ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ «TOYOTA MOTOR», ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БИЗНЕС-СЕТИ




На сегодняшний день «Toyota Motor» - один из ведущих автопроизводителей, занимающий 8 место в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний. Япония занимает второе место в мире по индексу значимости автомобильной промышленности в национальной экономике (53%), уступая лишь США (89%) [3]. На протяжение более 80 лет компания успешно ведет свою деятельность в теперь уже 160 странах мира [1]. «Toyota» выпускает более 7 млн. автомобилей в год, а это значит, что каждые несколько секунд с конвейеров ее завода сходит новая машина. На предприятиях компании по всему миру трудится примерно 300 тысяч человек. «Toyota Motor» – это яркий пример знаменитого «японского экономического чуда», образец успешного менеджмента и создатель новой производственной философии.

Компания выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino.

История автопроизводителя Toyota берет свое начало в 1937 году, когда Киичиро Тойода отделил автомобильное подразделение от главного семейного бизнеса - производства промышленных ткацких станков.

Заводы компании Тойота расположены по всему миру - в Японии, Австралии, Индии, Шри-Ланке, Канаде, Индонезии, Польше, Южной Африке, Турции, Колумбии, Великобритании, США, Франции, Бразилии, Португалии, Аргентине, Чехии, Мексике, Малайзии, Тайланде, Пакистане, Египте, Китае, Вьетнаме, Венесуэле, на Филиппинах и в России.

Таблица 1

Распределение производственных предприятий и дистрибьюторов компании Тойота в регионах мира, 2014г.

Регион Количество производственных предприятий Количество дистрибьюторов
Северная Америка    
Латинская Америка    
Европа    
Африка    
Азия (кроме Японии)    
Океания    
Ближний Восток    
Всего (зарубежная торговля)    

Источник: [2]

При сегментации рынка и выявлении целевой аудитории Toyota руководствуется своей знаменитой философией “правильный автомобиль в нужном месте”. Рассматривая рынок каждой страны в отдельности, компания, тем не менее, выделяет несколько глобальных центров концентрации своей активности. Рынок США является безусловным приоритетом компании. Это связано с тем, что в США потребляют 25% всей произведенной продукции, то есть, почти столько же, сколько в самой Япония [1].

Рынок Европы остается для компании наиболее непознанным и, в то же время, наиболее перспективным. Как показано на диаграмме выше, в странах Европы компания реализует лишь 11% своего общего производства.

Рисунок 1. Продажи автомобилей Тойота по регионам мира, 2014г.

Источник: [2]

Факторы, способствующие выходу компании на мировые рынки:

- развитие внутреннего рынка, то есть насыщение товарами и необходимость реализации за рубежом;

- эксклюзивная технология регулирования производственных процессов («камбан»), избегающей разнообразных убытков — материальных, временных, технических;

- мировая известность;

- научные разработки технического характера;

- создание новых представительств Toyota System Research Inc. (вместе с Fujitsu Ltd., в 1990 году), Toyota Soft Engineering Inc. (вместе с Nihon Unisys, Ltd., в 1991 году), Toyota System International Inc. (вместе с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., в 1991 году) и другие;

- опубликование Хартии Земли (The Earth Charter) - разработки в области экологичности производства автомобилей;

- разработка инновационного делового решения и производство двигателей нового поколения с изменением фаз газораспределения (VVT-i);

- повышение эффективности сбытовой деятельности путем укрепления рыночных позиций.

Для того чтобы определить степень транснационализации компании необходимо рассчитать следующие индексы:

1. индекс транснациональности (the «Transnationlity Index»):

Iтр = (Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо): 3 (1)

где: - Iтр — индекс транснациональности;

- Аз — зарубежные активы;
- Ао — общие активы;
- Пз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
- По — общий объем продаж товаров и услуг;
- Шз — зарубежный штат;
- Шо — общий штат работников компании.

I тр «Тойота Мотор» = 61,71% + 85,17%+52,9% / 3 = 52,9%

2. индекс интернационализации (the «Internationalization Index»)

Iинтр = Nзф/Nо (2)

где: - Iинтр - индекс интернационализации;

- Nзф – число зарубежных филиалов;

- Nо - общее количество филиалов.

I интр «Тойота Моторс» = 50 / 66 = 75%

Таким образом, на основе расчета данных индексов можно сделать вывод о том, что степень транснационализации компании «Тойота Мотор» высокая, и большая часть активов ТНК находится за пределами страны базирования.

Компания Toyota Motor разработала свою рыночную стратегию на разных уровнях - глобальном уровне, региональном уровне, и на национальном уровне на основе оценки потребностей клиента. Одним из ключевых факторов для проектирования стратегии сегментации, таргетинга и позиционирования «Toyota» всегда является анализ состояния рынка, экономики, покупательной способности целевой аудитории и ее потребительских предпочтений.

Основополагающими элементами и одновременно ориентирами маркетингового планирования «Toyota», позволившими компании завоевать доверие клиентов, являются показатели [5]:

- экологической чистоты продукта;

- безопасности продукта;

- низких эксплуатационных затрат продукта;

- качества послепродажного обслуживания.

Фундаментальная инновационная политика корпорации «Toyota» шлифовалась десятилетиями. Применение системного подхода TPS обеспечило успех продвижения моделей автоконцерна на мировом рынке [4].

Уникальным инновационным проектом концерна «Toyota» стал выпуск гибридного автомобиля Prius в 1997г. Prius должен был стать первым в мире инновационным автомобилем XXI века. По мнению руководителей появление гибридного Prius решало экологические проблемы выбросов в окружающую среду. Инвестиции в разработку были окуплены успешными продажами в Японии и Европе, а в США инновационный автомобиль стал самым продаваемым.

С целью развития транспортной системы и обеспечения безопасности водителей, пассажиров и пешеходов в будущем, компания Тойота в США значительно расширила программу исследований и объявила о дополнительных инвестициях в размере $35 миллионов на разработки в этой области до 2020 года. За последние три года научно-исследовательский центр технологий безопасности Тойота в США запустил 34 исследовательских проекта с 17 партнерскими организациями. Среди проектов, реализованных центром, - системы по предотвращению аварийных ситуаций, системы безопасности пассажиров-детей, а также безопасности пешеходов, например:

- компоненты системы безопасности и помощи SafetySense;

- контроль курсовой устойчивости IDDS с дополнительными функциям;

- полный привод с автоматическим подключением;

- усовершенствованный климат-контроль;

- полностью светодиодная оптика;

- «умные» камеры панорамного обзора;

- вспомогательная система автоматизированного управления автомобилем на скоростных автомагистралях (AHDA);

- кооперативно-адаптивный круиз-контроль;

- система контроля за соблюдением разметки (Lane Trace Control);

- интерактивный интерфейс «человек-машина»;

- инновационный радар SPAD LIDAR;

- трехмерный проекционный дисплей 3D HUD.

Таблица 2

Динамика финансирования сферы НИОКР

компании «Тойота Мотор»

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г.
Тойота          
Объем финансирования НИОКР, млрд. дол. США 11,5 10,95 8,5 8,9 9,6
Доля расходов на НИОКР в объеме валового дохода, % 3,6 4,4 3,8 3,8 4,2

 

Итогом применения системных инноваций автогигантом «Toyota» стало прочное положение, занимаемое на автомобильном рынке. Социальный эффект от применения инноваций достигается в результате открытия новых направлений и выхода в свет новых моделей «Toyota»:

- TPS гарантированно защищает персонал и совершенствует систему взаимоотношений между сотрудниками, кроме того создает стимул к обучению и непосредственно внедрению инноваций;

- разработка инновационных моделей и инновационные решения в моделях уже существующих привлекает талантливых и перспективных сотрудников;

- повышается качество обслуживания клиентов.

Получаемый же компанией «Toyota» доход и успешность брендов обеспечивает концерну положение лидера.

Таким образом, компания «Toyota Motors» добилась репутации производителя автомобилей высокого качества во всех странах мира. Такого результата удалось достичь благодаря неукоснительному следованию принципам Производственной системы Тойота и строгому контролю качества на каждой стадии производства. Это ключ к созданию автомобилей, полностью соответствующих международным стандартам качества «Toyota».

 

Список источников:

1. Данные официального сайта корпорации Toyota Motor Corporation. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.toyota-global.com

2. Данные годового отчета компании Toyota Motor Corporation, “Worldwide Operations”, 2014г. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.toyota.ru/

3. Конахина, Н.В. Тенденции интеграции в автомобильной промышленности // Труды XII Международной научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во Политехн. Университета. — 2007. — С. 200

4. Морозова О.Е. Системные инновационные проекты на примере концерна «Toyota Motor Company» // Научные технологии. — 2013. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.nauteh.ru/index.php/conference-cnf-2013-04/140-a

5. Bhandari S. Analysis of Toyota Marketing Strategy // Journal of International Marketing. — 2008. — №6. — P.41.

К.Н. Архипова,

О.И. Пашник

студентки группы 36Мм142

ks.arkhipova@yandex.ru,

opashnik@gmail.com

Е.М. Черкашов

научный руководитель,

канд. социол. наук, доцент

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: