Энергетическое обследование как инструмент повышения энергоэффективности




Энергетическое обследование. Энергоаудит

Шахнин Вадим Анатольевич

Содержание

 

Содержание.. 1

Лекция 1. Государственная политика и законодательство в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.. 3

1.1. Энергетическое обследование как инструмент повышения энергоэффективности.. 3

1.2. Законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и другие нормативные акты в этой области.. 4

Лекция 2. Энергетическое обследование.. 7

2.1. Понятия, цели и задачи энергетического обследования.. 7

2.2. Объекты энергетического обследования.. 9

2.3. Субъекты энергетического обследования.. 10

Лекция 3. Основные этапы энергетического обследования.. 15

3.1. Преддоговорный этап.. 15

3.2. Энергетическое обследование первого уровня.. 15

3.3. Энергетическое обследование второго уровня (углублённое энергетическое обследование). 16

3.4. Этап оформления и согласования результатов энергетического обследования 18

Ключевые термины:. 19

Краткие итоги лекции:. 19

Лекция 4. Вопросы ценообразования энергетического обследования и экономическая эффективность инвестиций в энергосберегающие мероприятия 21

4.1. Принципы определения стоимости энергетического обследования 21

4.2. Эффективность инвестиций в энергосберегающие мероприятия по результатам энергетического обследования.. 23

Лекция 5. Инструментальное энергетическое обследование.. 29

5.1. Цели и задачи инструментального энергетического обследования 29

5.2. Типы и виды измерений при инструментальном энергетическом обследовании 30

Лекция 6. Обработки результатов измерений с многократными наблюдениями 34

Обработки результатов измерений с многократными наблюдениями.. 34

Ключевые термины:. 37

Краткие итоги лекции:. 37

Лекция 7. Инструментальные средства энергетического обследования.. 39

Инструментальные средства энергетического обследования.. 39

7.1. Классификация средств измерений энергетического обследования 39

7.2. Метрологические характеристики и показатели надёжности.. 40

7.3. Состав приборного парка энергетического обследования.. 41

Ключевые термины:. 45

Краткие итоги лекции:. 46

Лекция 8. Особенности энергетического обследования, обусловленные сферами деятельности объектов.. 47

8.1. Промышленные предприятия.. 47

8.2. Учреждения и организации бюджетной сферы.. 52

Ключевые термины:. 53

Краткие итоги лекции:. 54

Лекция 9. Технический отчёт по результатам энергетического обследования. Часть 1.. 55

9.1. Общие сведения об объекте энергетического обследования.. 55

9.2. Анализ электропотребления.. 57

Ключевые термины:. 66

Краткие итоги лекции:. 66

Лекция 10. Технический отчёт по результатам энергетического обследования. Часть 2.. 68

10.1. Анализ теплоснабжения.. 68

Лекция 11. Технический отчёт по результатам энергетического обследования. Часть 3.. 75

11.1. Результаты инструментального обследования.. 75

Дополнения.. 87

Литература.. 87

 

Лекция 1. Государственная политика и законодательство в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Дан обзор законодательных актов, постановлений Правительства Р.Ф., приказов Минэнерго и Правил саморегулируемых объединений, определяющих порядок проведения энергетических обследований; особое внимание уделено анализу гл. 4 Федерального закона № 261 ФЗ [1], посвящённой различным аспектам энергоаудита.

Энергетическое обследование как инструмент повышения энергоэффективности

Современная государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается на требованиях Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Этот закон заменил ранее действовавший Федеральный закон от 3 апреля 1996 года № 28 ФЗ "Об энергосбережении", определил новые механизмы и инструменты реализации этой политики. Предмет регулирования и цели нового Федерального закона сформулированы в первой статье следующим образом:

  • закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • целью закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Проведение энергетического обследования и оказание энергосервисных услуг в мировой практике рассматриваются как основные этапы энергосбережения и повышения энергетической эффективности [2]. Можно сказать, что они определяют границы между выявлением потенциала энергосбережения, прединвестиционной подготовкой и непосредственной реализацией проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В статьях 15-18 Закона № 261 ФЗ сформулированы ключевые положения новой государственной политики в области проведения энергетических обследований:

  • саморегулирование и членство в саморегулируемых организациях в области проведения энергетического обследования как основание для осуществления соответствующего вида деятельности;
  • обязательность и регулярность проведения энергетических обследований в бюджетной сфере, для крупных потребителей энергетических ресурсов, регулируемых организаций и организаций топливно-энергетического комплекса;
  • унификация требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, а также к энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации;
  • сбор, обработка, систематизация, анализ, использование данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных энергетических обследований, а также данных энергетических паспортов, составленных по результатам добровольных энергетических обследований.

Принятие закона № 261 ФЗ послужило основанием для определения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять функции по выработке и реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В области проведения энергетических обследований такие функции прямо закреплены за Минэнерго России в Положении о Министерстве энергетики РФ, утвержденным постановлением Правительства от 28 мая 2008 года № 400, и изменениями, внесенными постановлением Правительства от 20 февраля 2010 года № 67.

Результаты реализации новой государственной политики в области проведения энергетических обследований выявили ряд проблем, свойственных современному этапу становления системы. Наиболее тревожной, на наш взгляд, является тенденция к снижению качества и формализации энергетических обследований. Вступление в силу закона 261-ФЗ "Об энергосбережении..." серьёзно изменило рынок энергоаудита. До этого энергоаудиторов было не много: номинально около 300, а фактически не более 100 тех, для кого энергоаудит являлся основным видом деятельности, у кого был квалифицированный персонал и инструментальное обеспечение. Рынок включал примерно 400 тысяч предприятий и организаций с энергопотреблением более 6 тыс. т условного топлива, т.е. более или менее серьёзных объектов энергоаудита [3]. Теперь обязательному энергетическому обследованию подлежат не только предприятия и организации, но и все объекты ЖКХ, государственные и муниципальные объекты, а также сами госорганы и органы местного самоуправления. Это привело к многократному расширению рынка, что в свою очередь вызвало взрывной рост количества энергоаудиторов. Уже к концу 2010 года членов саморегулируемых организаций энергоаудиторов было примерно две тысячи. Могло быть и больше, но сдерживало отсутствие квалифицирован-ного персонала. Началась "экстренная" подготовка энергоаудиторов, которая, конечно, даёт свои плоды.

В настоящее время зарегистрировано около 100 саморегулируемых организаций в области энергетического обследований, которые охватывают более 4000 энергоаудиторов [4]. Профессиональная квалификация большинства энергоаудиторов определяется уровнем их подготовки на краткосрочных (72 учебных часа) курсах и пока не подкреплена реальным опытом работы. Кроме того, такое количество участников рынка пока не обеспечено необходимым объемом заказов на проведение энергетического обследования, несмотря на требования закона № 261 ФЗ об обязательном их проведении для определенных групп потребителей энергетических ресурсов до 31 декабря 2012 г. В результате некоторые энергоаудиторские фирмы предлагают заочное энергетическое обследование без выезда аудиторов на объект (таких предложений, например, в интернете множество). Обследование в этом случае сводится к подготовке энергетического паспорта по данным, представленным той организацией, которая и заказывает энергоаудит. Безусловно, на таком рынке энергоаудиторы, действительно проводящие документальное и инструментальное энергетическое обследование, требующие больших затрат времени и труда, оказываются неконкурентоспособными из-за более высокой стоимости услуг. При этом очевидно, что грамотно проведенное энергообследование необходимо не только заказчикам энергоаудита, но и энергосервисным компаниям. Ни одна энергосервисная компания не будет заключать договор по реализации энергоэффективных мероприятий, некорректных сформулированных на основании "заочного" энергообследования в формальном энергетическом паспорте. Безусловно, наведение порядка на рынке энергетического обследования, в первую очередь, задача соответствующих саморегулируемых организаций, ведь, в том числе, для этого они и создавались. Однако, по крайней мере, на этапе становления, необходим неформальный контроль со стороны государства, в данном случае в лице министерства энергетики РФ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: