экзаменационного билета):




Вступительное испытание по литературе

Для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования

(9 классов)

 

Вступительное испытание по литературе проводится в устной форме по билетам.

Вопросы экзаменационных билетов составляются на основе программы по

литературе для 9 класса общеобразовательной школы.

Документы, определяющие содержание вступительного испытания по

литературе:

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по

литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998).

2) Примерная программа по литературе для основной общеобразовательной

школы (Допущено Департаментом общего среднего образования

Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки

выпускников основной общеобразовательной школы по литературе». –

М., «Дрофа», 2001).

3) Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по

литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования

Минобразования России, в сб. «Оценка качества подготовки

выпускников основной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2000).

4) Федеральный компонент государственных образовательных стандартов

начального общего, основного общего, среднего (полного) общего

образования (утверждён приказом Минобразования России № 1089 от

05.03.2004 г.).

5) Примерные программы по литературе основного общего образования

(сайт Минобрнауки России https://www.mon.gov.ru).

 

 

Каждый экзаменационный билет включает три вопроса.

Первые и вторые вопросы всех экзаменационных билетов посвящены конкретным произведениям русской литературы, изучаемым в рамках программы 9 класса школы, и предполагает знание содержания литературных произведений, умение самостоятельно работать с текстом, понимание образной природы словесного искусства, тематики и проблематики изученных произведений.

Третий вопрос – чтение стихотворения наизусть по выбору абитуриента.

 

При оценке устного ответа по литературе учитываются следующие позиции:

•понимание вопросов экзаменационного билета, соответствие содержания ответа поставленным проблемам;

• привлечение необходимого объема литературного материала для ответа на вопросы;

• использование необходимых для ответа терминов и понятий;

• ясность и точность изложения мысли, речевая грамотность;

• умение осмысленно и выразительно прочесть стихотворение наизусть.

 

Критерии оценки по литературе

Экзаменационный ответ оценивается по 100-балльной шкале.

Вопрос и 2 вопрос (максимально по 35 баллов)

- жанр, композиция произведения

- основные идеи, проблемы произведения; художественные приемы

- характеристика основных героев произведения

Вопрос (максимально 20 баллов)

- стихотворение прочитано без ошибок

- оригинальный выбор стихотворения, артистизм, эмоциональность чтения, объем

выбранного стихотворения

 

Дополнительные баллы (максимально 10 баллов) за

вопросы, демонстрирующий общий уровень развития:

• историческая эпоха

• основные литературные течения

• связи литературы и других видов искусства

 

1. Общий список авторов и произведений:

• «Слово о полку Игореве»

• Фонвизин Д.И. «Недоросль»

• Грибоедов А.С. “Горе от ума”

• Пушкин А.С. Стихотворения: «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Станционный смотритель».

• Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени», «Мцыри».

• Гоголь Н.В. «Мертвые души», «Ревизор».

• Чехов А.П. «Смерть чиновника».

• Некрасов Н.А. «Железная дорога».

• Толстой Л.Н. «После бала».

• Салтыков-Щедрин М.Е. «Повесть о том, как один мужик двух генералов

прокормил»

• Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

 

2. Основные литературные направления:

1. Классицизм

2. Сентиментализм

3. Романтизм

4. Реализм

 

3. Вопросы по произведениям русской литературы (первое и второе задание

экзаменационного билета):

1. «Слово о полку Игореве»: сюжет и проблематика поэмы.

2. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою

повествования?

3. Сатирическое изображение нравов поместного дворянства в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

4. Как характеризуют Софью, Митрофана и г-жу Простакову их слова и поступки в финале пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

5. Каковы жизненные принципы Митрофана и отношение к ним автора? (По

комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».)

6. Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

7. Монолог Чацкого «А судьи кто?..» и его роль в развитии конфликта

комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

8. Почему подозревающий наличие соперника Чацкий отказывается верить очевидному?

9. Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

10. Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует? (По

комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

11. Образ Чацкого и проблема героя и толпы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

12. «Русский бунт» в изображении А.С. Пушкина. (По роману «Капитанская дочка»).

13. В чём прав и в чём заблуждается Самсон Вырин? (По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).

14. Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

15. Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С. Пушкина.

16. Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора. (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

17. «Письмо Татьяны к Онегину» и его роль в раскрытии проблематики романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

18. Истоки характера и духовная эволюция Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

19. Смысл названия и своеобразие главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

20. Как можно объяснить безразличие Печорина к судьбе своего дневника? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

21. Портрет Печорина в повести «Максим Максимыч», его роль в создании образа «героя времени». (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

22. Женские образы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

23. Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

24. Образ Чичикова и тема живой и мертвой души в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

25. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

26. В чём смысл немой сцены в финале комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

27. Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).

28. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника».

29. Идеи и образы стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога».

30. Почему после увиденной Иваном Васильевичем сцены экзекуции жизнь его меняется? (По рассказу Л.Н. Толстого «После бала»).

31. Весел или печален финал «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина?

32. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе.

 

4. Список поэтов, стихотворения которых рекомендованы для чтения наизусть

(стихотворение должно содержать не менее 12 строк):

1. Пушкин А.С.

2. Баратынский Е.А.

3. Лермонтов М.Ю.

4. Тютчев Ф.И.

5. Фет А.А.

6. Некрасов Н.А.

7. Ахматова А.А.

8. Цветаева М.И.

9. Твардовский А.Т.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: