Индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий в группе для детей с фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями речи.




 

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих различные отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска в школьном обучении. Поэтому проведение коррекционно-развивающих занятий с целью устранения речевых нарушений в дошкольном возрасте является столь необходимым.

Периодичность индивидуальных занятий в течение недели зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка с учетом динамики исправления речевых нарушений и составляет в среднем 2-3 раза в неделю.

Логопедические занятия с подгруппой детей из 2-6 человек по схожему речевому нарушению проводятся, в среднем, один раз в неделю. В зависимости от этапа логопедической работы выбирается соответствующий тип логопедического занятия.

Представленное ниже планирование содержит 5 этапов работы по коррекции звукопроизношения таких, как:

- подготовительный;

- этап вызывания звука;

- этап автоматизации звука;

- этап дифференциации звуков;

-этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Перспективное планирование представляет собой варианты занятий, которые можно использовать как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе с детьми, имеющими фонетические и фонетико-фонематические нарушения речи.

Каждое занятие представляет собой некий шаблон и, исходя из этого, может быть неоднократно использовано (например: если у ребенка наблюдаются нарушения звукопроизношения более чем одного звука и работа по их коррекции ведется не в одно время). Или, например, другой вариант, когда два занятия могут быть скомбинированы в одно (если, допустим, коррекционная работа ведется одновременно по устранению нарушения звукопроизношения двух звуков).

Этапы перспективного планирования, необходимое количество занятий которого определяется индивидуально для каждого ребенка.

I этап (подготовительный)

В этом разделе представлены 15 развивающих занятий, содержащих различные игры и упражнения, по следующим направлениям:

v формирование психологической готовности к занятиям, развитие ВПФ (психологической базы речи);

v развитие фонематического слуха и восприятия;

v развитие силы и подвижности органов артикуляции, формирование артикуляционного уклада;

v развитие чувства темпа и ритма;

v нормализация речевого дыхания и голосообразования;

v знакомство с понятиями «речь», «слово», «звук»;

v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков

v развитие основных двигательных навыков;

v подготовка к анализу звукового состава слова.

II этап. Постановка звука (вызывание звука).

В этом разделе представлены 8 вариантов коррекционно-развивающих занятий, по следующим направлениям:

v развитие фонематического слуха и восприятия;

v формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

v развитие силы и подвижности органов артикуляции;

v нормализация речевого дыхания и голосообразования;

v вызывание (постановку) звука;

v усвоение доступных ритмических моделей;

v формирование навыка звуко-слогового анализа и синтеза;

v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

v развитие ВПФ (психологической базы речи).

III этап. Автоматизация звука. В этом разделе представлены 16 занятий, по следующим направлениям:

v закрепление навыка правильного звукопроизношения;

v нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи;

v формирование фонологической компетенции;

v расширение лексико - грамматической компетенции;

v развитие связной речи;

v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

v развитие основных двигательных навыков и координации;

v развитие ВПФ (психологической базы речи);

v развитие навыка звуко-слогового анализа и синтеза

IV этап. Дифференциация звуков. Раздел содержит 14 занятий.

На этапе дифференциации звуков основными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

v закрепление правильного произношения и различения звуков;

v нормализация интонационной и темпо-ритмической организации речи

v расширение лексико-грамматической компетенции;

v развитие связной речи;

v развитие основных двигательных навыков и координации;

v развитие пальцевой моторики и графо-моторных навыков;

v развитие навыков языкового анализа и синтеза;

v развитие ВПФ (психологической базы речи);



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: