Работа по правилам для чтения
Необходимо прочитать правила для чтения и вспомнить, какие из них выполняет ваш ребенок, какие - нет.
Когда дети постигают азы чтения, необходимо помочь им научиться читать бегло, грамотно, выразительно, так как неумение читать сказывается не только на успеваемость, но и на общем развитии детей.
Чтение ситуации и прослушивание ответов детей
Одна из мам рассказывала:
" Вова не любил читать, ленился, А из-за того, что мало читал, не мог научиться быстрому чтению. Получилось что-то вроде заколдованного круга. Что делать? Тогда я стала выбирать интересные книги и читать ему на ночь. Обычно договаривалась, что кончим пораньше свои дела и я ему почитаю. Он забирался в кровать и с нетерпением ждал, когда я приду. Читали и оба увлекались: Что будет дальше? Уже пора свет гасить, а он: "Мамочка, ну пожалуйста, ну ещё одну страничку!". Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не мог дождаться, дочитывал рассказ до конца сам. И уже не я ему, а он говорил: "Прочти обязательно".
Поспрашивайте своего ребёнка:
1. Ты любишь слушать, когда тебе читают?
Вы и сами без труда ответите на этот вопрос, стоит понаблюдать: Как слушает ваш ребенок? Задает ли он вопросы после чтения? Пытается ли поговорить о прочитанном? Хочет ли высказать свое мнение об услышанном?
2. Есть ли книга, которая тебе особенно понравилась?
Что ребенок может рассказать о своей любимой книге? Помнит ли сюжет, героев, идею? Может ли прочесть отрывок наизусть? Помнит ли название книги? Называет ли фамилию писателя?
И если ваш ребенок ответил на все вопросы – считайте, что вы получили за сданный экзамен оценку “5”. Успехов вам в вашем творчестве!
4. Знакомство с памяткой " Как обсуждать с ребенком прочитанное?"
Памятка
- Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова.
- Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового узнал?
- Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга?
- Предложите ребенку нарисовать картину к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.
Разговор о технике чтения
Техника чтения или беглость чтения в образовательном процессе имеет важное значение, так как слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено, а затем в старшее, будет тонуть в потоке информации. Беглость чтения не придет сама собой, ее нужно развивать.
В начальной школе ученики осваивают такое чтение, которое состоит из чтения вслух и чтения молча (про себя). Чтение вслух предназначено для слушателей, поэтому оно должно быть целыми словами, четким, внятным, без неоправданных пауз, безошибочным и выразительным. Чтение молча (про себя) – это чтение “глазами” без речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно еще не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик еще не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.
Эти формы чтения дополняют и обогащают друг друга. Обучать детей необходимо и чтению вслух, и чтению про себя. Особенно труднее научить чтению вслух, потому что в этом процессе принимают участие речь, слуховые и зрительные анализаторы, мышление и память. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, шрифт, четкость печати. Быстрота темпа чтения зависит от развитости речедвигательного аппарата и его возможности. Поэтому следует его развивать путем упражнений и артикуляционной гимнастикой. Можно использовать разнообразные виды чтения. Это чтение вслух громко и уверенно, чтение медленно и тихо, чтение шепотом.
Хороший эффект в этой работе приносят упражнения со скороговорками, загадками, считалками, пословицами. При работе над скороговорками необходимо преодолевать все трудные звукосочетания. Важно произносить сложное слово по слогам, пусть в медленном темпе, но произносить без каких-либо затруднений и оговорок. Сначала беззвучно, потом шепотом и медленно, затем вслух и быстро, но четко.
За один месяц средний прирост слов должен составлять не менее 8–10 слов в минуту.
Существует некоторые приемы, которые помогают овладеть навыками беглого чтения:
1. Проведение ежедневных тренировок, читать как можно чаще.
2. Самозамеры.
3. Чтение перед сном.
Если скорость чтения достигла 40–50 слов в минуту и дальше не растет, то такое чтение может стать устойчивым и труднопроходимым. В таком случае необходимо использовать многократное чтение коротких отрывков текста. Читать можно ежедневно три отрывка по три раза подряд. Делается это так. Ребёнок читает незнакомый текст в течение одной минуты, при этом определяется количество слов, например – 51. Потом он читает этот же отрывок второй раз, и опять определяется количество слов, их – 56. Читается третий раз этот же отрывок. Замер слов увеличивается, их – 60. Если читать, таким образом, каждый день по три отрывка, то прибавка скорости чтения за две недели составит 10 – 15 слов в минуту, а значит, у ребёнка увеличилась скорость чтения.
Выбор текста для замеров скорости чтения должен отвечать следующим требованиям:
- Текст должен быть незнакомым, но слова должны быть все знакомые.
- Числительных быть не должно.
- Прилагательных должно быть мало.
- Короткие слова тоже нужно учитывать.
Правила для читателя
1. Старайся читать вслух, не торопясь, глубже вникай в смысл прочитанного.
2. Обрати внимание на то, как ведут себя герои книг, учись у них хорошему.
3. Закрывая книгу, подумай, чему она тебя научила.
4. Умей беречь книгу.
Памятка для детей и родителей.
1. При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
2. Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
3. Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
4.Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
5. До и во время чтения книги выясните значение трудных или незнакомых слов.
6. Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового их нее он узнал.
7. Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
8. Какие слова или выражения запомнились ему?
9. Чему учит эта книга?
10. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Мнение психолога
Одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами. В школьной практике чаще встречаются три основные группы этих причин.
Первая - связана с недостатками в развитии познавательных процессов учеников: затруднениями мыслительной операции синтеза звукобуквенных элементов; несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обуславливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ребёнка: он не может “схватить” целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором “забежать” вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь, таким образом, к последующей артикуляции.
Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учеников, в частности проявляющихся в затруднении артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, “смешиваются”, что приводит к непониманию прочитанного. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.
Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.
Преодоление медленного чтения у детей требует проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение психологических причин, закрепление и развитие достигнутых успехов в чтении. За помощью в организации этих занятий следует обратиться к психологу и логопеду.
Памятка для родителей.
1. Ничего не делайте за ребенка из того, что он может и умеет делать сам.
2. Воспитывайте читателя личным примером.
3. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги,
которые могли бы чем-то его привлечь.
4. Можно купить школьнику аудиокнигу по произведениям русских классиков, можно найти
и показать достойный фильм, снятый по классике, а потом попросить прочитать книгу.
Обсудите различия.
5. Приучите ребенка значение любого незнакомого слова смотреть в словаре.
6. Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.
7. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого
человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.
8. Поручите школьника составить каталог домашних книг.
9. Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.
10. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.
11. Убедите школьника записаться в городскую библиотеку и посещать ее не реже двух раз в месяц. Учитель с удовольствием порекомендует интересные книги.
Памятка для родителей
- Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, цитируете, смеетесь, делитесь прочитанным, заучивает наизусть.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
- Показывайте, что вы цените чтение, покупайте книги, дарите их и сами получайте в качестве подарка, выражая радость.
- Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине).
- Почаще спрашивайте мнение детей о прочитанных ими книгах.
- Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов - пусть дети больше читают.
- На видном месте дома повесьте список, где отражается прогресс ребенка в чтении книжек (сколько книг прочитано и за какой срок)
- В доме должна быть библиотечка.
- Выделите дома специальное место для чтения.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их.
- Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
- Детям лучше начинать читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них будет чувство законченности и удовлетворения.
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить навык уверенности в себе.
- Пусть дети каждый вечер читают в постели перед сном (только сидя, а не лежа).
- Сделайте чтение приятным времяпровождением.
- Не заставляйте читать насильно.
- Не навязывайте книги по своему вкусу, только ненавязчиво посоветуйте.
- Не заставляйте ребенка «сражаться с книгой», если она трудная.
- Не ожидайте слишком быстрых успехов.
- Не сравнивайте уровень чтения ребенка с другими.
- При чтении ребенком трудного слова, подскажите это слово, значение найдите в словаре (лучше вместе с ребенком).
И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу. В обращение с ребёнком помните народную мудрость:
«Кто не возьмёт лаской – не возьмёт и строгостью».