Межрегиональная трудовая миграция в Тюменской области: меры господдержки и влияние на экономически активное население




Трудовая межрегиональная миграция на протяжении долгого времени оставалась за рамками государственного регулирования. Возможно, это связано с тем, что для России характерна низкая трудовая межрегиональная мобильность, несмотря на существенные различия в состоянии региональных рынков труда [2, c. 167], [3, c. 3].

В некоторых субъектах РФ предпринимались попытки регулирования межрегиональной трудовой миграции и до принятия Федеральной программы «Содействие занятости населения» 2014 года. Одним из таких субъектов является Тюменская область.

На территории Тюменской области действуют Постановление правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 г. N 496-п "О размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения" Данное Постановление дает возможность безработным гражданам и членам их семей при переезде в другую местность для трудоустройства получить финансовую помощь. Эта возможность предоставляется гражданам с помощью центра занятости, который направляет их в другую местность для трудоустройства и предоставляет финансовую поддержку. Стоит отметить, что данная поддержка осуществляется, только если будущий работодатель не оплачивает расходы на переезд и проживание в месте прибытия. В рамках данной поддержки гражданам оплачивается проезд в другую местность, выдаются суточные – 100 руб, и в пределах 550 руб в сутки выдаются средства на оплату найма жилья. Под другой местностью понимается другой населенный пункт Тюменской области, в том числе в пределах этого же района [5, c. 2], следовательно, миграция по данной программе происходит на территории ТО и не исключает, что часть мигрантов направляется в ЯНАО или ХМАО.

Постановление правительства ХМАО - Югры от 30 декабря 2004 г. N 497-п "О порядке возмещения расходов по найму, аренде жилого помещения приглашенным специалистам" позволяло возместить расходы на жилье приглашенным специалистам в бюджетные организации в размере 50% в деревянном доме и 40% в капитальном. За счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности организации возмещение найма жилья производилось в 100% размере. Но 4 июня 2015 года вышло Постановление, признающее выше приведенное Постановление утратившим силу и утверждающее Порядок отнесение определённых категорий граждан к приглашенным специалистам и возмещения им по найму жилого помещения [6, c. 1]. К приглашенным специалистам относятся те лица, которые отвечают требованиям по знаниям и навыкам для государственной службы. Возмещение средств на аренду жилья осуществляется в течение трех лет в размере 50%. В течение четвертого года возмещение расходов осуществляется в размере предельного объема средств, подлежащих возмещению, за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения (в соответствии с его положением об образовании и использовании средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности).

Оценить эффективность государственных программ в России затруднительно ввиду недостатка необходимых для анализа микроданных [3, с. 40]. Мы не можем отследить с помощью имеющихся в открытом доступе данных, какое количество населения, по каким причинам и из какого региона мигрировали. Поэтому мы постараемся описать влияние региональных программ с помощью доступных нам данных о миграционном приросте и количестве экономически активного населения.

Рисунок 1. Динамика миграционного прироста и экономически активного населения в Тюменской области без автономных округов

На юге Тюменской области прослеживается тенденция увеличения коэффициента миграционного прироста с 2005 по 2013 год. Уровень экономически активного населения с 2005 по 2014 гг. вырос на 5,3%. По приведенному графику (Рисунок 1), можно увидеть, что миграционный прирост на юге Тюмени связан с трудовой миграцией, так как значение данного показателя и численность ЭАН имеют схожую динамику.

Рисунок 2. Динамика миграционного прироста и экономически активного населения в Ханты-Мансийском автономном округе

 

В ХМАО Постановление N 497-п действует с 2004 года, и, как показано на Рисунке 2, именно после 2004 года можно увидеть рост коэффициента миграционного прироста, который стал положительным к 2007 году и оставался таковым до 2013 года. Мы считаем, что частично на такую динамику миграционного прироста оказали меры региональной господдержки трудовой миграции. Численность экономически активного населения за рассматриваемый период в целом возросла на 14,5%. Очевидно, что такой ощутимый рост мог произойти только за счет трудовой миграции, поскольку демографические факторы, как правило, достаточно инерционны.

Рисунок 3. Динамика миграционного прироста и экономически активного населения в Ямало-Ненецком автономном округе

В ЯНАО не действуют дополнительные региональные меры по поддержке трудовой мобильности. Можно предположить, что отсутствие политики в данной области вызывает отрицательный показатель миграционного прироста, который в свою очередь является самым низким по сравнению с ХМАО и югом Тюменской области. Лишь в 2002, 2006 году данный показатель положителен, а в 2011 даже выше уровня миграционного прироста в ХМАО. Поддержка трудовой мобильности со стороны государства, в том числе регионального Правительства, могла бы положительно сказаться на миграционном приросте, так как стоимость проезда и проживания в ЯНАО значительно выше, чем в других регионах. Следует также отметить, что причинами такой динамики миграционного прироста, могли послужить и менее благоприятные условия жизни на Крайнем Севере. Кроме того, если обратить внимание на численность экономически активного населения, то можно увидеть, что она оставалась стабильной на протяжении всего рассматриваемого периода. Причинами такого явления могло послужить то, что большое количество абитуриентов покидает ЯНАО, по причине отсутствия необходимых учебных заведений, пенсионеры предпочитают сменить суровый северный климат на более благоприятный в других регионах страны. Поэтому уровень экономически активного населения остается практически неизменным (за весь период увеличился на 6,5%), а миграционный прирост снижается.

Можно сделать вывод, что, несмотря на отсутствие ярко выраженного эффекта от реализации региональных мер по поддержке межрегиональной миграции внутри Тюменской области, какое-то влияние на миграционный прирост они все-таки оказали в большей степени за счет того, что у мигрантов появилась возможность минимизировать издержки на переезд и наем временного жилья [1]. Подтверждением этому служит положительная динамика данного показателя в ХМАО и на юге Тюменской области после принятия соответствующих Постановлений региональными органами власти. В ЯНАО, где какие-либо стимулирующие миграцию меры отсутствуют, наблюдалась в основном миграционная убыль населения.

 

Список источников:

1. Вакуленко Е.С. Моделирование миграционных потоков на уровне регионов, городов и муниципальных образований // Диссертация. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – 2013 [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.hse.ru/data/2013/06/26/1298312212/dis%20vakulenko.pdf (дата обращения 15.03.2016).

2. Гильтман М.А. Спрос и предложение труда в регионах России: регрессионный анализ//Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Том 1. № 1(1). 166-175

3. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда / Вопросы государственного и муниципального управления, 2008. № 4. С. 27-47.

4. Ощепков, А. Ю., Капелюшников, Р. И. Региональные рынки труда: 15 лет различий [Электронный ресурс]: препринт WP3/2015/10 /А. Ю. Ощепков, Р. И. Капелюшников; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики».– Электрон. текст. дан. (2 Мб). – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. – (Серия WP3«Проблемы рынка труда»). – 73 с.

5. Постановление Правительства Тюменской области от 27 декабря 2011 г. N 496-п "О размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения" (с изменениями и дополнениями)

6. Постановление от 4 июня 2015 года N 158-п «О порядке отнесения отдельных категорий граждан к приглашенным специалистам и возмещения им расходов по найму жилого помещения и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в редакции постановления Правительства ХМАО - Югры от 23.10.2015 N 352-п)

 

Н.А. Терентьева

студент группы 36С151

E-mail: naterenteva@mail.ru

Н.А. Куранова

Научный руководитель,

канд. экон. наук, доцент



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: