Группа 2А. Задание на 16 апреля.
Психолого – педагогическая практика
Задание и обучающие материалы
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
3адачи.
1. Развитие способностей анализировать и оценивать педагогическую ситуацию с различных позиций.
2. Формирование прогностических умений в предвидении результатов своих действий.
Задание 1. «Цена поступка».
Прочитайте рассказ - воспоминание Ю.Л.Львовой «Спросите у моей учительницы» (см. Приложение 1).
Ответьте на вопросы:
Вопрос | Отвечают студенты |
Почему, на ваш взгляд, учитель решил рассказать своим молодым коллегам эту историю? | С 1 по 6 номер списка журнала |
Что испугало учителя? Какие важные выводы он сделал для себя? | С 7 по 12 номер списка журнала |
Что обрадовало учителя в данной конкретной ситуации? | С 13 по 18 номер списка журнала |
Как мог учитель отреагировать на поведение ученика во время подготовки спектакля? Что мог ему сказать? К каким последствиям это могло бы привести? | С 19 по 24 номер списка журнала |
Задание 2. «Хорошо — плохо».
Вспомнить отрывок из стихотворения В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?».
Если бьет дрянной драчун слабого малышку,
я такого не хочу даже вставить в книжку.
Этот вот кричит: — Не трожь тех, кто меньше ростом! —
Этот мальчик так хорош, загляденье просто!
И в первом, и во втором случае есть событие (поступок) — драка. Так хорошо или плохо драться?
Оцените событие-драку с разных сторон. Можно ли рассматривать драку как положительное явление? Почему? В каких ситуациях это возможно? К каким последствиям может привести драка как отрицательное явление? Дайте характеристику драке как негативному явлению.
Любой поступок — явление сложное, в нем могут переплетаться как позитивные, так и негативные стороны. Во многом это определяется причинами, по которым он совершается, а также последствиями, к которым приводит.
Безусловно, есть поступки, которые вызывают объективную реакцию осуждения (драка, воровство, грубость и др.), но и они могут нести в себе некоторое положительное начало. И напротив, позитивные, на первый взгляд, действия могут скрывать в себе корыстные причины и приводить к нежелательным последствиям.
Задание 3. «Если бы...». Предложите варианты последствия событий:
Вопрос | Отвечают студенты |
Что было бы, если бы в школе не было администрации? | С 1 по 6 номер списка журнала |
Что было бы, если бы учителя заменил компьютер? | С 7 по 12 номер списка журнала |
Что было бы, если бы по каждому предмету учитель разрабатывал свою программу обучения? | С 13 по 18 номер списка журнала |
Что было бы, если бы в школе не было звонков? | С 19 по 24 номер списка журнала |
Задание 4. «Ученик опоздал на урок...».
Ситуация: «Ученик опоздал на урок» (возраст 9 лет).
Задание | Выполняют студенты |
Придумайте как можно больше характеристик ученика (личностные качества, успеваемость, статус в классе и др.). | С 1 по 8 номер списка журнала |
Придумайте как можно больше возможных причин опоздания. | С 9 по 17 номер списка журнала |
Продумайте возможные реакции учителя на опоздание ученика (как позитивные, так и негативные). | С 17 по 24 номер списка журнала |
Смоделируй одну ситуацию, можно пользоваться ответами однокурсниц.
Ученик (характеристика) причина опоздания твоя реакция.
Схема анализа педагогической ситуации «Причины—последствия»
Мотивы | Ситуация | Реакция | Последствия | ||||
(поступок) | на поступок | ||||||
Приложение 1
Спросите у моей учительницы
Слово учителя! Мы, словесники, размышляя о его значении, привыкли связывать свои раздумья с уроком, на котором слово учителя звучит то пропагандистски страстно, то объяснительно мягко и настойчиво, то строго вопросительно, то весело и задорно. На уроке слово обращено ко всему классу, хотя, конечно, нередко предназначено кому-нибудь одному. Это на уроке.
А если слово сказано походя (позволительно ли так выразиться?), в обычном внеурочном общении с ребятами, в перемену, после занятий, по дороге домой, в походе, на репетициях вечеров — как и чем тогда «наше слово отзовется»? И отзовется ли? Может быть, вне урока оно теряет свою силу воздействия и значимость? Нет, не теряет. И отзовется. Только мы об этом, мне кажется, мало думаем, редко помним, хотя и восхищаемся стихами Вадима Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти... словом можно полки за собой повести...»
Сколько несправедливых обид, о которых ты, учитель, и не подозреваешь, иногда испытывают ученики от случайно, необдуманно сказанного тобой слова! Оказывается, Алеша принял какое-то замечание исключительно на свой счет, оно ему показалось обидным, и вот уже между нами барьер. А ты не знаешь, почему, так как этого случайного слова уже не помнишь и теперь бьешься за понимание. Девятиклассница Н. стала здороваться как-то особенно: гордо вздергивая подбородок... смотрит настороженно. А вон тот — вопросительно, недоуменно... Что же это? Когда и что я им сказала? Мимоходом, смеясь, не придавая значения слову, а оно вон как отозвалось.
Кто-кто, а словесник всегда должен помнить: в подборе слов, их сочетании, интонации может быть заключено и спасение, и возвышение, утверждение, и решение жизненно важной проблемы.
...Театр был переполнен. Зрители сидели и стояли где только можно было. Царила радостная приподнятая атмосфера: на сцене творческий отчет любимого в городе театра, сменяли друг друга сцены из спектаклей. Все дышало творческим накалом, свежестью, новизной. Ведущий программы — главный режиссер, стройный, молодой, подтянутый, хотя его красивая шевелюра, борода, усы уже седы. Умно, остроумно, находчиво ведет он диалог со зрительным залом.
Вопросы, ответы, вопросы, ответы... И вдруг — после паузы: «А вот интересная просьба: "Расскажите, почему вы решили связать свою судьбу с театром". Но об этом надо было бы спросить не меня, а мою учительницу литературы. Это было очень давно. Я учился, кажется, в восьмом классе. Литкружок ставил спектакль, в котором мне роли не дали, но я все равно принимал во всем активное участие: бывал на репетициях, горячо реагировал на удачи и неудачи товарищей и все время что-нибудь подсказывал учительнице. И вот, когда стал особенно рьяно вмешиваться в ее указания, моя учительница тяжело вздохнула и, положив мне руку на плечо, объявила: "Быть тебе режиссером". Ну, я ее и послушался! Впрочем, пусть она за это и отвечает. Она — гостья нашего города и сегодня здесь, в зале, я ей низко кланяюсь и с радостью даю ей слово».
Как вы понимаете, речь шла обо мне. Сначала я приняла это предложение за шутку, но зал стал требовать моего ответа. Ни жива ни мертва, едва выбравшись из тесноты рядов, я поднялась на сцену и что-то говорила о том, что, мол, плох тот учитель, которого не обгоняют его ученики, и т.д. и награжденная аплодисментами вернулась на свое место, совершенно удрученная... Дело в том, что я совершенно не помнила: при каких обстоятельствах и что именно я говорила когда-то своему ученику, нынешнему режиссеру. Конечно, и спектакли были, и занятия драмкружка были, и этот мальчик был, но слов своих не помню.
Я вдруг явственно ощутила ответственность за каждое свое слово, почувствовала, какая опасность может таиться в каждом учительском слове, и в то же время я ощутила гордость за его целительное, спасительное значение. Это чувство было настолько сильным, что мне стало страшно перед своей совестью и учительским долгом. Так страшно и ответственно, что я посчитала необходимым поделиться этим со своими коллегами, особенно молодыми. Потому что там, в театре, я поняла: какое счастье, что этим мальчиком, этим восьмиклассником, которому
я так смело предрекла будущее, оказался ныне профессор, народный артист, талантливый режиссер!