Овладение навыками эффективного применения второй передачи в игре




 

В основе тактической подготовки связующего игрока лежит формирование навыка дифференцированных действий (выбор действия, способа передачи и т. д.). Необходимые предпосылки для решения этой сложной задачи создаются уже при выполнении подготовительных и подводящих упражнений (развитие сообразительности, быстроты ответных действий). Усиление этого процесса достигается при овладении навыком второй передачи мяча: умение вести наблюдение, выполнение передач по заданиям и т. д. Совершенствование тактических умений и навыков осуществляется в специально созданных условиях, повторяющих тактические действия связующих: в группах (линиях, звеньях) и в составе команды. С учетом всего этого следует использовать многие упражнения, применяемые в технической подготовке. Индивидуальная подготовка. 1. Передачи мяча в цифровую мишень. Направление передач осуществляется в ответ на слуховые сигналы тренера (партнера). 2. То же, но после отскока мяча от стены (пола и стены), брошенного тренером (партнером). 3. Передачи в цифровую мишень в ответ на соответствующие цифровые показания электротренажера (табло). Это упражнение оказывает исключительный эффект на развитие соответствующих психофизиологических функций. 4. Тренер (партнер) располагается в зоне 3, связующий—в одной из тыловых зон. Тренер подбрасывает мяч на высоту 3—5 м. Связующий быстро перемещается к мячу и выполняет передачу по заданию тренера. 5. То же, но в ответ на действия блокирующих игроков. Мяч может быть подброшен в определенной точке или передан первой передачей. 6. Связующий располагается в 1,5 м от сетки между зонами 3—2. Задача связующего: после передачи над собой передать мяч с заданной траекторией в одну из зон, где не горит (или горит) лампочка. Упражнение позволяет совершенствовать умение вести наблюдения с использованием электротренажера «блуждающий блок». 7. Тренер задает связующему программу действий. В этом случае приходится контролировать три объекта (мишень, мяч, табло), что в значительной степени приближает условия тренировки к естественным в игровой деятельности. Упражнение позволяет совершенствовать умение вести наблюдения и ответные действия в ответ на показания электротренажера (программа—названия передач: высокая, средняя, низкая и т. д.). Групповые взаимодействия. 1. В парах. После передачи мяча над собой на высоту 1 м—передача на партнера, постоянно меняющего место расположения на площадке. 2. То же, но изменение направления и траектории передач осуществляется в ответ на обусловленные сигналы (действия) партнера: правая рука вверх—высокая передача, присед—передача над собой и т. д. 3. То же, что упр. 6 из предыдущего раздела, но первую передачу выполняет помощник связующего, располагающийся слева от него. 4. То же, что упр. 7 из предыдущего раздела, но первую передачу выполняет помощник связующего, который располагается сбоку-слева от него. 5. При взаимодействии с нападающими связующий располагается у сетки и выполняет передачи для нападающего удара в зависимости от характера выхода (разбега) нападающего. Взаимодействие осуществляется без какой-либо договоренности. Задача связующего—определять темп и направление разбега и выполнять соответствующую передачу. 6. То же, но в прыжке после имитации нападающего удара. 7. Взаимодействие с двумя нападающими (4 и 2 зон) против одного блокирующего (см. рис. 6). 8. То же, но против двух блокирующих. 9. То же, но со окрестным передвижением нападающих и переключением блокирующих, один из которых низкорослый. Указанные упражнения выполняют как в упрощенных, так и в усложненных условиях, где выбор действия вначале задается связующему, затем он действует по ситуации (положение партнеров, блокирующих игроков, свои возможности и т. д.) Важное значение при совершенствовании взаимодействий связующего с нападающими приобретает умение первого корректировать действия вторых. Целенаправленное воспитание этой способности создает предпосылки для хорошего взаимопонимания игроков как следствия развития функции управления игровыми действиями. 10. Взаимодействия в линиях (звеньях). 11. То же, но с применением выходов из тыловых зон (в структуре тактической системы игры в нападении). 12. То же, но против одиночного и группового блока. 13. То же, но в усложненных условиях — с учетом характера первой передачи. 14. То же, но в учебной игре 3х3, 4х4. Во всех без исключения упражнениях при взаимодействии с нападающими одним из важных условий успешного выполнения функции связующего является подстраховка игрока, завершающего атаку. 15. На одной стороне площадки в зонах 3 и 4 располагаются блокирующие игроки (при необходимости можно использовать подставки); на другой стороне, в зонах 3 и 2, — нападающие. Связующий сзади одного из нападающих. Нападающие поочередно выполняют удар в блок с собственного набрасывания. В задачу связующего входит перемещение и страховка нападающего, выполняющего удар. Поскольку около трети всех передач выполняются связующим после незавершенных атакующих действий, в так называемых доигровках, важно такие условия создавать и на тренировках. 16. То же, что упр. 15, только сзади или сбоку связующего располагается защитник. При дальнем отскоке мяча от блока его принимает защитник и направляет в зону действия связующего, который адресует передачу одному из нападающих. Командные взаимодействия. Принцип построения упражнений (действий) при взаимодействии связующего в составе команды тот же, что и при групповых взаимодействиях. В основу берутся действия, моделирующие отдельные моменты игры, а взаимодействия строятся аналогично применяемой системе нападения. Важной задачей в тактической подготовке связующего игрока является привитие навыка скрывать (маскировать) истинность своих действий (намерений). Встречающиеся в практике отвлекающие действия головой, туловищем, руками мало себя оправдывают. Суть отвлекающих действий связующего в способности убеждать противника в истинности своих намерений, которые на самом деле являются ложными. Достигаются они созданием реальной ситуации: исходным положением, сосредоточенностью внимания, словом и, наконец, действиями партнера, которые не должны вызывать сомнения. И только в последний момент происходит перестройка движений, связанных с изменением направления передачи мяча. Анализируя эти действия ведущих советских и зарубежных связующих, можно выделить два главных пути, ведущих к успешному достижению цели. Первый основан на выходе связующего к мячу таким образом, чтобы он был почти над головой. В этом случае изменение направления передачи происходит мгновенно за счет незначительного движения кистей рук. Второй путь обусловлен индивидуальными особенностями связующего, в частности подвижностью в лучезапястных суставах или в грудном и поясничном отделах позвоночника.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: