Педагогическая ситуация № 1




Тема: «Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр».

 

Стандартная ситуация: низкий уровень развития наглядно-образного мышления старшего д/в.

1. Описание ситуации: воспитатель проводила игру, направленную на развитие наглядно-образного мышления «Любимая еда». С подгруппой из 10 детей. Когда воспитатель начала раздавать карточки, выяснилось, что их всего 7. Поэтому трем детям пришлось использовать карточки, с которыми уже поработали другие дети, им пришлось ждать, пока ответят все дети. Этим детям на занятии было не интересно, они отвлекались.

2. Оценка ситуации: воспитатель заранее не проверила, хватает ли дидактического материала для проведения игры с подгруппой детей и тем самым спровоцировала ситуацию, что у некоторых детей пропало желание заниматься. Воспитатель нарушила методику проведения дидактических игр.

3. Прогнозирование результатов: если воспитатель и в дальнейшем будет проводить игры, не подготавливая дидактический материал, то они буду не интересны детям и будут не эффективными. Дисциплина во время игр будет на низком уровне и у детей пропадет желание заниматься.

4. Решение:

А) необходимо заранее проверять материала для проведения игр, заранее проверять необходимый материал на наличие.

Б) воспитателю необходимо повысить уровень знаний по методике организации дидактических игр.

5. Психологическое обоснование: организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего, определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель. На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания. Поэтому в образовательном процессе должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия. При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки.

Особенность дидактических игр состоит в том, что, играя, дети решают обучающую (дидактическую) задачу в занимательной форме с помощью игровых действий. Для её грамотной формулировки необходимо знать: 1) уровень уже имеющихся у детей знаний и представлений; 2) какие знания и представления детей должны усваиваться в ходе игры; 3) какие умственные операции должны развиваться при этом; 4) какие качества личности должны развиваться при этом.

Дидактическая задача помогает педагогу, психологу, родителю подобрать всё необходимое для организации игры. В каждой дидактической игре своя обучающая задача, поэтому не следует повторять формулировки задач во многих играх. Несмотря на их похожесть, каждая игра имеет специфику в обучающей задаче. Именно в ней может быть отражена направленность дидактической игры на развитие того или иного психического процесса, свойства или состояния. Кроме того, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, организующий игру взрослый может корректировать дидактическую задачу, реализуя тем самым принцип учёта индивидуально-психологических особенностей дошкольников.

6. Педагогическое обоснование: при подготовке к игре необходимо учитывать максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая занятия по дополнительному образованию для детей дошкольного возраста составляет: в старшей – 15.

Продолжительность занятий для детей: 5-й год жизни – не более 20 мин; 6-й год жизни – не более 25 мин. В середине занятия необходимо проводить физкультминутку. Перерывы между занятиями не менее 10 минут.

Что касается воспитателя, то он должен заранее подготавливать материал, проверять на наличие тех или иных оборудований. Продумать в какое время будет проведено занятие, подготовить рабочее (игровое) место. Если может быть недостаток материала, нужно продумать, чем можно его заменить.

Таким образом, требования к занятию являются.

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

13. Преждевременная подготовка к занятию.

В заключении, необходимо уточнить следующее – слово «занятие» как таковое теперь не используется, его заменило словосочетание «образовательная деятельность» с детьми.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: