Логические основы редактирования




Дисциплина: Редакторская практика

Курс, направление подготовки: 5 курс, музыковедение, бакалавриат

Фамилии студентов: Арапова М., Папина И., Евдошенко В.

 

Материалы для выполнения заданий:

1.

 

(Любое доступное издание)

2. Виды редакторского чтения:

Ознакомительное чтение: внимание сосредоточено на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, то есть определение текста как целого.

Углубленное чтение (второе чтение): внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложения, фразу к целостному тексту. Концентрации внимания помогает параллельная с чтением работа над редакторскими замечаниями. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать к ним замечания.

Шлифовочное чтение: к нему редактор прибегает на завершающем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, преимущественно чтение - «скольжение» по тексту, или чтение избирательное, подчиненное определенной задаче (проверить единообразное написание имен, выверить даты и т.д.).

3. Виды редакторской правки:

– правка-сокращение: сокращение частями и внутритекстовое сокращение;

правка-вычитка (отличие редакторской правки от корректорской): отметить смысловые, композиционные и стилистические недочёты; проверить правильность написания названий, имён и фамилий, цифр и дат, соответствие заголовка тексту;

правка-обработка: подготовка к публикации окончательного варианта текста, в котором учтены результаты редакторского анализа; литературная отделка текста;

– правка-переделка: создание нового варианта текста на основе материала автора.

Элементы текста, в которых фактические ошибки допускаются наиболее часто:

– не конкретизированные в тексте формулировки и положения (недавно, в последнее время);

– числа, цифры;

– единицы величин;

– даты;

– фамилии, имена;

– названия;

– термины.

Типы ошибок:

– фактические;

– логические;

– этические;

– лексико-фразеологические;

– словообразовательные;

– морфологические;

– синтаксические;

– стилистические.

Условия редактирования текста:

– если редактор не может связаться с автором;

– правка редактора должна быть аргументированной;

– правка должна быть минимальной;

– правка должна быть согласована с автором.

 

Логические основы редактирования

– Первый закон логического мышления – закон тождества: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Нарушение первого закона влечет за собой подмену понятий при рассуждении, делает рассуждения неконкретными, расплывчатыми;

– Второй закон логического мышления – закон противоречия. Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и тоже время и в одном и том же отношении. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, недостаточная осведомленность автора.Контактные противоречия – в пределах одной фразы или во фразах, следующих одна за другой. Дистантные противоречия – отделенные друг от друга значительными участками текста.

– Третий закон логического мышления – закон исключенного третьего. Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время в одном и том же отношении одно непременно истинно. Третьего не дано. Третий закон обеспечивает связность мысли, ее непротиворечивость, служит основанием для выбора истинного суждения. Формулировка альтернативы: ясность формы, точность высказывания.

Четвертый закон логического мышления – закон достаточного основания. Он требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Соблюдением этого закона достигается обоснованность мышления.

 

 

Задание 1 на виды редакторского чтения и виды редакторской правки. Выбрать из электронного архива газеты «Музыкальное обозрение » статью о композиторе, исполнителе или о коллективе (одну статью). После каждого вида редакторского чтения сформулировать свои замечания (замечания редактора) и определить вид редакторской правки.

Задание 2 на виды редакторского чтения и виды редакторской правки. Выбрать из электронного архива журнала «Музыкальная жизнь » статьюо композиторе, исполнителе или о коллективе (одну статью). После каждого вида редакторского чтения сформулировать свои замечания (замечания редактора) и определить вид редакторской правки.

Задание 3 на логические основы редактирования. Выбрать из электронного архива журнала «Проблемы музыкальной науки » любую статью и проанализировать её на соответствие логических законов текста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: