Карибский кризис и его последствия.




Лекция 50

СССР и крушение колониальной системы

План:

Распад колониальной системы: причины и основные этапы.

Локальные конфликты в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

3. СССР и Суэцкий кризис 1956 г.

Идея социалистической ориентации развития.

Карибский кризис и его последствия.

 

1. Развитие процесса деколонизации, распада колониальных империй европейских держав было обусловлено рядом причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий или прифронтовой зоной. В колониях строились базы снабжения армии и флота, ремонтные мастерские, заводы по производству боеприпасов и легкого вооружения, аэродромы. Многие жители колоний были призваны на военную службу в армию метрополий. Ряд колоний — Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию в период 1942-1944 гг. оккупировала Япония. На этих территориях сложилась система местного самоуправления. Всё это подорвало веру во всесилие европейских колонизаторов, укрепило социально-экономические и политические предпосылки перехода к независимому развитию.

• С созданием ООН, признанием мировым сообществом прав народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение) стремление народов колониальных и зависимых стран к освобождению получило международно-правовую базу.

• Немаловажную роль в развитии процесса деколонизации играло то, что народы, борющиеся за свободу, могли опереться на политическую, а иногда и военную поддержку великих держав - СССР, а затем и Китая, не заинтересованных в сохранении колониальных империй европейцев.

Многие из бывших колоний приобрели независимость относительно мирным путем. Великобритания, столкнувшись с подъемом освободительного движения в Индии, в 1947 г. предоставила ей независимость. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. — Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Голландия признана независимость Индонезии после войны (1945-1949 гг.). Малайя стала независимой от Великобритании лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны.

С наибольшим упорством свою колониальную империю удерживала Франция. После поражения Японии государства Индокитая (Камбоджа, Лаос и Вьетнам) провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против этих стран. В 1949 г. Камбоджа и Лаос получили независимость. Однако во Вьетнаме боевые действия продолжались. Лишь к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего успеха. Согласно подписанным в Женеве соглашениям, Вьетнам был разделен по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма, Республика Южный Вьетнам вошла в систему союзов США в Азии. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.

В 1954 г. восстание против французских колонизаторов началось в Алжире. Лишь через 5 лет Франция признала его право на самоопределение. В 1962 г. Алжир стал независимым государством.

Большая часть колоний на Африканском континенте освободились в 1960-1961 гг., которые вошли в историю как «год Африки».

Последняя в истории колониальная империя – Португальская рухнула после нескольких десятилетий освободительной борьбы. После революции в Португалии в 1974 г. её бывшие колонии Ангола, Мозамбик и Гвинея-Бисау стали независимыми государствами.

СССР и дружественные ему страны оказывали моральную и материальную поддержку освободительным движениям. Они осуществляли подготовку кадров для повстанческих армий, снабжали современным оружием. Только в Анголу за период 1958-1974 гг. СССР поставил вооружения на сумму в 55 млн. долларов.

 

2. После предоставления независимости Британской Индии произошёл её раскол по религиозному признаку на индуистскую Индию и исламский Пакистан. Между ними уже в 1947-1949 гг. разразилась война из-за оставшихся спорными приграничных территорий, миллионы человек превратились в беженцев. Противостояние Индии и Пакистана, между которыми неоднократно (1965 г., 1971г.) вспыхивали военные столкновения, стало важнейшим фактором политики в Азии.

По решению ООН на территории Палестины, которая управлялась Великобританией по мандату Лиги Наций, предполагалось создать Арабское и Еврейское государства. Не успели эти государства получить международное признание, как между ними разразился вооруженный конфликт. В 1948 г. Израиль захватил всю территорию Палестины. Возникла постоянная напряженность в отношениях между Израилем и соседними арабскими государствами, которая была причиной нескольких арабо-израильских войн — в 1956 г., 1967 г. и 1973 г.

Сложные взаимоотношения сложились на так называемом Африканском роге. Проблема прохождения границы между Эфиопией, Сомали и Эритреей, входившими в состав бывшей итальянской Восточной Африки, породила военные столкновения.

Местом наиболее острых столкновений оказались в 1960-1970-х гг. Заир (бывшее Бельгийское Конго), Нигерия, Ангола, Сомали, Йемен.

Особую сложность приобретали конфликты, связанные с выбором пути развития бывших колониальных и зависимых стран. Политические лидеры, возглавлявшие борьбу за независимость, стремились к скорейшему осуществлению модернизации, преодолению экономической отсталости своей страны. Однако освободившиеся страны сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. Их экономика была развита односторонне, ориентировалась на бывшие метрополии, немногочисленные центры индустрии зависели от технического обслуживания европейскими специалистами. Освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения.

Большинство государств Азии и Африки, за исключением группы нефтедобывающих стран (Ирак, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия и др.), находившихся в особо благоприятных условиях, не могло рассчитывать на успех модернизации без привлечения ресурсов, капиталов и технологий из-за рубежа. Это облегчило бывшим метрополиям сохранение влияния на освободившиеся страны.

Прежние британские и французские колонии оказались членами соответствующих Содружеств. На территории многих из них сохранились военные базы и гарнизоны войск бывших метрополий. В 1950-е гг. в Азии под эгидой США и Великобритании сложился ряд военно-политических союзов (СЕАТО, СЕНТО, Багдадский пакт), их членами стали Пакистан, Иран, Турция, Ирак и др.

3. В начале 1950-х гг. во многих исламских странах сложились группы националистических, патриотически настроенных интеллигентов и военных. Их не удовлетворяла политика стран Запада, направленная на сохранение отношений неравноправия и зависимости.

Первую попытку смены курса предпринял в Иране лидер партии Национальный фронт М. Мосаддык (1881-1967). Став в 1951 г. премьер-министром, он добился национализации нефтяной промышленности, контролировавшейся английским капиталом, стремился ограничить власть шаха. Однако начатые в Иране преобразования прекратились после организованного спецслужбами США и Англии переворота 1953 г., в результате которого правительство Мосаддыка пало.

В Египте в 1952 г. власть захватила группа молодых офицеров во главе с ГА. Насером (1918-1970). Египет был провозглашен республикой. Его руководство решило идти по пути социализма обратилось за содействием к СССР. Советский Союз начал оказывать экономическую и военную помощь Египту. Ему поставили военную технику на 250 млн. долларов (в том числе 330 танков и САУ, 200 самолетов, 500 орудий). При техническом содействии СССР сооружалась высотная Асуанская плотина. Предполагалось, что она обеспечит Египет электроэнергией и позволит держать под контролем разливы Нила.

В 1956 г. правительство Египта объявило о национализации компании Суэцкого канала, большинство акций которой принадлежало Англии и Франции. Поскольку 99-летний срок действия договора о передаче зоны канала компании ещё не истек, правительства Англии, Франции и поддержавшего их Израиля открыли против Египта военные действия. Силы коалиции обладали подавляющим перевесом в воздухе, и армия Египта быстро потерпела поражение. Англо-французские десанты высадились в зоне канала и угрожали Каиру. Резолюция ООН, призывающая к прекращению боевых действий, принятая по инициативе СССР и США, была проигнорирована. Советский Союз предупредил правительства Англии и Франции о готовности «применением силы сокрушить агрессоров и восстановить мир на Ближнем Востоке». В советском послании упоминалась возможность использования «ракетного оружия», что было воспринято в Лондоне и Париже как угроза нанесения ядерных ударов.

Перспектива усиления влияния СССР и его союзников на Ближнем Востоке побудила США в 1957 г. взять на себя обязательство оказать поддержку любой ближневосточной стране, которой будет угрожать «международный коммунизм». США в 1958 г. ввели войска в Ливан, где возник внутриполитический кризис, Англия — в Иорданию. Это вновь вызвало обмен угрозами между СССР и странами Запада, которые снова предпочли уступить.

 

4. Помощь, оказанная СССР Египту и другим странам Ближнего Востока, повысила его авторитет в освободившихся странах. Многие их лидеры обращались к Советскому Союзу за помощью, предоставляемой безвозмездно или на льготных условиях, для решения проблем развития и модернизации вооруженных сил.

В конце 1950-х — начале 1960-х гг. в СССР зародилась идея о возможности, за счёт содействия бывшим колониальным и зависимым странам, подтолкнуть их на путь социалистического развития, расширить свое влияние и ослабить экономические позиции стран Запада. Эти расчёты в целом себя не оправдали.

Советское руководство недооценило сложности и противоречия модернизационных процессов в освободившихся странах. Ради получения помощи СССР многие их лидеры были готовы выступать с осуждением империализма Запада, проявлять терпимость в отношении местных коммунистических партий, созданных при поддержке КПСС. Но если возникала возможность получения помощи от Запада на более выгодных условиях, антиимпериалистическая риторика с легкостью отбрасывалась. Так, Египет в 1972 г. потребовал вывести из страны советских военных советников и вступил на путь улучшения отношений с США.

Процесс модернизации зачастую обострял внутренние, межэтнические и религиозные трения. Их усугубляла необходимость принимать рекомендации советских советников, нередко не знавших местных условий. Развитие стран зависело от взглядов верхушки армии, религиозных лидеров, племенных вождей.

СССР в 1957-1964 гг. в ущерб собственному развитию оказывал экономическую помощь более 20 странам Азии, Африки и Латинской Америки. За его счёт покрывалось до 50% расходов Египта на экономическое развитие до 15% — Индии. Готовность Н.С. Хрущева поддерживать любой режим, выразивший интерес к идеалам социализма, вела к расточению ресурсов СССР, не принося сколько-нибудь значимой экономической или военно-политической выгоды. В последующем большая часть получивших помощь режимов вошла в орбиту влияния развитых стран Запада.

Одним из главных негативных последствий растущего вовлечения СССР в дела освободившихся стран было обострение международной обстановки. Действия советских лидеров в период кризиса 1956 г. вокруг Египта подтолкнули Англию и Францию к созданию собственного ядерного оружия, более тесному их сплочению с США - единственной державой, способной противостоять СССР. В советском руководстве возникла убежденность, что демонстрации силы и решимости, готовности применить ядерное оружие могут быть эффективным инструментом достижения внешнеполитических целей.

 

5. Опасность для всего человечества силовых методов решения международных споров с наибольшей наглядностью показал Карибский кризис 1962 г., вплотную подведший СССР и США к грани ядерной войны.

Победа в 1959 г. на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф. Кастро (р. в 1926), выбор им курса на сотрудничество с СССР вызвали недовольство в Вашингтоне. В 1961 г. США организовали бесславно провалившуюся высадку на Кубе отряда противников Ф. Кастро.

В Москве, напротив, появление первого союзника в западном полушарии было встречено как знамение грядущих перемен в Латинской Америке в пользу СССР. В условиях, когда разведка докладывала о подготовке США высадки крупных сил Кубе, советские лидеры решили поддержать режим Ф. Кастро.

СССР начал размещать на Кубе ракеты средней дальности ядерными боеголовками (60 пусковых установок), способные достичь большинства американских городов. Эти ракеты должны стать противовесом американским базам у границ СССР, в частности в Турции. Подобный шаг, предпринятый втайне не только от мировой общественности, но и от собственных дипломатов, стал известен правительству США благодаря воздушной разведке, расценен как создающий смертельную угрозу безопасности Америки. Последовали ответные меры — введение морской блокады Кубы и подготовка к упреждающим ударам по советским базам на острове. Мир оказался на грани ядерной войны.

Урегулировать конфликт удалось благодаря выдержке и здравомыслию, проявленным президентом США Дж. Кеннеди и советским лидером Н.С. Хрущевым. Ракеты были вывезены с Кубы, США отменили её морскую блокаду, дали заверения в уважении её суверенитета, обещали ликвидировать ряд американских баз в Турции вблизи границ СССР.

Карибский кризис наглядно показал политическим лидерам СССР и США, что соперничество за влияние в мире с использованием угроз и военных средств может привести к опасным последствиям.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими путями происходил процесс деколонизации?

2. Почему освобождение от колониализма обострило многие проблемы развития стран Азии и Африки?

3. Какую роль сыграл СССР в борьбе за независимость бывших колоний?

4. Что такое социалистическая ориентация развития освободившихся стран?

5. В чем причины Суэцкого кризиса 1956 г., Карибского кризиса 1962 г.?

 

Основная литература:

1. Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира в XX в. – М.: «Русское слово – РС», 2005. – с. 301-309.

Дополнительная литература:

1. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времён до конца XX в. – М.: Дрофа, 2005. – с. 472-483.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: