Требования, предъявляемые к уровню подготовки граждан




Общие положения

 

1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки граждан, проживающих на территории Краснодарского края, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, либо взять на патронатное воспитание) (далее - подготовка граждан), в Краснодарском крае.

1.2. Организация подготовки граждан, выразивших желание принять на воспитание в свою семью ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), создать приемную семью, либо взять на патронатное воспитание) (далее - граждане) возлагается на органы опеки и попечительства (далее - организация осуществляющая подготовку граждан).

Подготовка может также осуществляться образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими полномочие по подготовке граждан (далее - организация осуществляющая подготовку граждан), в порядке определенном действующим законодательством.

1.3. Организация, осуществляющая подготовку граждан, в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года N 275 "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 года N 623 "Об утверждении требований к содержанию Программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Краснодарского края и настоящим Порядком.

1.4. Финансирование расходов, связанных с подготовкой граждан, осуществляется за счет средств краевого бюджета.

 

Цели и задачи подготовки граждан

 

2.1. Целью подготовки граждан является оказание психолого-педагогической и правовой помощи.

2.2. Задачами являются:

подготовка граждан к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;

помощь гражданам в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании проблем и трудностей, возникающих в процессе воспитания приемного ребенка, в том числе в период его адаптации в семье;

формирование у граждан знаний в области детской психологии и влияния его прошлого опыта (депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами ребенка, разлуки с биологической семьей) на психофизическое развитие и поведение;

ознакомление граждан с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, правами и обязанностями принимающего родителя, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей;

обеспечение психологического обследования граждан (при наличии согласия) в целях оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.

 

Организация подготовки

 

3.1. Подготовка организуется для совершеннолетних, дееспособных граждан, местом жительства которых является Краснодарский край, на добровольной основе.

В целях прохождения подготовки граждане вправе самостоятельно выбрать организацию, осуществляющую подготовку граждан, на территории Краснодарского края.

3.1.1. Граждане Российской Федерации являющиеся: отчимами (мачехами) усыновляемых детей; усыновителями, опекунами, приемными родителями - близкими родственниками детей, оставшихся без попечения родителей (перечень близких родственников детей, определен ст. 14 СК РФ, -родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры); усыновителями, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей; опекунами, приемными родителями, которые являются или являлись опекунами детей и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.

3.2. Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется на безвозмездной основе.

3.3. Зачисление граждан на курс подготовки осуществляется по письменному заявлению (приложение N 1) при обращении в организацию осуществляющую подготовку граждан, при предоставлении копии документа, удостоверяющего личность.

3.3.1. Учет граждан ведется организацией, осуществляющей подготовку граждан, в журнале регистрации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N 2).

3.4. Подготовка граждан осуществляется по очной или очно-заочной форме обучения.

3.4.1. Очная форма обучения предусматривает обучение в течение рабочей недели (с понедельника по пятницу) в соответствии с установленным режимом рабочего времени организации, осуществляющей подготовку.

3.4.2. Очно-заочное обучение осуществляется в вечерние часы в течение рабочей недели, а также в выходные дни, для кандидатов, которые не имеют возможности регулярно посещать дневные занятия.

3.4.3. В исключительных случаях, при наличии у кандидата уважительных причин (график работы, семейные обстоятельства и пр.), а также необходимого оборудования и средств (компьютера, телекоммуникационных технологий и пр.), возможна организация его обучения с использованием дистанционных методов.

3.4.4. При наличии исключительных условий у гражданина (семейные обстоятельства, отдаленность места жительства и пр.) возможно проведение подготовки граждан в индивидуальном порядке.

3.5. Подготовка граждан проводится регулярно, но не реже одного раза в квартал по мере поступления заявлений от граждан и формирования групп.

Период ожидания гражданами начала проведения курсов подготовки кандидатов не может превышать двух месяцев,

3.6. Период подготовки граждан не должен превышать двух месяцев.

3.7. Численность группы должна составлять не более 25 человек.

3.8. Подготовка граждан проводится по примерной Программе подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - Программа), утвержденной приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края.

Количество часов подготовки граждан устанавливается индивидуально, с учетом образования, стажа и места работы, опыта по воспитанию детей, психологических характеристик и пр.

3.9. Подготовку граждан в организациях, осуществляющих подготовку, могут проводить, специалисты, имеющие высшее или среднеспециальное образование, практический опыт работы и владеющие навыками обучения, в том числе взрослых граждан, в области: социальной педагогики (социальной работы), юриспруденции, психологии, медицины и пр.

К участию в подготовке граждан могут привлекаться усыновители, приемные родители, опекуны (попечители), имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

3.10. Организация, осуществляющая подготовку, обязана информировать граждан о месте расположения, контактных данных, режиме работы и порядке осуществления подготовки граждан.

Информирование граждан осуществляется путем трансляции в муниципальных средствах массовой информации, социальных роликов и программ, публикаций статей, проведения информационных кампаний по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители, использования официальных сайтов.

 

Особенности подготовки иностранных граждан лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации

 

4.1. Граждане иностранных государств, лица без гражданства и граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, кандидаты в усыновители (удочерители) (далее - иностранные граждане) обязаны пройти подготовку и представить в орган опеки и попечительства, региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки.

4.2. Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, подтверждающими прохождение ими соответствующей подготовки с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации, являются в том числе следующие:

документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ;

копия утвержденной программы, по которой проводилась подготовка;

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам).

Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации.

4.3. На иностранных граждан распространяются требования, установленные для прохождения подготовки кандидатов, являющихся гражданами Российской Федерации, за исключением п.п. 3.1, 3.1.1. и 3.4.3.

4.4. Иностранные граждане, не прошедшие подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они проживают, либо освоившие программу подготовки кандидатов в приемные родители, которая не соответствует требованиям установленным законодательством Российской Федерации, вправе пройти подготовку на территории Краснодарского края, при условии принятия региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, документов для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители в Краснодарском крае.

4.5. Региональным оператором государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, при принятии документов от иностранных граждан либо представителя (ей) регионального иностранного агентства для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители разъясняется порядок и условия прохождения подготовки граждан.

4.6. Региональный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, после принятия документов, на основании заявления иностранного гражданина либо представителя (ей) регионального иностранного агентства выдает направление в организацию, осуществляющую подготовку, на прохождение обучения иностранному гражданину (приложение N 3).

4.7. Подготовка проводится на русском языке.

Иностранный гражданин, не владеющий русским языком, вправе воспользоваться услугами организации, предоставляющей переводчиков либо привлечь независимого переводчика.

4.8. Организация, предоставляющая услуги переводчика при прохождении иностранным гражданином подготовки, должна предоставить в организацию, осуществляющую подготовку, лицензию или разрешение на указанный вид деятельности, учредительные документы, а также официальную информацию об уровне квалификации и профессиональном образовании переводчика.

Независимый переводчик обязан предоставить диплом о профессиональном образовании и аккредитацию Торгово-промышленной Палаты на территории Российской Федерации.

4.9. Расходы по оплате услуг организации, предоставляющей переводчика, либо независимого переводчика несут иностранные граждане.

4.10. Зачисление иностранных граждан на курс подготовки осуществляется при обращении в организацию, осуществляющую подготовку, по их письменному заявлению, при предоставлении копии документа, удостоверяющего личность и направления на прохождение обучения регионального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Копия документа, удостоверяющего личность должна представляться на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Заявление должно быть переведено на русский язык, перевод либо подпись переводчика должны быть удостоверены в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации.

4.11. Учет иностранных граждан, желающих пройти подготовку, ведется в журнале регистрации иностранных лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (приложение N 4).

 

Требования, предъявляемые к уровню подготовки граждан

 

5.1. Граждане, успешно освоившие Программу, по завершении курса должны иметь четкие знания:

о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке замещающих семей, сопровождающей организации и замещающей семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи замещающим семьям;

об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в замещающие родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;

о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;

о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;

о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;

о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.

5.2. Граждане, успешно освоившие Программу, должны знать:

свои права и обязанности как замещающих родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;

закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;

важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;

причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;

о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;

этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенка на разных этапах проживания горя;

особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;

о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к "трудному" поведению детей;

санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;

способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;

возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.

5.3. Граждане, успешно освоившие Программу, должны уметь:

использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;

видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;

рассматривать "трудное" поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;

выбирать способы реагирования на "трудное" поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;

осознать природу своих чувств по поводу "трудного" поведения ребенка;

быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;

предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;

преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;

прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;

понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;

оценивать воспитательский ресурс своей семьи;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;

ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;

заботиться о здоровье ребенка;

соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;

понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: