Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
Учебный год
Этап I (школьный)
Ответы к заданиям для 5-6 классов
Максимальный балл за работу – 56.
(Дробное число округляется в пользу ученика, например, 9,5 = 10)
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы или выберите из данных в скобках, поставьте недостающие знаки препинания, дефисы.
Пропущенные буквы пишите внутри квадратных скобок. При выборе букв нужную оставьте, ненужную зачеркните;при слитном написаниисоедините предыдущую букву с последующей, при раздельном – поставьте вертикальную разделительную черту.
И мы поехали. К сёдлам нашим были привязаны гостинцы — голова сахару (,) шуба на рыжем меху () и живой двухнедельный козлёнок. Дорога шла качающимся промокшим лесом (,) стальная звезда плутала в кронах дубов. Меньше чем в час мы доехали до города, где были побелевшие от пыли грузовики (,) орудийные упряжки () и сломанные телеги. Я стукнул в знакомое окно — белое облако пронеслось по комнате. В кофте с обвисшим кружевом Томилина выбежала на крыльцо. Горячей рукой она взяла мою руку () и ввела в дом. В большой комнате висело бельё (,) а незнакомые люди спали на койках, поставленных без промежутков, как в госпитале.
— Когда вы нас увезёте отсюда? — сжимая мою руку, спросила Томилина.
Проснувшийся старик тряс головой. Маленький Миша прижимал к себе козлёнка () и заливался счастливым беззвучным смехом. Над ним стоял Суровцев и вытряхивал из карманов казацких шаровар шпоры (,) пробитые монеты (,) свисток на жёлтом витом шнуре. В этом доме скрыться было негде, и мы ушли в дощатую пристройку.
(по И. Э. Бабелю)
В тексте сохранена авторская пунктуация, однако при выполнении задании учащимися допускаются варианты постановки знаков препинания в пределах правил пунктуации.
Оценка грамотности: минус 1 балл — орфографическая ошибка, минус 0,5 балла — пунктуационная ошибка.
Баллы вычитаются из допущенного максимального количества баллов; при количестве ошибок, превышающем максимальный балл, за задание ставится 0 баллов (отрицательные баллы не переносятся в оценивание остальных заданий работы).
Максимальный балл – 15.
2. Кратко объясните значение употреблённых в тексте слов:
гостинец, плутать, крона, шаровары, шпора, дощатый. (Значения определяются по толковым словарям)
Гостинец — подарок, часто в виде лакомства.
Плутать — бродить, сбившись с пути, блуждать, ходить бесцельно.
Крона — совокупность веток и листьев в верхней части растения.
Шаровары —штаны свободного покроя, широкие в верхней части и сужающиеся книзу.
Шпора — металлический стержень, прикрепляемый к сапогу всадника и служащий для управления лошадью.
Дощатый — сделанный из досок.
За каждое верное толкование по 2 балла.
— 1 балл в каждом примере за фактические и речевые неточности в значениях слов
Всего 12 баллов.
3. Распределите слова с омонимичными корнями на несколько групп в зависимости от значения корня.
Горка, пригорюниться, загорелый, сгорать, горевать, пригорок, горение, горняк, горемыка, угореть, гористый, горестный.
Должно получиться 3 группы:
1) горка, пригорок, горняк, гористый – «относящийся к горе»;
2) пригорюниться, горевать, горемыка, горестный – «относящийся к горю»;
3) загорелый, сгорать, горение, угореть – «относящийся к действию от гореть »;
За каждую группу слов по 1 баллу.
+ по 1 баллу за краткое обоснование
Всего 6 баллов.
4. Согласны ли вы с утверждением «От глагола ходить легко образуется будущее время — схожу, сходишь, сходит...»? Если согласны, обоснуйте ваше мнение, если не согласны — также обоснуйте его и исправьте утверждение.
Это утверждение неверно. Схожу и т. д. - это не формы будущего времени от глагола ходить, а формы глагола сходить. От глагола ходить будущее время образуется по-другому: буду ходить, будешь ходить и т. д.
За полное объяснение 2 балла.
+ 1 балл за использование терминологии (будущее простое / сложное время)
NB! ответ «да, согласен» или «нет, не согласен» не засчитывается.
Всего 3 балла.
Выпишите слова, имеющие падежные окончания, укажите падежи.
Брызнул дождик. Небо — решето.
Вдруг радуга раскрасила горизонт.
Гражданин в троллейбусе
Поднял воротник пальто
И пытался раскрыть зонт.
(И. С. Холин)
Дождик□ (И. п.), небО (И. п.), решетО (И. п.), радугА (И. п.), горизонт□ (В. п.), гражданин□ (И. п.), в троллейбусЕ (П. п.), воротник□ (В. п.), зонт□ (В. п.).
За каждый пример с верно указанным падежом по 1 баллу.
За слово пальто минус 2 балла! У него нет падежного окончания.
Всего 9 баллов.
Расставьте ударения в следующих словах.
БАнты, ворвалАсь, дозвонЯтся, запертА, красИвейший, навЕрх, намЕрение, прибЫв, сОгнутый, цепОчка.
По 0,5 балла за каждое верно поставленное ударение.
Всего 5 баллов.
Определите, сколько раз встречаются данные звуки в следующих предложениях. Подчеркните все места, где при чтении слышится звук...
1)....[ з ]: З натный был мороз прошлой зимой, мы не выле з али и з дома и пили чай со с добными булками. — 4 раза;
2)....[ й' ]: Е жу понятно, что тво я й огуртница сломалась. —3 раза;
3).... [в], [в’]: При в ет, В о в а! Пер в ый раз в ижу тако г о смело г о и самоот в ерженно г о мальчика, которо г о не в гоняет в краску присутст в ие стоматологов. — 12 раз.
За полный правильный ответ в каждом примере по 2 балла.
— по 1 баллу за одну ошибку в каждом примере.
NB! При верном подчёркивании букв не считать ошибкой неправильно подсчитанное количество примеров.
Всего 6 баллов.