У пользующихся латинским алфавитом народов одна и та же фонема передается разными буквами.




ГРАФИКА

 

Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историю письменности.

Пиктография (черты объекта) применяется:

1) либо в расчете на неграмотно­го или малограмотного читателя — это рисунки на вывесках

2) либо когда неизвестен язык читателя, например рисунки уборщицы, официанта и т. п. у кно­пок звонков в гостиницах “Интурист”.

 

Идеография (соответствующая идея) применяет­ся в качестве дорожных знаков, к идеографии относятся эмблемы медицины в аптеках, разнообразные условные знаки в картографии и топографии.

 

К иероглифике относятся цифры, выражающие понятие чис­ла, специальные символы наук, например математические зна­ки, в качестве которых могут быть и цифры, и буквы, и специ­альные изображения:

2d, >, <, ∫, √;

или химические:

Н, О, Са, H2SO4;

или шахматные:

Kh6: f 7х, ФbЗ - d5!!

и т. п.

Потребность науки в идеографии объясняется тем, что науке нужно:

Выразить понятие точно

Выразить понятие лаконично

Сделать написание международным

Конечно, идеографическое письмо — письмо “для посвящен­ных”, надо знать соответствующие данной области знания знаки.;

Но основным видом современного письма служит фонематическая фонография, хотя наряду с этим используются и другие ее приемы

(подпись покойного композитора С. С. Прокофьева: СПркфв).

 

АЛФАВИТ

 

Алфавитэто та часть инвентаря графем письма, которая упорядочена в стандартной последовательности, в определенном «алфавитном

порядке». Так, в современный русский алфавит входят все буквы, используемые в русском письме, включая ь и ъ, но не входят знаки ударения и переноса, знаки препинания. Для алфавита важно не столько то или иное звуковое значение графемы, сколько самый факт ее прикрепления к определенному месту в условной последовательности графем.

 

Идеальный фонографический алфавит должен состоять из стольких букв, сколько фонем имеется в данном языке.

Но так как письменность складывалась исторически и многое в письме отражало изжитые традиции, то идеальных алфавитов нет, а есть более или менее рациональные. Среди существующих алфавитов два являются наиболее распространенными и графи­чески удобными: это латинский и русский.

Культура молодых романо-германских варваров зародилась на развалинах Римской империи, к ним пришла латынь как язык церкви, науки и литературы и латинский алфавит, который хо­рошо отвечал фонетическому строю латинского языка, но совер­шенно не соответствовал фонетике романских и германских язы­ков. 24 латинские буквы (в поздней латыни их стало 28) никак не могли графически отобразить 36—40 фонем новых европейских языков. Началось приспособление латинского алфавита к новым языкам.

 

Для пополнения алфавита:

1) буквы снабжались добавочными значками: нижними, типа седиля, перекрестными, на­пример польское ŧ, верхними, например чешские š, č, ž

2) использовать лигатуры (соединения букв) – немецкое β (“эсцет”);

3) использовались комбинации нескольких букв для передачи одного звука, например немецкие ch = [х], sch = [ш].

 

У пользующихся латинским алфавитом народов одна и та же фонема передается разными буквами.

Кроме того, благодаря той же латинской традиции одна и та же буква в пользующихся латинским алфавитом языках употреб­ляется для обозначения разных фонем.

 

В русском алфавите этих недостатков нет. Ему “повезло” в истории: изобретатели славянских алфавитов не просто приме­нили греческий алфавит для славянских языков, а радикально его переработали, и не только по начертанию букв, но и приме­нительно к фонемному составу славянских языков; Приспособление этого алфавита к русскому языку шло постепенно и получило свое юридическое оформление в двух законодательных актах: в личной корректуре Петра Первого (1710) и в декрете Советской власти (1917). Соот­ношение букв хорошего алфавита и состава фонем языка как раз и можно показать на примере русского алфавита.

После реформы 1917 г. русский алфавит состоит из 33 букв

1. Буквы ц, ш, к, г, х (5) абсолютно однозначны.

2. Буквы ч, ж, щ (3) уже не обладают такой однозначностью.

3. Буква и (“и с краткой”, где «кратка» - это знак ˘ над и) однозначна.

4. Буквы л, б, м, ф, в, т, д, н, с, з, л, р (12) обозначают и твердые, и мягкие согласные фонемы благодаря применению диакритической буквы ь и сочетаниям с разными гласными.

5. Буквы э—е, а—я, о—ё, у—ю, ы—и обозначают пять глас­ных фонем, причем двойной комплект букв (10 букв для пяти фонем) объясняется предыдущим пунктом, т. е. графическим приемом обозначения твердого и мягкого слога, так как в рус­ском алфавите нет особых букв для твердых и мягких согласных; тем самым сочетания букв та—тя, ту—тю показывают не раз­личия гласных, а различие согласных: твердые (в написаниях та, ту) или мягкие (в написаниях тя, тю).

6. Буквы е, ё, я, ю (а также и в некоторых случаях и) в начале слов, после гласных букв и после букв ь и ъ в русском письме обозначают слог с сочетанием фонемы [j] и гласной.

7. Кроме того, в русском алфавите есть буквы ь и ъ, которые никаких фонем не изображают, а ь употребляется как знак мяг­кости согласных (мел и мель) или как отделительный или “разде­лительный” (а точнее “предупредительный”) знак, указывающий, что гласную надо читать с предварительным йотом, например: побьем и объем.

ОРФОГРАФИЯ

 

Если бы алфавит был составлен по принципу: “количество букв соответствует количеству фонем языка”, то вопрос об орфографии наполовину бы отпал. Но так как идеальных алфави­тов нет и они складывались исторически, отражая разные тен­денции, то употребление алфавита в письме нуждается в орфо­графических правилах. Кроме правил употребления букв для пере­дачи языка, существуют и иные правила письма, как, например, слитное и раздельное написание слов, правила переноса.

Таким образом, орфографияэто совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил упот­ребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочета­ний, 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

 

Правила орфографии строятся на базе правил графики, поскольку во всяком фонографическом письме господствует принцип передачи значащих языковых единиц путем передачи их звучания. Там, где правила графики указывают на то или иное соответствие как на единственное в известных фонетических условиях, орфография ничего не добавляет к этим правилам.

Но там, где правила графики указывают на наличие нескольких параллельных возможностей, не зависящих от различия в фонетических условиях, орфографическое правило обычно выбирает для каждой данной значащей единицы какую-то одну возможность и предписывает только ее, отбрасывая все остальные.

 

Нормы правописания регулируются различными прин­ципами.

Для орфографии, которая связана с употреблением букв ал­фавита, можно установить шесть принципов, которые сочетают­ся попарно.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: