Тема: «Лирические и протяжные песни»




Предмет «Слушание музыки»

Класс отделения «Фортепиано», «Духовые и ударные инструменты» (20.01)

Тема: «Урок-путешествие»

Уважаемые родители, обращаюсь к Вам с просьбой помочь детям ознакомиться с материалом и выполнить задания. Работу ребёнка сфотографировать и отправить мне на

Whatsapp 89129778103 или эл.почтуsevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

Ребята, сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие по Италии. Посмотрите видео https://vk.com/video2255151_456239712

 

Задание:

Запишите всё по ходу урока и запомните.

 

 

Класс отделения «Хоровое пение», «Духовые и ударные инструменты» (19.01)

Тема: «Кульминация, как этап развития тематизма»

Уважаемые родители, обращаюсь к Вам с просьбой помочь детям ознакомиться с материалом и выполнить задания (можно выполнять в письменном или печатном варианте). Работу ребёнка сфотографировать и отправить мне на

Whatsapp 89129778103 или эл.почтуsevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

Ребята, выполните задания:

1.Что такое «Кульминация» - определение написать.

2. Разберем стихотворение А. Шибаева «Была тишина»:

Была тишина, тишина, тишина...

вдруг грохотом грома сменилась она!

и вот уже дождик тихонько - ты слышишь?

– закрапал, закрапал, закрапал по крыше...

наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

Вопрос: На каких словах была Кульминация?

Стихотворение звучит достаточно музыкально. В нем слышатся различные динамические оттенки, паузы, кульминация.

Задание: Расставьте в этом стихотворении динамические оттенки.

Вопрос: Что можно считать Кульминацией - звуки грома или дождя?

Вопрос: К чему должно привести развитие музыкальных тем в произведениях?

К чему стремиться мотивное развитие?

Цель развития музыки – это Кульминация.

Есть разные способы достижения Кульминации: Послушайте и сравните пьесы «Рост елки» из балета «Щелкунчик» Чайковского https://www.youtube.com/watch?v=3EzXyEZls5s

и «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Грига (слушали на прошлом уроке).

Какими средствами (приемами развития) достигается Кульминация и где в пьесе (начало, середина. конец) она звучит? Чайковский сумел передать в звуках весь этот захватывающий сюжет с помощью простого приема: секвенции и расширения музыкального пространства за счет противоположного движения музыки: вверх и вниз. Нежный, короткий мотив у струнных, напоминающий вздох, «растет» выше и выше, а бас погружается ниже, глубже – звучащая волна заполняет собой все пространство. Какие элементы музыкальной речи помогают раскрыть муз. образ и достичь Кульминации в этих пьесах? (письменно). В пьесе «Рост елки» Кульминация достигается «поэтапно» (было несколько подходов к Кульминации), а в пьесе «В пещере горного короля» - «единой волной» (один длинный подход) Запишите: Способы достижения Кульминации в музыке:

1) поэтапно 2) единой волной

Задание:

Послушайте и определить способ достижения Кульминации в пьесах:

1) Чайковский Па-де-де из балета «Щелкунчик» https://www.youtube.com/watch?v=20WCC9zvy3g

2) Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года» https://www.youtube.com/watch?v=rwF4Hg_NYZs

Класс отделения «Хоровое пение» (18.01)

Класс отделения «Народные инструменты»,

«Духовые и ударные инструменты» (21.01)

Тема: «Лирические и протяжные песни»

Ребята, прочитайте текст:

Лирическая песня – один из самых распространенных песенных жанров. Эти песни пел тот, кто хочет, где и когда хочет, то есть полная свобода исполнения. Лирическая песня, в отличие от многих других жанров, не связана ни с трудовым процессом, ни с обрядом, ни с праздником. В лирической песне главным было не показать событие, а отразить отношение к этому событию, выразить чувства, мысли, настроение человека. В лирических песнях нашли выражение самые сокровенные переживания и чаяния народа. В народе говорили: «Не я пою, душа поет». Ведущее место в народной среде этот жанр занял с 16 века. Лирическая песня вобрала в себя все достоинства предшествующих жанров. В дальнейшем развивалась параллельно с другими жанрами, и они продолжали оказывать друг на друга влияние (например, исторические, свадебные).

Тематика лирических песен разнообразна:

1. Большая группа песен рассказывает о тяжелой женской доле. Нередко в них воплощалась тема векового страдания народа, социальная, семейно-бытовая тематика. Например, №31 «Исходила младенька», №32 «Лучинушка».

2. Песни на любовную тематику. В большинстве случаев это тема неразделенной, невысказанной любви, тема разлуки. Многие песни на любовную тематику начинаются обращением к соловушке. Образ соловья, его пение олицетворяют любовную тоску. Часто используются другие параллелизмы. Характерно, что в любовных лирических песнях даже самые горькие, трагические чувства выражены очень сдержанно, строго, без надрыва. Например, №33 «Надоели ночи».

3. Песни о гибели молодца на чужбине, вдали от родного дома, песни о боевой походной жизни русского воина, о судьбах вождей и участников крестьянских восстаний, то есть молодецкая лирика. В этих песнях переживания показаны на фоне печальных картин природы – безродное поле, пустынная степь, одинокие горы. Например, №34 «Уж ты, поле мое».

4. Лирическая рекрутская песня, которая возникла в 18 веке, в связи с введением при Петре I долгосрочной солдатской службы.

В протяжной лирической песне сформировался свой, особый музыкальный и поэтический язык, свои приемы развития.

Характерные черты протяжной лирической песни:

1.Распевность. Русская распевность – это широкое, протяженное развертывание мелодической мысли. В народе говорили: «Коль душа коротка, протяжной песни не спеть». Показательно, что лирическая песня есть у всех народностей, а протяжная только у русских.

Распевность достигалась разными способами:

а) Развернутость самого мелодического рисунка песни, величавость движения, с характерным музыкально-ритмическим растягиванием заключительного слога каждой фразы («Исходила младенька»).

б) Внутрислоговая распевность, на один слог может приходиться от 3 до 20 звуков («Надоели ночи»).

2. Широкий диапазон, до 1,5 октав. Использование ходов на широкие интервалы (секста, септима, октава). Характерен заключительный восходящий октавный ход.

3. Свобода, импровизационность развития.

4. Неквадратная структура напева.

5. Характерны размеры: 5/4, 7/4, 6/4, 11/4, 7/8, переменные размеры.

6. Ладовой основой служит диатоника во всем ее разнообразии. Характерна ладовая переменность.

7. Богатство подголосочной, полифонической фактуры в многоголосной протяжной лирической песне.

8. Многие напевы строятся на основе одного мелодического звена, которое при повторах расцвечивается.

9. Богатство, красочность поэтического языка. Обилие ярких эпитетов, метафор, параллелизмов. Ведущая роль мелодии. Она не зависит от закономерностей стихотворного текста, наоборот подчиняет слова себе. Поэтому часто встречаются повторы слов, словообрывы, восклицания типа «Эх», «Ой» и т. п. Причем, чем богаче и свободнее мелодическое развитие, тем больше искажение стиха.

10. Во многих жанрах один и тот же текст часто пелся на разные мелодии. В протяжной лирической песне, как правило, за каждым напевом закреплен определенный текст.

В быту протяжные лирические песни исполнялись соло (их называли «одиночные») или хором (их называли «артельные»). Протяжные лирические песни делились на:

1. Массово-обиходные. Исполнялись рядовыми певцами, в быту. Они более простые, в них мало распевов, довольно четкая структура, музыка больше подчинена тексту.

2. Песни специальные или песни отдельных мастеров. В них сложные мелодии, много больших распевов. Исполнение таких песен требовало особого мастерства. Высоко талантливой исполнительницей протяжной лирической песни была воронежская певица Арина Колобаева (1840-1914 гг.). Выступала с двумя дочерьми.

Мелодии протяжных лирических песен использовали русские композиторы в своих произведениях:

«Исходила младенька» - Мусоргский «Хованщина» песня Марфы;

«Уж ты, поле мое» - Римский-Корсаков «Псковитянка»;

«Надоели ночи» - Римский-Корсаков Фантазия для скрипки с оркестром.

Задание: Ребята, найдите и послушайте в интернете любые 5 протяжных лирических песен. Определите к какой из четырёх тематических групп относятся каждая из них.

 

 

Уважаемые родители, обращаюсь к Вам с просьбой помочь детям ознакомиться с материалом и выполнить задания (можно выполнять в письменном или печатном варианте). Работу ребёнка сфотографировать и отправить мне на

Whatsapp 89129778103 или эл.почтуsevostyanova0170@gmail.com, сот.тел. 89195763068

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: