образы были очень размыты,

- 11 -

то теперь стали немного четче. Вполне возможно, что очень скоро мы сможем

записывать наши сны на видео.»

Алексей Борисов, (Новосибирский Академ-городок) по материалам

«Комсомольская правда» в Белоруссии» от 17.03.2017. Интервьюер – Александр

Милкус.

5. Выводы.

Древнегреческая цивилизация была одной из первых, кто не только пытался

понять смысл сна, но и использовать его для лечения заболеваний. На основе

трудов и трактатов древнегреческих деятелей медицины было открыто,

множество неразгаданных тайн человеческого тела. Сон в Древней Греции, дал

толчок к изучению данного процесса в новейшей истории. Уже это достижение

полностью оправдывает методы древних. А сколько еще не открыто того, о чем

догадывались наши предки, и что они использовали с переменным в силу

смутного осознания, но успехом! И весь этот кладезь для исследования в наших

руках. Мы можем, и должны стремиться к новому, открывать в медицине новые

горизонты. «Medica mente, non medicamentis.»

6. Список литературы.

1. З.В. Косенко «сон, гипноз, сновидение» Москва, 1962 г., изд.:

«Знание»

2. Доклад «Греческая мифология о врачевании и врачевателях» эл.

ресурс doctorvic.ru

3. А.В. Лебедев «Фрагменты ранних греческих философов» Москва,

1989 г., изд.: «Наука».

4. Артемидор Далдианский «Онейрокритика» перевод: Юнц Э.Г. СанктПетербург, 2011 г., изд.: «Кристалл»

5. Алексей Борисов, (Новосибирский Академ-городок) по материалам

«Комсомольская правда» в Белоруссии» от 17.03.2017. Интервьюер – Александр

Милкус.

6. Интернет-ресурс «https://aipe.roerich.com/russian/oneiro.htm»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: