Что такое профессиональный успех?




Успех и профессиональное развитие. Стадии профессионального развития. Знакомство с ключевыми понятиями темы.

Стартовой точкой в планировании профессионального развития является ответ на вопросы «ради чего я буду развиваться?» «что хочу достичь?» чтобы «нарисовать» образ желаемого профессионального будущего, понять, как будет «выглядеть» мой профессиональный успех.

Профессиональная траектория – часть жизненного пути человека, связанная с его движением в мире профессий, начиная от первых мыслей и действий, направленных на профессиональное самоопределение (начало пути или вход) до полного завершения любой трудовой деятельности (окончание или выход); поэтому движение по профессиональной траектории необходимо увязывать с общими задачами жизни человека.

Профессиональная траектория – это не равномерное движение вперед и вверх, она включает ряд стадий, которые будут рассмотрены ниже; на этом пути могут быть подъемы (моменты развития) и спады, периоды застоя; может быть и обратное развитие (депрофессионализация).

Профессиональное развитие – совокупность различных процессов, которые всегда приводят к приращению каких-либо характеристик, связанных с профессиональной деятельностью (иначе это не будет развитием).

В профессиональном развитии выделяют две основные линии движения: собственно профессиональное развитие (движение в профессии) и развитие социально-психологическое (как специалист вписывается в производственный коллектив, социум; изменения, которые происходят по мере его профессионального развития).

Профессиональная карьера – это осознанное поведение человека, направленное на его продвижение в профессиональной сферев соответствии с поставленными целями; карьера всегда связана с ростом тех или иных его достижений.

В зависимости от целей и смыслов, желаемой скорости продвижения по ступенькам карьеры, могут быть выделены различные типы карьеры.

Человек может управлять своим профессиональным развитием, выбирать наиболее целесообразный для него тип (типы) карьеры, с учетом своих целей и представлений об успехе, индивидуальных особенностей, жизненной ситуации; в результате он сам может выстраивать свою индивидуальную профессиональную траекторию.

Чтобы соответствовать меняющемуся производству, необходимо меняться и работникам, в том числе тем, которые достигли вершин профессионального успеха; непрерывный профессиональный рост на протяжении всей жизни становится необходимым условием успешного профессионального развития и высокой конкурентоспособности.

Что такое профессиональный успех?

Что такое успех? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. В толковом словаре Даля написано, что слово «успех» происходит от глагола «успеть», то есть достичь желаемого; по Ожегову, успех – нужный или желательный исход дела. Если говорить современным языком – это результат. У каждого человека может быть свое представление о желательном результате. При этом, как показывает опыт, у многих выпускников оно весьма расплывчатое, не вполне осознанное.

Выделяют следующие основания для оценки жизненного и профессионального успеха.

1. По конкретным результатам (заработанным деньгам, купленным и построенным благам, полученным званиям, премиям, созданным шедеврам и пр.). Этот вариант прост и понятен для большинства людей, так как сопровождается явными материальными достижениями.

2. По «цене» успеха: чем и в каком объеме «заплатил» человек за свои достижения: временем жизни, деньгами, большими физическими и (или) интеллектуальными усилиями.Например, большинство обучающихся в свободное время гуляли с друзьями, а кто-то упорно занимался, осваивая профильные дисциплины; подрабатывал после учебы, чтобы набрать опыт; в результате, если в начале учебы у него ничего не получалось, в конце он стал одним из лучших и получил приглашение на работу в престижную компанию. Результаты этого успеха не так заметны окружающим, потому что для них нет явных материальных измерителей. Но чем больше усилий затрачено, тем большее внутреннее удовлетворение испытывает человек при появлении достижений, что сопровождается ростом самооценки и уверенности в себе, личной силы.

3. По появлению ощущения большей внутренней свободы и развитию твор­чества в профессиональной деятельности. Человек выходит на этап творческого владения профессией, оптимизацию и рационализацию профессиональной деятельности (находит новые эффективные приемы и способы работы, создает изобретения, рационализаторские предложения и пр.). Это сопровождается ростом его авторитета как профессионала среди специалистов. Творчество в профессии начинает стимулировать и личностное развитие человека. При этом возрастает его самоуважение и ценность как члена общества, его социальный и профессиональный статус.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: