АВТОРСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В.Ф. ШАТАЛОВА




 

В средствах массовой информации и педагогической литературе конца XX - начала XXI вв. имеет место тенденциозный подход к богатому опыту советской педагогики и школы 1950-80-х годов. В то же время многие прогрессивные деятели справедливо отмечают, что опыт образования и обучения в отечественной школе послевоенного периода является передовым в мире.

К качествам современного урока педагоги относят: рационализацию информационного наполнения урока, целесообразное сочетание форм, методов и приемов обучения, сочетание коллективной работы класса с самостоятельной деятельностью учащихся и др. [5, с. 4-5].

Шаталов обосновал необходимость создания благоприятного психологического климата, как в теории, так и на практике, не только в процессе учения, но и на каждом уроке в частности, а также формирования высочайшего уровня внутренней мотивации учащимися своего учебного труда. Им было показано, что определяющее влияние, в данном случае, оказывает особенности взаимоотношений педагога и учащихся [1, с. 70].

Основные трудности, возникающие у молодых специалистов, связаны с резким несоответствием между накопленными знаниями и реальным наполнением профессиональной деятельности.

Методическая система, разработанная В.Ф. Шаталовым используется не только в школе, но и в техникумах и высших учебных заведениях. Эффективное использование методов и приемов воспитания требует от учителя владения педагогической техникой [4, с. 174].

Важной целью в образовательной модели В.Ф. Шаталова является раскрытие множества талантов посредством применения приемов интенсивного обучения, в результате чего ученики начинают чувствовать себя не только и не столь объектами, как субъектами учебно-воспитательного процесса.

Исследовав множество источников по данной проблеме, возникает вопрос: в чем заключается особенность метода обучения детей по Шаталову? Он не делал разграничения учеников на сильных и слабых. Все ученики равны. Способные дети могут осваивать школьную программу с опережением, остальные не отстают от них, потому что учителем вызван интерес к учению, а дети в свою очередь стремятся добиться успеха. Абсолютно все дети отвечают по опорным сигналам, таким образом, получая высокие оценки. Благодаря методике Виктора Федоровича происходит воспитание учеников, укрепляется и развивается их воля и память.

Методика, разработанная Шаталовым, это существенный вклад в педагогическую науку и практику, отражая тем самым мировые тенденции развития дидактики. С уверенностью можно говорить о том, что реализация отдельных положений методики Шаталова повышала эффективность урока как одной из форм совместной деятельности учителя и учащихся [6, с. 50].

Системность в образовательной модели В.Ф. Шаталова определена взаимосвязью всех ее частей и логической последовательностью в учебно-воспитательном процессе. Активный процесс познания детьми окружающего мира, достижений культуры, науки и техники стал выходить далеко за рамки урока [3, с. 192].

К основным категориям технологии обучения Виктора Федоровича относят опорные сигналы и опорные конспекты, которые основываются на феномене идентификации словесного образа и текста. Управление учебно-воспитательным процессом основывается на категориях «оценка», «повторение», «контроль» и «самоконтроль».

Методика по Шаталову состоит из таких методических приемов, как: планирование по отдельным блокам, а также контроль знаний. Как считал автор, такая компоновка подразумевает несколько целей:

а) точное запоминание с последующим воспроизведением учащимися опорных сигналов;

б) точность ответа учащихся на уроке во время опроса.

Шаталовым была предложена интенсификация обучения, которая основывалась на опорных конспектах и сигналах:

- изучение материала крупными блоками;

- оформление учебного материала в виде опорных схем, конспектов, представляющих собой наглядную конструкцию материала в его взаимосвязи;

- работа с опорными конспектами в процессе обучения [2, с. 90].

Каждый блок заканчивался непременным контролем и оценкой учащихся. Тем не менее, при увеличении объема информации возникало некоторое несоответствие: с одной стороны, опорных материалов нужно много, по причине кодировки всего объема. С другой, его должно быть, мало, чтобы ученики смогли его изучить. Это противоречие Виктор Федорович решил путем внедрения в опорные схемы рисунков, которые объединяют в себе группу опорных понятий. Таким образом, Шаталовым была создана новая система - опорный сигнал. Объединив опорный сигнал в систему, появился новый педагогический инструмент - опорный конспект.

- при объяснении нового материала учителем использование опорных сигналов и конспектов. Опорный конспект можно было сравнить с краткими записями педагога на доске во время объяснения нового материала. С помощью такой формы работы, учащийся мог наглядно видеть весь материал, который изложен педагогом. Упрощалось использование новых терминов, имен и дат. Рассказ ученика, подготовленный с помощью опорных сигналов, исключал возможность учащегося забыть материал, а также придавал уверенность в себе и, тем самым, увеличивал эффективность умственного труда;

- абсолютное понимание, усвоение, использование учебного материала для решения задач обеспечивает:

а) коллективное решение задач (возможность каждого высказать свое мнение, приняв участие в их обсуждении и решении;

б) регулярное применение поурочных наглядных пособий, конспектов для осознанного изучения материала и подготовки к решению задач;

в) систематическая проверка и взаимопроверка всех заданий, выполняемых в классе и домашних условиях;

- использование циклического развития практических навыков учащихся: повторение материала происходит по спирали;

- дружелюбная атмосфера на уроке способствует созданию ситуации успеха, благодаря которой пропадает неуверенность в выполнении внешне сложных заданий;

- для развития речи учеников в педагогическую практику внедряются устные ответы, которые позволяют увеличить их до 6 минут;

- предоставление учащимся свободы при выборе задач для домашнего задания, определяющего его количество и уровень сложности. Учащимися осуществляется самостоятельный выбор количества и сложности задач для домашней работы;

- четкий контроль усвоения знаний учащимися и возможность их проверки на уроке самими учащимися;

- система поощрения при оценивании знаний;

- творческая самостоятельность учащихся.

Приемы, разработанные Шаталовым, способствуют рациональному распределению времени на уроке, уменьшают затраты на выполнение домашнего задания, способствуют увеличению работоспособности педагога и учеников, а также создают условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Охарактеризовывая суть педагогического творчества, В.Ф. Шаталов отметил, что это творчество - это главное в работе учителя. Чтобы творить, учителю необходимо располагать творческими способностями и желанием создавать новое. Важным стимулом формирования индивидуального стиля педагогического творчества учителя он считал педагогическую реальность: «Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей, заложенных в каждом. Самое главное - педагог должен поддержать ученика в познании своей личности, пробудить потребность в познании себя, жизни, мира, воспитать в нем чувство человеческого достоинства, составляющая которого - осознание ответственности за свои поступки перед собой, товарищами, учебным заведением, социумом. От веры учителя в возможности каждого своего ученика, от его настойчивости и терпения, умения своевременно прийти на помощь зависят успехи его учащихся на трудном пути познания». Итак, В.Ф. Шаталов подчеркивал мысль о том, что без понимания педагогом значимости его труда невозможно творить и формировать свою творческую индивидуальность.

Творческую индивидуальность личности учителя, по В.Ф.Шаталову, характеризуют следующие черты: педагогическая наблюдательность и воображение; импровизация и интуиция; педагогический такт; эрудированность, начитанность и широта интересов; умение пробудить потребность ребенка в познании себя, жизни и мира; способность вовремя прийти на помощь ребенку, привести его к успеху; вера в возможности каждого ученика, чувство заботы и отзывчивость; умение снять со школьника страх, неуверенность в своих силах; артистизм и эмоциональность; выразительность речи, мгновенность реакции и импровизация.

Вместе с тем как любая исследовательская область, продолжающая интенсивно развиваться, она сохраняет проблемные «зоны», не получившие ещё достаточной теоретико-практической визуализации и интерпретации.

Разработанные В.Ф. Шаталовым на фундаменте педагогики сотрудничества основные средства и способы повышения эффективности обучения представляют собой оригинальную систему интенсивного обучения, ориентирующую на переход от педагогики требований к педагогике отношений, на модификацию самой их сути - на гуманизацию и демократизацию педагогических отношений через систему сотрудничества [1, с. 71].

Развитие образования сегодня раскрывает широкие возможности, что дает перспективы педагогам в решении проблемы повышения их профессионализма, уровня компетентности.

 

Список литературы

1)Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В. Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - 71 с.

2)Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики: учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.

3)Иохвидов В.В., Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 7. - С. 192-194.

4) Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.

5) Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.

6)Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М.: Педагогика, 1987.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: