ПРОПИЛЕИ, ХРАМ НИКИ БЕСКРЫЛОЙ, ЭРЕХФЕЙОН





82. Эрехфейон. Северный портик.

Ворота на Акрополь. После того как был создан Парфенон, афиняне решили украсить Акрополь новыми воротами — Пропилеями. Предполагают, что в первоначальном плане левая и правая стороны Пропилеи должны были быть одинаковыми и вся постройка симметричной. Но около 425 г. до н. э. справа от ворот вырос храм богини победы Ники, и эту часть Пропилеи сделали несколько меньше, чем левую, так как стремились к общему равновесию архитектурных объемов.

Пропилеи воздвигал архитектор Мнезикл. Они состояли из крытых глубоких ворот, образующих пять разделенных колоннами проходов (илл. 83), картинной галереи слева и небольшого помещения с правой стороны. К Пропилеям снизу вел широкий подъем без ступеней, по которому двигалась торжественная процессия в день праздника Великих Нанафиней. Не имела ступеней и широкая средняя часть ворот, служившая для проезда колесниц и всадников54. Лестницы существовали лишь в боковых проходах.


83. Пропилеи. Восточный фасад.

Мнезикл впервые смело совместил в своей постройке дорический и ионический ордера. Торжественность и внушительность внешних дорических колонн открывалась глазам подходящего к Пропилеям человека. Но, войдя под кровлю ворот, он оказывался среди изящных и легких ионических (илл. 84). Чтобы сгладить переход от одного ордера к другому, зодчий в основании дорических колонн сделал квадратные выступы, напоминающие базы. Введением ионического ордера он усложнил и обогатил впечатление от архитектурного образа Пропилеи. Разные размеры колонн дорического ордера — крупных в центре Пропилеи и небольших в боковых частях — также помогают разнообразию.


84. Пропилеи. Колоннада.

Храм Ники Бескрылой. Справа от крупных и массивных Пропилеи виден небольшой храм богини победы, изображавшейся обычно в виде женщины с крыльями. Но на этот раз горожане создали храм Ники Бескрылой, желая, чтобы победа никогда не улетала от них и всегда оставалась в Афинах.

Возвышаясь над мощной крепостной стеной, храм венчает ее своими легкими пропорциями (илл. 85). Выстроенный в ионическом ордере, он несет по четыре колонны на торцовых сторонах и имеет глухие боковые стены без колоннад. Поставленный под углом к Пропилеям, он будто слегка поворачивается в сторону ворот, как бы направляя к ним человека, подходящего к священному холму.


85. Храм Ники Бескрылой. Вид с запада.

Рядом с дорической колоннадой Пропилеи ионический храм Ники может показаться слишком легким (илл. 86). Поэтому в ордер храмика внесены некоторые черты дорики. Древнегреческие мастера не боялись отойти от правил ордера, и, если им казалось нужным, они смело вводили в один ордер элементы другого55.


86. Храм Ники Бескрылой. Вид с востока.

Внутреннее помещение храма небольшое. Стены внутри, возможно, были покрыты росписями: поверхность мрамора стен не отполирована, шероховата. Храм этот был разрушен во время господства турок в Греции, и лишь позднее его вновь восстановили.

Фриз храма Ники. Снаружи храм украшен невысоким фризом из пентеллийского мрамора, на коротких частях которого показаны боги Олимпа, а на длинных — сцены битв с персами (илл. 87). На восточной части фриза изображены торжественные и спокойные боги. Над колоннами помещены преимущественно фигуры стоящие, а между ними боги сидят или слегка склоняются; композиция фриза связана с архитектурой сооружения, как и в других постройках Акрополя.


87. Фриз храма Ники Бескрылой. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Акрополь.

Плиты со сценами битв сохранились плохо. Но в движениях фигур много порывистости, резкости. Особенно выразительны рельефы на северной стороне, показывающие, как на грека нападает конный перс. Убитыми изображены только персы, показанные обычно одетыми в отличие от полуобнаженных или совсем обнаженных воинов-греков. В связи с этим вспоминается рассказ историка Ксенофонта о том, как спартанский царь Агесилай перед битвой с персами приказал раздеть пленных персидских воинов. Греческие гоплиты, увидев белые, незагорелые, как у женщин, тела персов, решили, что противников нечего бояться.

Рельефы с балюстрады храма Ники. В 1835 г. недалеко от храма нашли несколько плит пентеллийского мрамора с изображениями богини Ники. Плиты эти, возможно, были укреплены в древности на верхней части балюстрады, окружавшей постройку. Колонны храма высились над этими рельефами56.

На них показана богиня Ника в различные моменты деятельности: закалывающая жертвенного быка, несущая военные трофеи, развязывающая ремни сандалии перед входом в храм. Ника изображена чаще в профиль. Настроение богини победы в этих рельефах не воинственное, движения спокойные. Мастера с большим успехом изображают теперь красиво ниспадающие складки одежд, изысканную грацию богини, изящные позы. Подобная трактовка Ники не случайна. В последней четверти V в. до н. э. от возвышенных, гражданственных чувств искусство начинает все чаще обращаться к красоте личных, индивидуальных переживаний человека.


88. Ника, развязывающая сандалию. Рельеф балюстрады. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Музей Акрополя.

Рельефы балюстрады храма Ники Бескрылой выражают уже не те чувства, что воплощены в скульптурах Парфенона. В образе Ники с трофеем мастер любуется красотой стройной фигурки богини, гибкостью движений ее тела. В изображении Ники, развязывающей сандалию, складки одежд кажутся прозрачными, они подобны легкой ряби на поверхности воды (илл.88). Раскраска придавала им еще более красивый вид57. Чарующие образы богини Ники воспринимаются порой как волшебное видение, порой как образы реальных прекрасных афинянок. В них подчеркнуто изящество, исчезает величавая строгость статуй Парфенона.


89. Ваза роскошного стиля.

Новые вкусы проявляются и в других памятниках последней четверти V в. дон. э.: в рисунках на сосудах, в скульптуре и в архитектуре. Появляются вазы, украшенные сложными многофигурными сценами, живописные композиции почти совершенно заполняют их поверхность. Подобный стиль в вазописи называют роскошным (илл. 89). Создается статуя богини красоты и любви с яблоками в руке, называемая Афродитой в садах. Подобная стройному деревцу в весеннем саду, она полна грации (илл. 90). Эти произведения по духу очень близки рельефам с балюстрады храма Ники. Усложнение форм, стремление к изысканности видны и в таком архитектурном памятнике Акрополя, как храм Афины, Посейдона и Эрехфея — Эрехфейон.


90. Афродита в садах. V в. до н. э. Мрамор. Римская копия. Париж. Лувр.

Крушение идеалов рабовладельческой демократии. В последней четверти V в. до н. э. прежние идеалы греческого общества испытывают жестокий кризис. Нарастает имущественное расслоение. Древние авторы упоминают об огромном числе обездоленных и нищих. Появляются и очень богатые афиняне. Терпит крушение и демократическая общественная основа греческого города-государства. Философ Антисфен утверждает, что "высшее благо для человека — быть свободным от общества". В то же время Сократ углубляется в пристальное изучение отдельной личности. "Познай самого себя", — говорит он, хотя и высказывает скептически сомнение в способности человека что-либо понять в хаосе распада привычных представлений о мире: "Я знаю, что я ничего не знаю". Процветает не возвышенная драма, но комедия Аристофана, зло и цинично иронизирующего над слабостями современников. Мир кажется грекам уже не таким гармоничным и ясным, как несколько десятилетий назад. Рушатся старые представления, рождается новое отношение к миру.

Положение Эрехфейона на Акрополе. За годы, пока строили Эрехфейон58, Афины пережили тяжелые события. Шла война со Спартой. В осажденном спартанцами городе вспыхнула чума. Много жителей, в том числе Перикл, погибли во время эпидемии.

Место постройки Эрехфейона выбрано не случайно. Оно было определено заранее. Считалось, что именно здесь Посейдон ударил трезубцем и высек ручей, а Афина посадила оливу. Перед зодчим встала трудная задача построить здание на участке с сильным склоном. Производить большие планировочные работы и выравнивать площадку для Эрехфейона не было возможности, так как в это время шла обременительная Пелопонесская война. Помещения Эрехфейона поэтому имеют различные уровни.

Расположение Эрехфейона тем не менее удачно в ансамбле Акрополя. Действительно, если в западной части Акрополя более тяжелая часть Пропилеи располагается слева, а легкий храм Ники — справа, то в восточной части холма тяжесть переносится на правую сторону, выступая в объеме Парфенона, а в левой оказывается изящный и более легкий ионический Эрехфейон. Гармоническое распределение масс, равновесие архитектурных объемов при общей асимметрии воспринимается не сразу, но постепенно, при движении по Акрополю59.

Человек, вступивший из Пропилеи на Акрополь, сначала не видел Эрехфейон, так как южный его портик был закрыт постаментом статуи Афины Воительницы, а западный — оливами, стоявшими перед храмом. Лишь на пути от статуи Афины можно было рассмотреть Эрехфейон и сравнить его с Парфеноном.

Отличие Эрехфейона от Парфенона. Эрехфейон сильно отличается от Парфенона. Рядом с дорическим ордером храма Афины Девы ионический ордер Эрехфейона воспринимается небольшим, хотя это и довольно крупный по абсолютным размерам храм. Около строгих колонн Парфенона Эрехфейон с его богатой орнаментальной отделкой кажется особенно нарядным.

Взгляд на Парфенон с одной точки, с угла, дает представление обо всем храме. В отличие от этого сложный и асимметричный Эрехфейон нужно обойти со всех сторон, чтобы воспринять богатство его архитектурных форм. Именно поэтому было, очевидно, нельзя пройти к северному входу в Эрехфейон непосредственно от Пропилеи. Зодчий как бы заставлял человека обойти храм кругом.

В архитектуре Эрехфейона господствует принцип контраста. С гладкими стенами сопоставлены затененные портики. Белому мрамору храма противопоставлен фиолетовый мрамор фриза60. Массивные основания сочетаются с легкими колоннами. Большие глади ступеней воспринимаются рядом со сложным узором на базах колонн.


91. Эрехфейон. Портик кариатид.

Портик кариатид. Эрехфейон выходит на площадь Акрополя южной стороной с портиком, крышу которого держат шесть кариатид (илл. 91). Три кариатиды опираются на левую ногу, три — на правую. Казалось бы, симметрия выдержана здесь четко и непогрешимо. Но, вглядевшись в мраморные изваяния девушек, видишь, как они различны. Складки их одежд не только обрисовывают сильные, прекрасные фигуры, но раскрывают степень напряжения каждой девушки. Кариатиды спокойно, без чрезмерных усилий несут тяжелую крышу портика (илл. 92). Их ноша для них и не тяжела и не слишком легка. Нагрузка воспринимается ими предельно естественно. Классическая гармония живет в каждой из этих статуй, в их красивых одеждах, нарядных прическах. Волосы, туго заплетенные у головы, постепенно распускаются и свободно стекают по спинам. Мастер не пытается обмануть зрителя, заставив его поверить, что перед ним не камень, а волосы. Он сохраняет фактуру мрамора. Но отношения плотности волос — туго заплетенных, слабо заплетенных и распущенных — точно переданы им различиями мраморных поверхностей, и это вызывает ощущение почти реальных волос (илл. 93, 94).


92. Эрехфейон. Кариатиды I.


93. Эрехфейон. Кариатиды II.

Правее богатого светотеневыми контрастами портика кариатид, на темной поверхности которого вырисовываются освещенные фигуры девушек, выступает спокойная гладь большой стены (илл. 95). Она лишь на первый взгляд кажется массивной и однообразной. На самом деле у этой сложенной из крупных красивых блоков мрамора стены внизу есть своеобразный небольшой пьедестал, украшенный рельефным орнаментом, а вверху пояс с вырезанным в камне узором. Декоративные завершения стены вверху и внизу находятся соответственно на уровне капителей и баз колонн восточного портика. Стена, таким образом, подчинена ордерной системе всего храма61.


94. Эрехфейон. Голова кариатиды.

Восточный и северный портики. Внутренняя планировка Эрехфейона сложна. В восточной части за преддверием святилища Афины находилось помещение с древнейшей деревянной статуей богини, перед которой стоял золотой светильник с неугасимым огнем. Далее располагались святилища Эрехфея и Посейдона. Стены их, как предполагают, были украшены живописными изображениями.


95. Эрехфейон. Южный фасад.

В отличие от плоского восточного портика (илл. 96) северный сделан глубоким, чтобы под его крышей создавалась плотная тень, на которой вырисовывались бы светлые мраморные колонны (илл. 82). Иначе они издали, снизу из города, не были бы заметны. Колонны крупные, они имеют даже небольшое утолщение. Северный портик Эрехфейона особенно хорошо украшен. Потолок его разделен на красивые квадратные углубления, облегчающие тяжесть. Ионические колонны стоят на богато украшенных орнаментами базах, несут нарядные капители. Особенно красива декоративными узорами дверь, ведущая в храм. Изящностью отделки Эрехфейон оттеняет сдержанное величие Парфенона (илл. 97). На украшение Эрехфейона обращалось большое внимание. Заказы на изготовление декоративных узоров давались различным художникам, чтобы не было повторов. Сохранились древние тексты об уплате денег мастерам, работавшим над убранством храма Афины и Посейдона: "Лепщикам из воска за изготовление моделей розеток для покрышек кессонов: Мезею, живущему в Милете, — восемь драхм. За изготовление другой модели, в виде аканфа, для покрышек кессонов: Агафору, живущему в Алопеке, — восемь драхм".


96. Эрехфейон. Восточный фасад.

На Акрополе, несомненно, было большое количество и более мелких святилищ, сокровищниц, жертвенников. Там находилось также и много статуй, о которых упоминают древние авторы. К сожалению, местоположение большинства их неизвестно. Только величественно возвышаются сейчас, хотя и в руинах, Парфенон, Пропилеи, храм Ники и Эрехфейон, свидетельствующие о прекрасном искусстве греков в лучшую классическую пору расцвета их общества. Трудно назвать эпоху, в памятниках которой более ярко отразилось бы оптимистическое сознание совершенства мира. В классических произведениях красота выступает как бы в своем чистом виде, не замутненная горечью противоречий. В них всегда выражено глубокое ощущение радости бытия. Человек этой далекой от нас эпохи как бы впервые увидел красоту мира и полюбил его. Сильное и свежее чувство осталось жить в созданных им образах. Оттого так волнуют потомков эти бессмертные произведения древних мастеров Эллады.


97. Эрехфейон. Деталь орнамента фриза. V в. до н. э. Мрамор. Афины. Акрополь.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1 В переводе "гекатомпедон" означает стофутовый: длина боковой стороны храма была сто греческих футов.

2 В искусстве V в. до н. э. принцип изменится. В архаический же период в общей планировке Акрополя, в трактовке отдельных храмов, во многих памятниках скульптуры господствует симметрия и последовательное чередование масс, как, в частности, в ансамбле храмов Селинунта или в расположении сокровищниц знаменитой Олимпии.

3 См.: М. М. Кобылина, Аттическая скульптура, М., 1953, стр. 33.

4 А. Павловский в книге Скульптура в Аттике до греко-персидских войн" (СПб., 1896, стр. 40) сообщает, что Аполлодор и Алкей писали о гидре девятиголовой, как и показано на фронтоне, и лишь затем народная фантазия сделала ее более страшной: Симонид называл ее уже пятидесятиголовой, а Еврипид писал даже о несчетных головах чудища.

5 См.: В. К. Мальберг, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904, рис. 16, 17. Он считает, что обе группы относятся к одному храму, но к разным фронтонам.

6 А. А. Павловский, Указ, соч., стр: 49.

7 Борьбу Геракла с Тритоном часто изображали и вазописцы. На чернофигурной вазе собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина можно видеть этот сюжет.

8 Хорошо сохранились постаменты с подписями ваятелей кор — скульптора Антенора и мастера Евтидика.

9 Геродот, История, VIII, 52—53, пер. Ф. Г. Мищенко, М., 1888. Писистратиды, сыновья тирана Писистрата, были на стороне персов. Они были изгнаны из Афин до греко-персидских войн и вернулись в Афины вместе с персидскими полчищами.

10 Фукидид, История, 90, 3, пер. Ф. Г. Мищенко в переработке С. Жебелева, т. I—II, М., 1915.

11 Художественные формы в греческом искусстве строгого стиля первой половины V в. до н. э. отличались жесткостью и некоторой графичностью. Эти особенности выступают в пропорциях храма Посейдона в Пестуме, в скульптурных произведениях, в рисунках на вазах этого времени.

12 Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII, пер. С. И. Соболевского, М., 1961.

13 См.: О. Шуази, История архитектуры, том I, М., 1935, стр. 303.

14 Плутарх, Сравнительные жизнеописания, Перикл, XIII.

15 См.: Павсаний, Описание Эллады, М., 1938—1940, I, 17. 2.

16 Возможно, сцена, показанная греческим вазописцем Евфронием на дне киянка — круглой чаши для вина, связана с этой монументальной росписью.

17 Павсаний, Описание Эллады, X, 10,1. Хотя Павсаний пишет, что статуи поставлены на одну десятую добычи от марафонской победы, некоторые исследователи (Павлуцкий) справедливо сомневаются в этом, отмечая, что добыча при Марафоне была ничтожной, так как у персов не было лагеря на равнине, а на убитых ценных предметов быть не могло. Учитывая, что Геродот также ничего не говорит о добыче при Марафоне, Павлуцкий считает, что постановка этой группы именно при Кимоне связана с патриотическими воспоминаниями о Марафонской битве, в которой прославился отец Кимона Мильтиад.

18 См.: "Плиний об искусстве", XXIV, 53, пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.

19 В музеях Европы имеется несколько копий со статуй амазонок. Более или менее единодушно ученые признают амазонку из Берлина произведением Поликлета. Изваяние из Капитолийского музея чаще относят Кресилаю. Фидию приписывают статуи амазонки из виллы Адриана в Тиволи и из Ватикана.

20 Павсаний, Описание Эллады, IX, 4, 1.

21 Павсаний, Описание Эллады, I, 28, 2

22 От этой статуи сохранились римские копии — статуя в Дрездене и голова в Болонье,

23 Лукиан, Изображения, 6. Собр. соч., т. I, "Academia", 1935,

24 Павсаний, Описание Эллады, I, 24, 8.

25 "Плиний об искусстве", XXXVI, 18.

26 Павсаний, Описание Эллады, I, 24, 5—7.

27 Существует мнение, что золотой запас афинской казны был включен в золотые части статуи, которые, если город нуждался в золоте, могли быть сняты, чтобы потом снова быть восстановленными. Этим золотом соблазнялись похитители. Так, в IV в. до н. э. некто Филург похитил голову Медузы. Демосфен сообщает о другой краже. В III в. до н. э, тиран Лихарес также снял часть золотых украшений со статуи Афины.

28 В Венском музее имеется прекрасная греческая гемма резчика Аспазия с воспроизведением головы Афины. В кургане близ Керчи в 1831 г. были найдены золотые медальоны IV в. до н. э. с изображением головы Афины Парфенос.

29 Статуэтка Афины римского времени, найденная Ленорманом в Афинах близ Пникса, интересна тем, что на щите и постаменте видны рельефы, о которых сообщают Плиний и Павсаний. Статуэтка Афины, найденная на площади Варвакион, была создана во II в. н. э. и, пожалуй, более близка статуе Афины. Известны и другие мраморные римские копии Афины Парфенос: статуя Афины из виллы Людовизи в Риме с подписью афинского скульптора Антиоха или Метиоха, мраморная статуэтка из Мадрида со сфинксом на шлеме и др.

30 Они сохранились в нескольких копиях: на щите статуэтки Ленормана, на фрагменте щита из Бристольского музея (щит Странгфорда), на фрагменте щита в Ватикане, на обломке щита Капитолийского торса Афины.

31 Известный греческий вазогшсец Полигнот и другие художники также пробовали в это время показывать холмистую местность. На кратере из Орвието воины-аргонавты, собирающиеся в поход, изображены стоящими на холмах. Некоторые представлены поставившими ногу на возвышение почвы, иные изображены наполовину закрытыми холмами.

32 Павсаний, Описание Эллады, V, 11, 1 — 11.

33 Монета из Элиды в Парижском кабинете медалей Национальной библиотеки.

34 Фидий создал образ Афродиты Урании, т. е. небесной, а не земной, чувственной, какой ее показал позднее скульптор Пракситель.

35 Павсаний, Описание Эллады, VI, 26, 3.

36 Плутарх, Перикл, XXXI.

37 Литература на русском языке о скульптурах Парфенона: В. К. Мальмберг, Метопы древнегреческих храмов, Дерпт, 1892; В. К. Мальмберг, Древнегреческие фронтонные композиции, Юрьев, 1904; Шварц, О композиции скульптурных украшений Парфенона, М., 1892; И. Романов. Об отношении Фидия к скульптурам Парфенона. "Журнал Министерства народного просвещения", 1900.

38 Много обломков метоп хранится в Афинском Национальном музее, в Акронольском музее, в Лувре, в Британском музее.

39 Сцены амазономахии, кентавромахии и гигантомахии встречаются и в других памятниках Афин. Так, художник Полигнот изобразил амазономахию (Павсаний, I, 15, 2), живописец Микон также обращался к этому сюжету. Много было таких сцен и в вазописи.

40 На вазах часто изображались такие юноши, даже сообщались их имена: Леагр (чаще других), Главк, Мемнон, Гиппарх, Мегакл и другие. На многих из них круглые шляпы, короткие плащи и кожаные башмаки с отворотами.

41 Пейфо — богиня, олицетворяющая искусство убеждения, спутница Афродиты и Гермеса. Иногда Пейфо — прозвище Афродиты. Ее культ был распространен в Афинах.

42 Исследователям, раздумывающим над тем, в каком положении мог находиться тот или иной обломок скульптуры, помогают эти следы дождевых струй, которые стекали, естественно, строго отвесно.

43 Впрочем, некоторые ученые сомневаются в принадлежности этих рисунков Каррею и приписывают их неизвестному фламандскому художнику.

44 Для реконструкции западного фронтона, кроме зарисовок Каррея, важны рисунки на вазе из Керчи, изображающие сцену спора Афины и Посейдона с западного фронтона Парфенона (собрание Эрмитажа). В центре фронтона, как думают ученые, помещалось изображение оливы, для которой предназначалось имеющееся там углубление. Некоторые предполагают также, что и вода могла быть изображена скульптурно; Мальмберг считал, что воду символизировал собой дельфин.

45 На западном, фронтоне много божеств, связанных с водой. Это бог моря Посейдон и его супруга Амфитрита, Кефис и Илис — реки, дочери Кекропа — богини росы, Ирида — радуга. Левкофея и Полемон также становятся морскими божествами.

46 В мифе рассказывается, что Афина дала дочерям Кекропа в закрытом ящике Эрихфония, змеевидного сына земли, и не разрешила открывать. Герса и Аглавра открыли ящик, но, испугавшись, бросились с Акрополя и погибли.

47 Не совсем точно определено, с какого фронтона этот торс, так как место его находки не было зафиксировано. Этот образ одни называют Иридой, другие — Никой, богиней победы, основываясь на том, что в спине статуи есть отверстия, как думали, для прикрепления крыльев. Действительно, по трактовке стремительного, порывистого движения она близка изображениям Ники в греческой пластике. Однако позднее отметили, что вряд ли можно считать ее Никой, так как эту богиню греки никогда не показывали в коротком хитоне, но всегда в длинных одеждах. Ирида же изображалась как раз в коротком хитоне и с крыльями.

48 Источниками для изучения восточного фронтона служат высказывания древних авторов, в частности Павсания, рисунки Каррея, мраморные рельефы колодца римского времени, хранящиеся в Мадриде (так называемый мадридский путеал), рисунки на вазах и, конечно, сами скульптуры, хотя и фрагментированные, но очень выразительные.

49 В. К. Мальмберг, в отличие от других, считает ее Ивой.

50 Остатки изображения звериной шкуры дают основание думать, что изображен действительно легендарный охотник Кефал, возлюбленный богини зари Эос.

51 Голова изваяния Гелиоса была отбита и потеряна. Сравнительно недавно ее (очень сильно поврежденную) обнаружили в музее Акрополя.

52 До сих пор не определили точно, кого изображают эти статуи, и потому называют их по-разному. Одни ученые считают, что это Гестия, Деметра и Кора. Иные видят в них Афродиту, Талло и Пандросу. Встречаются имена Афродиты, Пейфо, но чаще всего их называют Мойрами — богинями судьбы. На рельефе мадридского путеала (ограждение водоема) похожая женщина держит в руке веретено, а Мойры, по мифу, пряли нить человеческой жизни, и скульпторы изображали их обычно за работой.

53 Вопрос об авторе скульптур фронтонов Парфенона окончательно не решен. Не исключена возможность, что модели для статуй, так же как и рисунки для фриза, делал Фидий, но высекали фигуры из мрамора, очевидно, другие мастера — Алка-мен и Агоракрит, как предполагает Мальмберг. По трактовке одежд и складок на них в фигурах фронтонов видят руки двух различных мастеров. К одной группе относят Мойр с восточного фронтона; к другой группе причисляют Гор и Ириду с восточного фронтона (ее иногда называют Ивой). Для творчества мастера первой группы характерна любовь к объемным формам, к выразительной передаче движений в складках одежд. Мастер второй группы более сдержан, лаконичен.

54 Достойно внимания, что верхняя ступень Пропилеи в отличие от других, беломраморных, была из темного камня. Человек, выходящий из Акрополя, как бы предупреждался черной ступенью о том, что начинается спуск и нужно быть осторожным.

55 Это сказывается в некотором утяжелении пропорций ордера. Колонны храма Ники Бескрылой цельные, а не составлены из отдельных барабанов.

56 Позднее, в эллинистическую эпоху, над рельефным фризом цоколя алтаря Зевса в Пергаме также вырастет ионическая колоннада. Истоки подобного сопоставления архитектурных элементов — внизу рельефы, а над ними колоннада — можно видеть уже здесь.

57 В древности эти рельефы обозревались с позиции несколько иной, чем та, с которой сейчас на них смотрят в залах музеев. Очевидно, они были предназначены для созерцания снизу, а в античной скульптуре выбор точки зрения, как уже отмечалось, играет очень большую роль.

58 В конце I в. до н. э. во время пожара интерьер Эрехфейона был уничтожен. В византийский период в Эрехфейоне помещалась церковь. В XII в. при крестоносцах храм служил дворцом, а при турках — гаремом местного правителя. В начале XIX в. он был разрушен, но в 40-х годах XIX в. его восстановили. Однако многое в его внутренней планировке остается до сих пор неясным, неизвестно также имя зодчего Эрехфейона.

59 См.: О. Шуази, История архитектуры, т. I, стр. 313—314

60 При постройке Эрехфейона использовались мраморы различных сортов и цветов — белый, серый, розовый, фиолетовый. От монохромного в своих основных частях Парфенона Эрехфейон отличался полихромностью мрамора. Широко применялась позолота, но раскраска была, очевидно, сдержанной.

61 Это своеобразное решение стен позднее будет встречаться и в некоторых эллинистических постройках Малой Азии.

 

ЛИТЕРАТУРА

Учащимся, желающим лучше ознакомиться с памятниками древнегреческой архитектуры и скульптуры, рекомендуются следующие книги:

Блаватский В. Д.

Греческая скульптура, М.—Л., 1939.

Брунов Н. И.

Очерки по истории архитектуры, т. II, Греция, М., 1935.

Вальдгауер О. Ф.

Античная скульптура, Иг., 1923.

Кобылина М. М.

Аттическая скульптура, М., 1953.

Колобова К. М.

Древний город Афины и его памятники, Л., 1961.

Колпинский Ю. Д.

Скульптура древней Эллады (альбом), М., 1963.

Соколов Г. И.

Античная скульптура, ч. I, Греция (альбом), М., 1961.

Фармаковский Б. В.

Художественный идеал демократических Афин, Пг., 1918.

Чубова А. П.

Фидий, М—Л., 1962.

Из работ древних авторов, сообщающих интересные сведения об искусстве, рекомендуются:

Павсаний.

Описание Эллады, I—II, М., 1938-1940.

"Плиний об искусстве", пер. Б. В. Варнеке, Одесса, 1900.

Плутарх.

Сравнительные жизнеописания, т. I—III, М., 1961 —1964.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: