Образовательные “ступени” в системе подготовки кадров.




Введение.

В настоящее время в развитии экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах различных уровней квалификации, повышение требований к ком­петентности, технологической культуре и качеству труда.

Железнодорожный транспорт играет, прежде всего, огромную роль в народнохозяйственном комплексе России, относится к категории естественных монополий. Российские железные дороги являются одними из крупнейших в мире и обеспечивают 25% мирового грузооборота и 15% мирового пассажирооборота. Для надежной работы федерального железнодорожного транспорта требуются высококвалифицированные кадры.

Рост востребованности профессионального образова­ния в современном обществе является общемировой тен­денцией. В современном экономически развитом общест­ве сфера применения неквалифицированного труда весь­ма ограничена.

Основная часть.

Образовательный кластер. Терминология.

Вышеперечисленные процессы обусловливают необходимость перехо­да профессионального образования на реализацию кластерной моде­ли как совокупности взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли.

При этом целью образования, полученного в рамках кластера, становится формирование творческой, поисковой, инициативной личности, обладающей не только суммой необходимых профессиональных, мировоззренческих знаний, но и умеющей гибко ими оперировать и применять на практике. Это означает выработку механизма опережающего обучения, принципов его непрерывности и самостоятельности.

C помощью образовательного кластера можно решить следующие проблемы:

- несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;

- дефицит квалифицированных рабочих;

-отсутствие партнерских отношений между системой профессионального образования и бизнес – сообществом;

-социальная незащищенность выпускников образовательных учреждений;

-несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений методике опережающего обучения;

- отток молодежи в другие регионы для получения профессионального образования.

Создание образовательного кластера позволяет экономить педагогические силы, материальные ресурсы, каждый из элементов кластера положительно влияет на соседний, дополняя друг друга. Педагогический коллектив повышает свою квалификацию на кафедрах вузов, стажировках на предприятиях, получает возможность расширить доступ к инновациям и технологиям. Создание образовательных объединений это - решение многих проблем региона.

В настоящее время все большее распространение в России получает такая форма многоуровневого образовательного комплекса как “университетский”. В экспериментальном режиме университетские комплексы и университетские образовательные округа существуют с начала 90-х. 17 сентября 2001 года было принято постановление Правительства РФ "Об университетских комплексах".

Сегодня апробируются три модели интеграции. Одна из моделей - университетский комплекс как единое автономное учебное заведение - предполагает образование юридического лица.
Обычно "ядром", вокруг которого формируется университетский комплекс, становится крупнейший региональный университет. Эта модель более экономична и рациональна. Но создание университетских округов и ассоциаций не предусматривает изменения каналов бюджетного финансирования. Но и здесь налицо экономия, а также решение некоторых юридических проблем.

Понятно, что при таком подходе к обучению студент получит "на выходе" из университета не только практически ориентированную специальность, но и не одно предложение хорошей работы.
Естественно, на любой из "ступенек" непрерывного образования можно остановиться и уйти на производство. А можно, напротив, параллельно заняться научно-исследовательской работой.


 

Образовательные “ступени” в системе подготовки кадров.

1 ступень - технический лицей. В лицей принимаются учащиеся, закончившие 7 или 8 классов для целенаправленной подготовки и дальнейшего обучения в колледже, институте.

Лицей является структурным подразделением, осуществляющим доколледжевскую подготовку школьников, необходимую, прежде всего, для выявления и раскрытия их способностей перед поступлением в колледж. Это не только подготовка абитуриентов к сдаче вступительных экзаменов, но и помощь будущему студенту в профессиональной ориентации, его вхождению в культурное пространство колледжа, а также приобщению к работе в коллективе.

2 ступень - ПТУ, где студенты обучаются 2 года 10 месяцев и получают начальное профессиональное образование.С этого года возобновляется подготовка по направлению слесарь подвижного состава. Выпускники уровня могут продолжить обучение по профилю; в техникуме (сокращенная форма 1год 10 месяцев) либо поступить в вуз или идти работать.

3 ступень - техникум, где студенты обучаются 3 года 10 месяцев и получают базовое среднее профессиональное образование.

4 ступень - колледж, предполагает обучение на 5 курсе (повышенный уровень) со специализациями в области электроники и диагностики.

5 ступень – институт, где реализуются программы высшей школы по очной и заочной формам обучения.

В настоящее время активно ведется работа по созданию сквозных учебных планов, которые могли бы позволить выпускникам училища, техникума, колледжа получать высшее профессиональное образование по специальной программе.

Согласно концепции непрерывного образования, человек должен учиться в течение всей своей жизни, поэтому еще одной составляющей нашей кластерной модели подготовки специалистов железнодорожного транспорта является отделение повышения квалификации. В целом, ежегодно проходят подготовку, переподготовку, повышают свою квалификацию около 1 тысячи работников транспорта.

Кроме того, исследование рынка труда России позволяет нам говорить о потребности регионов или же областей в целом ряде рабочих профессий и необходимости планировать работу по расширению спектра образовательных услуг за счет подготовки студентов по программам начального профессионального образования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: