немецкий писатель и композитор




Гофман Эрнст Теодор Амадей (1776—1822),

слайд 1. 25 января исполняется 245 лет со лня рождения немецкого писателя-романтикаГофмана. Изначально имя было записано как Эрнст Теодор Вильгельм. В зрелом возрасте, в 29 лет, Гофман заменил одно из 3-х составляющих своего имени Вильгельм на Амадей в честь Моцарта – композитора, перед творчеством которого он преклонялся.

Имя Гофмана стало символом нового поколения необычных сказок, читать которые стали с упоением и взрослые, и дети. Этот человек был не только писателем и музыкантом, но и художником, и способным юристом, продолжившим традиции своей семьи в области юриспруденции

Слайд 2. Гофман родился 25 января 1776 году в городе Кёнигсберге в Восточной Пруссии.

После Великой Отечественной войны в 1945 году город отошел Советскому Союзу, затем России и сразу был переименован в Калининград.

Дом, где жил писатель не сохранился, на его месте стоит памятный камень.

Отец будущего писателя и композитора был адвокатом. Мать, Луиза Альбертина, приходилась мужу двоюродной сестрой. Родители расстались, когда Эрнсту исполнилось 2 года. Старший брат Иоганн Людвиг остался с отцом, а Эрнст с матерью вернулись в дом его бабушки – маминой мамы. В доме жили бабушка Луиза София Дёрфер, две незамужние тети Эрнста и дядя, Отто Вильгельм Дёрфер. Дядя Отто воспитал в мальчике творческую личность. Он обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, но настоял на том, чтобы племянник получил юридическое образование и работал юристом для обеспечения приемлемого уровня жизни.

Слайд 3. Первые годы в доме бабушки Эрнст чувствовал себя очень одиноко. Из всех обитателей дома Дёрферов мальчик дружил только с толстой служанкой Карлой: сладкое марципановое печенье и страшные сказки, которые водились у Карлы в избытке, утешали малыша, как нельзя лучше. Ровно в девять вечера служанка провожала мальчика спать. Именно она однажды предостерегла его не смотреться в большое старинное зеркало в коридоре – иначе оттуда может выскочить Песочный человек и до смерти напугать. Но все запретное притягивает.

Эрнст боялся Песочного человека, но еще больше хотел с ним встретиться! Чтобы задобрить Песочного человека, мальчик оставлял у зеркала марципановое печенье. Как только часы на церковных колокольнях били полночь, он принимался ждать своего выдуманного друга, всматриваясь в мутное стекло старого зеркала.

Однажды Эрнст похвастался дяде Отто о своих встречах с зазеркальным другом. Дядя обхватил свой толстый живот и захохотал. Но поняв, что мальчик не шутит, вызвал к нему доктора. Тот случай научил Эрнста держать свои фантазии при себе. Ему приходилось делать это постоянно, т. к. он с детства страдал дуализмом-раздвоенностью личности.

Слайд 4. Скульптор Сергей Николаевич Усачёв выразил особенность личности писателя в памятнике в Светлогорске.

Слайд 5 Осенью 1782 года, в возрасте 6,5 лет Э.Т.А. Гофман был принят в БургшУле, реформатскую приходскую или «латинскую школу». Тогда на 100 учеников школы приходилось 3-4 учителя.

Во время обучения творческие таланты Гофмана развивались под надзором талантливых взрослых. Ректором (директором) служил Стефан Ванновский. Ректор, также, как и дядя, оказывал влияние на развитие художественного вкуса мальчика. Музыкой юный Гофман занимался с соборным органистом Христианом ПодбЕльским. Доброта и мудрость Подбельского были увековечены писателем в образе маэстро АбрагАма Лискова в романе "Житейские воззрения кота Мурра". Рисованием с мальчиком занимался худодник Иоганн Готлиб Земан.

В школе Эрнст подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем-младшим, сыном бургомистра Кёнигсберга. Теодор фон Гиппель-старший в свободное время писал едкие памфлеты на местную знать под псевдонимом. Когда авторство открылось, ему пришлось уволиться со службы. Мальчики играли в саду в рыцарей, вместе делали уроки. Гиппель помогал другу в занятиях по латинскому языку, а Гофман Гиппелю – в занятиях музыкой. Став старше, друзья читали друг другу свои стихи, в разлуке переписывались. Эта дружба сохранялась всю жизнь. После смерти Гофмана Гиппель передал его письма издателю Кунцу для написания биографии писателя.

Слайд 6. К 12-и годам Эрнст Гофман свободно владел четырьмя музыкальными инструментами: органом, скрипкой, арфой и гитарой.

Его любовь к музыке уже в раннем детстве была беспредельной, она скрашивала годы, проведенные в доме бабушки, и не угасла до последних дней его жизни. Кроме музыки, Эрнст активно читал классическую европейскую литературу, отдавая особое предпочтение приключенческим историям.

Как предполагают многие биографы Гофмана, Гиппель-старший послужил прообразом дядюшки Дроссельмейера в сказке «Щелкунчик и мышиный король».

Слайд 7. В 16,5 лет Гофман поступил на юридический факультет Кёнигсберского университета Альбертина, продолжая традиции дяди и отца Эрнст удивительным образом успевал отлично учиться и одновременно сочинять музыку, рисовать, писать и продолжать занятия с органистом Христианом ПодбЕльским (в тайне он все-таки надеялся стать музыкантом).

После успешной сдачи первого экзамена Гофман был назначен судебным следователем при Кёнигсбергском окружном управлении. Он обрел материальную независимость от бабушки и дядиной семьи. Получить право самостоятельно заниматься юридической практикой, имели выпускники, сдавшие 3 экзамена последовательно через 2 года.

Но искусство привлекало Эрнста больше, нежели юридическая наука. И вот вновь начинается его двойная игра: днем он ведет жизнь добросовестного немецкого работника, а ночи и выходные дни посвящает творчеству - различным своим музыкальным, художественным, литературным интересам. Этот разлад в потребностях души и материальной необходимости в надежном заработке юриста станет трагедией в жизни Гофмана и найдет отражение в его творениях.

Слайд 8. В 1796 году умерла мать Эрнста. С июня 1796 по август 1798 года он жил в Глогау, в доме своего дяди и крёстного Иоганна Людвига Дёрфера, советника суда, и готовился к сдаче экзамена по правоведению. Семья дяди была очень музыкальной: кузен, Эрнст Людвиг, обладал талантом комика. Эрнст Людвиг Дёрфер был младше Эрнста Теодора Гофмана всего на два года, и молодые люди быстро подружились. Оба должны были стать юристами. Были еще две кузины, поющие и музицирующие, как и их родители.

В Глогау Гофман познакомился с художником Алоизом Молинари и усердно, с риском для своих юридических успехов, помогал ему в реставрации росписи Иезуитской церкви. Образ Молинари оказал самое непосредственное влияние на создание фигуры Бертольда в новелле «Церковь иезуитов в Г.». Написана она была в 1816 году, на русский язык переведена в 1830 г.

Речь идет об отношении искусства к жизни. Программный характер имеют слова мальтийца (адепта иезуитов), обращенные к Бертольду. Он призывает художника не копировать природу, а изучать её язык, постигать её «высшее начало» и пробуждать «пламенное стремление к высшей жизни». Не совершенство формы, а одухотворенность мыслью составляют суть подлинного искусства.

Слайд 9. Усердные занятия Гофмана юриспруденцией в Глогау приносят свои плоды. В 1798 году он выдержал второй экзамен с оценкой «исключительно хорошо». Тогда же состоялась его помолвка с кузиной Минной Дёрфер в Кёнигсберге.

После получения высокой оценки при сдаче второго экзамена Гофман переехал в Берлин и поступил на должность референдАрия в апелляционном суде. Столичный город сразу закружил молодого человека в водовороте светской жизни: он посещает концерты, театры, музеи, общества художников, пробует азартные игры. Эрнст берет уроки музыки у композитора и писателя о музыке Иоганна Фридриха Райхардта. В 1799 г. Гофман написал зингшпиль «Маска» (Singspiel–драма, короткая опера) и даже переслал её королеве Луизе с просьбой о протекции. Но... увы, скорее всего она об этом письме даже не узнала. Зингшпиль нигде не играли. Также он сочинил свою первую композицию «6 песен к гитаре и пианино».

К обязанностям в суде Эрнст относился с ответственностью и старанием. Он всегда был благодарен дяде Отто, который настоял на получении юридического образования. Не всегда удавалось заработать на хлеб насущный при помощи искусства.

Слайд 10. Гофман успешно продвигался по карьерной лестнице и 27 марта 1800 года блистательно сдал третий Юридический Государственный экзамен с отметкой «превосходно». В мае его назначили в древний польский город Познань на должность асессора при Верховном суде. Вместе с другом Теодором Готлибом фон Гиппелем-младшим Эрнст отправляется сначала в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а затем едет в Познань.

Слайд 11. Познань отошла Германии в результате второго раздела Польши (1793 г.). Прусское управление воспринималось поляками как оккупационный режим.Немцы в городе составляли замкнутую группу со своими привычками и развлечениями. Гофман поселился в доме правительственного советник Иоганна Людвига Шварца. Семья стала заботиться о молодом асессоре, снимавшем у них жилье. Шварц сочинял стихи. Вместе с Гофманом они написала «Кантату на празднование нового столетия», прославлявшую Пруссию, которая и была исполнена 31 декабря 1800 года. Местная г азета с похвалой отзывалась о «чудесной музыке», сочиненной «правительственным асессором Гофманом» на текст Шварца. Одаренные певческими задатками чиновники вместе с супругами пели на мелодию Гофмана. Королева, получившая партитуру и либретто, ответила благосклонным письмом, которое сосед и соавтор Гофмана Шварц использовал вместо паспорта при пересечении границы. Свои музыкальные произведения Гофман подписывал именем Иоганн Крейслер.

Занятия искусством не приносили необходимого дохода. Лишь после получения небольшого наследства от тети Иоганны Софи Дёрфер, сестры матери, Эрнсту стало немного легче материально.

Гофмана пригласили на освободившееся место капельмейстера в театре Дрездена. Это ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 г. он потерял это место и вынужден был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало заработок и оставляло много времени для творчества.

Слайд 12,26 февраля 1802 Гофман женился на польке Михалине Тшциньской. Для этого ему пришлось принять католичество (семья Гофмана принадлежала к протестантам) и расторгнуть помолвку с Минной Дёрфер. Всю жизнь Миша (так Гофман называл жену) помогала ему – просто, бесстрастно, неромантично, и всегда прощала своему талантливому Эрнсту его злоключения. Михалина была прекрасной хозяйкой и верной спутницей писателя. Гофман прожил с ней 20 лет, и благодаря ее поддержке, он обрел бОльшую стабильность в жизни, хоть она и не смогла полностью успокоить демонов своего мужа и отвлечь от алкогольного пристрастия.

Слайд 13. За показанную публике карикатуру на балу во время Мсленицы на важное лицо Гофмана перевели из Познани в заштатный городишко Плоцк на берегу Вислы. Плоцк для писателя стал настоящей ссылкой. Городок был так грязен и отвратителен, что Гофман ходил по нему с закрытыми глазами, пользуясь тростью. В Плоцке Эрнст много читал, сочинял церковную музыку, фортепьянные произведения, изучал теорию музыки. Поневоле приходит на память Болдинская осень Пушкина. С той лишь разницей, что любимая Эрнста была рядом с ним.

Финансовое положение Гофмана становилось весьма затруднительно, и друг его молодости, теперь барон, Теодор Готлиб фон Гиппель-младший часто давал ему деньги в долг.

Слайд 14. Сохранились портреты, карикатуры, иллюстрации к литературным сочинениям, в т. ч. к сказкам. Внешность Гофмана была незавидной: «… маленького роста, уже в юные годы слегка сутулый, с непропорционально большой головой, втянутой в плечи. Его лицо, увидев раз, не скоро забудешь: постоянная смена гримас, выразительные глаза, острый выступающий подбородок, темные волосы, резко очерченный рот. Его лицо не располагало к сближению; оно по-своему очаровывало, но вместе с тем заставляло осмотрительно держаться на расстоянии. Гофману, видимо, было не слишком уютно в своем теле».

Слайд 15. Компанию Гофману составляли люди творческие: издатели, актеры, музыканты. Гофман был душой компании: часто рисовал своих друзей.

Слайд 16. В марте 1804 года Гофмана переводят в Варшаву и назначают на должность правительственного чиновника; здесь начинается дружба Гофмана и Юлиуса Эдуарда Хитцига. В декабре Гофман создаёт двухактный зингшпиль «Весёлые музыканты», и впервые на титульном листе партитуры появилось имя Амадей. Гофман написал музыку к спектаклю Вернера «Крест на Балтике». Его «Весёлых музыкантов» поставили на сцене в Варшаве.

В 1805 году у Гофманов родилась дочь ЦецИлия, первый и единственный ребенок. 31 мая в Варшаве создалось «Музыкальное общество», и одним из его руководителей стал Гофман. Для общества купили новое здание – дворец МнИшеков. Эрнсту предложили заняться оформлением дворца. Он переселился в мансарду дворца, потому что за квартиру платить было нечем. По случаю открытия Музыкального общества Э.Т.А. Гофман дирижировал своей симфонией ми-бемоль мажор.

28 ноября 1806 года Варшаву заняли войска Наполеона; прусские учреждения закрылись, Гофман лишился должности, и семья осталась без средств.

Обещанный перевод в Вену сорвался и Эрнст отправился в Берлин, в надежде на помощь своего друга Хитцига. Но в Берлине должности для Гофмана нет, причем он пытался зарабатывать на жизнь исключительно искусством. В это время композитор познал нужду и голод.

В январе 1807 года Миша с Цецилией уезжают в Познань, к родственникам. Девочка умерла в августе на руках у матери. Эрнст жил в мансарде дворца МнИшков, в это время он тяжело заболел.

Слайд 17.Позже он поехал в Познань за Михалиной. Вместе они направились в Бамберг на юге Германии.Гофман приглашен в театр Бамберга в качестве помощника директора и капельмейстера. Город был почти так же прекрасен, как Прага. В театре Гофман выполняет обязанности режиссера, драматурга, декоратора и композитора. Жители Бамберга оценили своего нового капельмейстера. У Гофмана не было отбоя от учеников, и он не отказывался от уроков музыки. Кроме денег, уроки приносили новые знакомства.

Гофман периодически работал как дирижёр, композитор и декоратор в театрах Берлина, Лейпцига, Дрездена, а теперь Бамберга, писал статьи о музыке для журналов. Ему принадлежат оперы, симфонии, хоры, камерные сочинения.

Слайд 18. В Бамберге Гофмана пригласили в дом семейства Марк в качестве учителя музыки. В семье было трое детей. НаибОльшими музыкальными способностями обладала Юлия. Девочка очаровала Гофмана своей кротостью, музыкальностью и красотой. Учитель нашел в Юлии внимательного слушателя. Часто Юлия была первой слушательницей фантазий Гофмана, как литературных, так и музыкальных. Летом Гофман задумывает оперу «Ундина». Фридрих де ла Мотт Фуке написал либретто к опере.

Но случился скандал: Гофман безответно влюбился в свою юную ученицу Юлию. После окончательного разрыва с ней (в декабре 1812 года она вышла замуж за купца Греппеля и покинула город). В Бамберге Гофман прожил с 1808 по 1813 год. Гофмана ничто не удерживало в Бамберге. Семья вернулась в Берлин. 1 июля он арендует квартиру на ТаубенштрАссе, 31 (на Жандармском рынке), ставшую последним его пристанищем. Дружба с ДевриЕнтом. В сентябре выходит 1-й том «Эликсиров сатаны».

Слайд 19. 22 апреля 1816 при помощи верного друга Гиппеля, Гофман был назначен советником Берлинского апелляционного суда. Его финансовое положение упрочилось.

Вскоре Гофман сделался своего рода берлинской знаменитостью, он прославил погребок «Люттера и Вегнера», где встречался со своим другом знаменитым актером Людвигом ДевриЕнтом. Друзья устраивали в погребке юмористические импровизации, собирая вокруг своего стола восхищённых берлинцев. Эдуард Хитциг рассказывал, что Гофман после очередного спектакля или концерта засиживался в кабачке до рассвета, рассказывал блистательные истории или набрасывал карандашом карикатуры.

После шумного вечера, Гофман мучился бессонницей и садился писать. Иногда его разогретое вином воображение порождало такие кошмары, что он будил жену, и она садилась возле него с вязанием. Истории лились с его пера одна за другой. Так появились вещи, вошедшие в будущем в отдельный сборник, названный им «Ночные рассказы» («Ночные повести»). В книгу вошли мрачные новеллы «Майорат» и «Песочный человек».

Слайд 20. В Королевской придворной опере в Берлине была поставлена первая романтическая опера в трех актах – «Ундина», над которой Гофман работал два года. Либретто написал Генрих Карл де ля Мотт Фуке, писатель-романтик. Опера пользовалась большой популярностью и была поставлена на сцене 20 раз. И другая его опера, «Русалка» (1809), так же имела успех.

Сегодня этот театр называется Берлинская государственная опера.

Слайд 21.29 июля 1817 года случилось несчастье – в театре время пожара сгорели декорации «Ундины». Сохранились копии партитур, сделанных заблаговременно. Они хранятся в Государственной библиотеке. После пожара, успеху оперы пришел конец. При жизни Гофмана ее больше не ставили.

Слайд 22. Образы, созданные саркастическим умом Гофмана, по сей день живут в кинематографе, на сцене театров и в умах читателей всего мира.

Образ капельмейстера Иоганнеса Крейслера, музыканта-энтузиаста, - одно из лучших созданий Эрнста Гофмана. Иоганнес Крейслер, фигура во многом автобиографичная, выступает одним из действующих лиц и в незаконченном романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1822). Повествование и здесь ведется в двух планах. Дневник полубезумного музыканта, воспринимающего действительность в фантастическом преломлении, перемежается страницами из автобиографии кота, чье самолюбие, сентиментальная глупость, упоенность сомнительными достоинствами вызывает иронию.

Ирония писателя прозвучалаи в сатирической повести-сказке «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819). В ней злой уродец, получивший способность присваивать чужие заслуги, труд, славу и любовь, отчего страдают достойные люди. Таким образом, фантастический вымысел как бы образует ось мещанского бытия, давящего романтические мечты и человеческое достоинство, и пародирует манию величия деятелей немецких карликовых государств. В конце концов, он разоблачен и получил по заслугам.

Слайд 23. На основе фольклора возникают сказки «Щелкунчик и мышиный король», «Чужое дитя», «Королевская невеста», где свет доброты разгоняет мрак зла, где происходят сражения кукол и зверей. Ремесла, отброшенные в прошлое капиталистическим производством, вызывают у Гофмана чувство скорби и сожаления, потому что вместе с их утратой угасла радость творческого труда и соревнования. В 1806 году в Варшаве, работая над созданием «Музыкального общества», Гофман подружился с Юлиусом Эдуардом Хитцигом, немецким юристом, издателем и писателем. Дети Хитцига стали героями сказки «Щелкунчик и мышиный король».

Слайд 24. В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

П. И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик» мотивам сказки Гофмана, либретто в точности не следует содержанию. Автор либретто Мариус Петипа. Действие не следует сюжету сказки Гофмана. По своему общему идейному смыслу «Щелкунчик» Чайковского имеет много общего с другими его балетами: здесь тот же основной мотив преодоления «злых чар» победоносной силой любви и человечности. Недоброе, враждебное человеку отражено в образах таинственного фокусника Дроссельмейера, совы на часах и мышиного царства. Им противопоставлен мир детской души, - еще робкой, пугливой, но именно потому особенно трогательной в своей сердечности и инстинктивном стремлении к добру. Нежная преданность Клары побеждает колдовство Дроссельмейера, освобождает из плена прекрасного юношу Щелкунчика, утверждает свет и радость. В сказке Гофмана мастер Дроссельмейер – добрый крестный детей, дирижирующий всеми рождественскими приключениями.

Слайд 25. В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Последние произведения писатель надиктовал, будучи скован параличом. Это окончание «Повелителя блох», новелла «Угловое окно». Умер Эрнст Теодор Амадей Гофман в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище в районе Кройцберг. Жизни Гофмана и его произведениям посвящена опера Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана», а поэму «Ночь Гофмана» написал украинский писатель Микола Бажан.

После смерти писателя его жене достались бесконечные долги. 19 оригиналов музыкальных произведений мужа Михалина подарила прусскому королю.

Слайд 25. Гофман оставил нам свои бессмертные новеллы, рассказы и роман – один из лучших в литературе XIX столетия. «Житейские воззрения Кота́ Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах».

Оказалось, что кот, излагая свои житейские воззрения, рвал на части первую попавшуюся ему в лапы книгу из библиотеки хозяина, чтобы использовать выдранные страницы «частью для прокладки, частью для просушки». Под кошачьи лапы попало жизнеописание Иоганнеса Крейслера и по небрежности наборщиков эти страницы тоже были напечатаны.

Так, жизнеописание гениального композитора было представлено как макулатурные листы в кошачьей биографии. Гениальная фантазия Гофмана, придала горькой самоиронии такую форму.

Слайд 26. Память об этом одаренном человеке сохраняется в Германии и в России. Известно о трех музеях Э.Т.А. Гофмана в мире: в немецком Бамберге, где писатель прожил около 4 лет в доме № 26 по Шиллер-плац. Именно в этом городе он утверждается как писатель. Теперь здесь расположен дом-музей Гофмана.

Слайд 27. Второй музей - в Калининграде. В музее существует экспозиция, посвященная Гофману. Здесь проводят выставки, представления, посвященные писателю. В социальных сетях создан сайт «Мир Гофмана». Примерно в 70 метрах от того места, где был дом Гофманов на Французской улице-25, стоит памятный камень

Слайд 28. Третий музей – в г. Светлогорске, прямо рядом с гостиницей «Дом сказочника». Переулок Э.Т.А. Гофмана появился на карте Светлогорска в 2005 году. В переулке создан своеобразный музей, посвященный писателю и Калининграду-Кёнигсбергу. Гостиница, расположенная недалеко от берега в густом сосновом бору, построена в необычном стиле, отсылающем к немецкой архитектуре рубежа 18-19 веков.

Слайд 29 Во дворе среди деревьев таятся герои новелл Гофмана. Здесь можно увидеть Щелкунчика, кота Мурра, Мышиного короля и многих других персонажей в окружении целого игрушечного города с домами, дорогами и мостами. Помимо вымышленного поселения, в парке скульптур при отеле есть уменьшенные копии и настоящих средневековых городов, например, подробный план Кенигсбергского замка 14 века.

Слайд 30. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств. Его книги были переведены на русский язык и переиздаются. В 1991 г. вышло шеститомное Собрание сочинений, издано Малое собрание сочинений в одном томе, трехтомник, отдельные сочинения для детей и взрослых. Чудесные истории, полные фантазии и необычных сюжетов откроются вам в книгах Гофмана.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: