Дисциплина: Редакторская практика
Курс, направление подготовки: 5 курс, музыковедение, бакалавриат
Фамилии студентов: Арапова М., Папина И., Евдошенко В.
Материалы для выполнения заданий:
1.
(Любое доступное издание)
2. Виды редакторского чтения:
– Ознакомительное чтение: внимание сосредоточено на содержании произведения, его идее, теме, манере изложения автора, то есть определение текста как целого.
– Углубленное чтение (второе чтение): внимание редактора направлено на восприятие каждого слова, каждого знака текста. Последовательность мыслительных операций определяется движением читающего по тексту: от предложения, фразу к целостному тексту. Концентрации внимания помогает параллельная с чтением работа над редакторскими замечаниями. Полезно, читая текст по частям, сразу формулировать к ним замечания.
– Шлифовочное чтение: к нему редактор прибегает на завершающем этапе своей работы над текстом. Это чтение контрольное, преимущественно чтение - «скольжение» по тексту, или чтение избирательное, подчиненное определенной задаче (проверить единообразное написание имен, выверить даты и т.д.).
3. Виды редакторской правки:
– правка-сокращение: сокращение частями и внутритекстовое сокращение;
– правка-вычитка (отличие редакторской правки от корректорской): отметить смысловые, композиционные и стилистические недочёты; проверить правильность написания названий, имён и фамилий, цифр и дат, соответствие заголовка тексту;
– правка-обработка: подготовка к публикации окончательного варианта текста, в котором учтены результаты редакторского анализа; литературная отделка текста;
– правка-переделка: создание нового варианта текста на основе материала автора.
Элементы текста, в которых фактические ошибки допускаются наиболее часто:
– не конкретизированные в тексте формулировки и положения (недавно, в последнее время);
– числа, цифры;
– единицы величин;
– даты;
– фамилии, имена;
– названия;
– термины.
Типы ошибок:
– фактические;
– логические;
– этические;
– лексико-фразеологические;
– словообразовательные;
– морфологические;
– синтаксические;
– стилистические.
Условия редактирования текста:
– если редактор не может связаться с автором;
– правка редактора должна быть аргументированной;
– правка должна быть минимальной;
– правка должна быть согласована с автором.
Логические основы редактирования
– Первый закон логического мышления – закон тождества: каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Нарушение первого закона влечет за собой подмену понятий при рассуждении, делает рассуждения неконкретными, расплывчатыми;
– Второй закон логического мышления – закон противоречия. Не могут быть одновременно истинными противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и тоже время и в одном и том же отношении. Причиной допущенных противоречий могут быть недисциплинированность, сбивчивость мышления, недостаточная осведомленность автора.Контактные противоречия – в пределах одной фразы или во фразах, следующих одна за другой. Дистантные противоречия – отделенные друг от друга значительными участками текста.
– Третий закон логического мышления – закон исключенного третьего. Из двух противоречащих высказываний в одно и то же время в одном и том же отношении одно непременно истинно. Третьего не дано. Третий закон обеспечивает связность мысли, ее непротиворечивость, служит основанием для выбора истинного суждения. Формулировка альтернативы: ясность формы, точность высказывания.
Четвертый закон логического мышления – закон достаточного основания. Он требует, чтобы всякая истинная мысль была обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Соблюдением этого закона достигается обоснованность мышления.
Задание 1 на виды редакторского чтения и виды редакторской правки. Выбрать из электронного архива газеты «Музыкальное обозрение » статью о композиторе, исполнителе или о коллективе (одну статью). После каждого вида редакторского чтения сформулировать свои замечания (замечания редактора) и определить вид редакторской правки.
Задание 2 на виды редакторского чтения и виды редакторской правки. Выбрать из электронного архива журнала «Музыкальная жизнь » статьюо композиторе, исполнителе или о коллективе (одну статью). После каждого вида редакторского чтения сформулировать свои замечания (замечания редактора) и определить вид редакторской правки.
Задание 3 на логические основы редактирования. Выбрать из электронного архива журнала «Проблемы музыкальной науки » любую статью и проанализировать её на соответствие логических законов текста.